17:01 17.06.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат-коммунист А.Д. Куликов предложил лишать бывших президентов России неприкосновенности. Текст законопроекта и пояснительная записка к нему

2013-06-17 15:39
А.Д. Куликов

Депутат-коммунист А.Д. Куликов внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о лишении части привилегий бывших президентов России.

Так, инициатива предусматривает отмену для таких лиц неприкосновенности и предоставляет правовую основу для возбуждения уголовных дел в отношении граждан, ранее занимавших пост главы государства.

Автор также считает необходимым из закона норму о предоставлении экс-президентам права на пожизненное пользование государственной дачей и содержание за счет средств бюджета аппарата помощников.

KPRF.RU публикует полный текст законопроекта и пояснительную записку к нему.

Пояснительная записка

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации 

Законопроект вносится с целью устранения противоречий отдельных норм Федерального закона от 12 февраля 2001 г.  № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» положениям Конституции Российской Федерации, общепризнанным нормам международного права и действующим нормам законодательства Российской Федерации.

При подготовке законопроекта принималось во внимание существующее правовое регулирование системы льгот и привилегий бывшим первым лицам иностранных государств.

В соответствие со статьей 80-81 Конституции Российской Федерации Президент – это должность главы государства.

Статьей 92 Конституции Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий Президента, как главы государства, с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации, а также в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. С этого момента гражданин Российской Федерации, исполнявший должностные полномочия Президента Российской Федерации, утрачивает их, не является Президентом Российской Федерации. В связи с этим употребление в отношении гражданина Российской Федерации, переставшего исполнять должность главы государства (Президента), термина «Президент Российской Федерации», является неправомерным. Законопроектом устраняется это несоответствие.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ (статья 3) наделяет гражданина, прекратившего исполнение полномочий Президента Российской Федерации, неприкосновенностью, которая также распространяется на занимаемые этим лицом жилые и нежилые помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и личную переписку. Однако это противоречит Конституции Российской Федерации (статья 91), которая устанавливает неприкосновенность только в отношении гражданина Российской Федерации, занимающего должность главы государства действующего Президента Российской Федерации.

Распространение института неприкосновенности на лицо, переставшее занимать должность Президента Российской Федерации, также  противоречит статье 6 (часть 2) и статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающих для всех граждан равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации,  и гарантирующие равенство  всех  перед законом и судом, независимо  от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, запрет, закрепленный в федеральном законе № 12-ФЗ от 12 февраля 2001 г. (статья 3), на привлечение к уголовной ответственности гражданина Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий Президента Российской Федерации, за большинство  противоправных деяний, совершённых им как в связи с исполнением президентских полномочий, так и совершённых не в связи с президентскими полномочиями, прямо противоречит принципам законности и равенства граждан перед законом, сформулированным в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так в статье 2 (часть 2) и    статье 3 (часть 1) Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации. Он же устанавливает основание и принципы уголовной ответственности.  Ни один другой закон, вторгающийся в сферу действия уголовного закона, не может действовать вне Уголовного кодекса Российской Федерации и тем более противоречить ему. Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 29 июня 2004 г. № 13-П), который указал, что установление новых норм, подменяющих положения уголовного законодательства, недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы граждан, дестабилизирует единое правовое пространство в сфере уголовного права. Уголовным кодексом Российской Федерации также определено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, не достигшее определённого возраста (статья 20), лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости (статья 21). Основаниями для освобождения от уголовной ответственности могут быть деятельное раскаяние (статья 75), примирение с потерпевшим (статья 76), истечение сроков давности (статья 78), а также обстоятельства, предусмотренные статьей 76.1 и примечанием к статье 205 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности на основании наделения бывшего Президента Российской Федерации или иных лиц иммунитетом в виде неприкосновенности Уголовным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Законодатель статьей 3 федерального закона № 12-ФЗ от 12 февраля 2001г. создал парадоксальную, противоречивую ситуацию, когда действующий Президент Российской Федерации обладает чуть ли не меньшим иммунитетом, чем бывший Президент Российской Федерации. Так, действующий Президент Российской Федерации может быть привлечён к уголовной ответственности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после прохождения процедуры отрешения от должности в соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации. По смыслу же пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ лицо, прекратившее исполнение полномочий Президента Российской Федерации, обладает иммунитетом от уголовного преследования и не может быть лишено неприкосновенности и привлечено к ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести (например, уклонение от уплаты налогов и др.), а также особо тяжких преступлений (убийства,  государственная измена, геноцид и др.). 

Следует также иметь ввиду, что наделение неприкосновенностью лица, переставшего исполнять должность Президента Российской Федерации, не соответствует статьям 2 и 26  Международного  Пакта о гражданских и политических правах и статье 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающих право каждого на равенство перед законом и правовую защиту от нарушений,  даже если эти  нарушения  были  совершены  лицами,  действовавшими в официальном качестве.  В связи  с изложенным  предлагается исключить статью 3 из Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1992 г. № 1687 в целях восстановления социальной справедливости и создания равных условий пользования объектами отдыха и лечения для всего населения упразднен статус «государственные» в отношении дач и других аналогичных объектов, подчинённых федеральным исполнительным органам. Этим же указом признано неправомерным предоставление на льготных условиях указанных объектов лицам, занимающим и занимавшим ранее высокое должностное положение, а также в связи с уходом на пенсию. В связи с этим в законопроекте предлагается исключить из Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ положение о предоставлении  лицу,  прекратившему  исполнение должности Президента Российской Федерации, право на пожизненное пользование государственной дачей.

Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 с    1 июля 2003 г. упразднено Федеральное агентство правительственной связи и информации. Этим же указом создана Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (Спецсвязь ФСО России). В результате этих преобразований место вышедшего из официального употребления термина «правительственная связь» заняло понятие «специальная связь». В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в текст Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ.

Предлагается исключить из Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ нормы, дающие возможность содержать за счет средств федерального бюджета для обеспечения личных нужд лица, прекратившего исполнение должности Президента Российской Федерации, аппарат помощников, с предоставлением должностным лицам  этого аппарата отдельного помещения, оснащённого мебелью, оргтехникой и спецсвязью. Финансирование за счет средств федерального бюджета содержания обслуживающего персонала фактически частного лица, с момента прекращения исполнения им должности главы государства Российской Федерации, аморально и противоречит принципу социальной справедливости. Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено расходование бюджетных средств государства на подобные цели.

Изменения в статьях 448-450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направлены на восстановление конституционной гарантии равенства граждан России перед законом.    

Отдельные положения Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ излагаются в новой редакции, позволяющей сохранить их смысловое значение, согласованность и взаимосвязь.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме