13:45 22.10.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Государственной Думы В.Н. Тетёкин: «Отечественную авиацию вгоняют в смертельное пике»

2013-10-22 12:31
Пресс-служба депутата Госдумы В.Н. Тетекина

22 октября на заседании Государственной Думы позицию фракции КПРФ относительно катастрофической ситуации, сложившейся в авиационной промышленности России, представил депутат В.Н. Тетёкин.

- Уважаемые коллеги!

Думаю, что каждый из вас летает на самолетах не раз и не два в году.  А вы заметили, насколько изменились наши аэродромы за последние 20 лет?  Раньше иностранные самолеты можно было увидеть только в международном Шереметьево. Везде были ИЛы, Туполевы, ЯКи. Теперь же наше небо заполнили «Боин­ги» и «Аэробусы», а также самолеты стран, которые никогда не были в числе авиационных держав: канадские «Бомбардье», французские «АТР» и даже бразильские «Эмбраеры».

Ныне отечественный самолет воспринимается в российском аэропорту почти как экспонат музея науки и техники. Во Внуково можно лицезреть пятерку прекрасных Ту-154, давно и сиротливо стоящих на отстойной площадке. Советский авиапром контролировал почти 30% мирового рынка пассажирской авиации. А сейчас в нашем собственном небе всего 7% отечественных самолетов. Недавно решили купить 32 штуки «Бомбардье». Так что кормим заказами иностранную промышленность.

Правда, в последнее время заговорили о возрождении отечественного авиапрома. На это в 2009—2010 годах было выделено 190 млрд. рублей. В какую «черную дыру» они провалились? Ведь если бы эти суммы были направлены на заказ самолетов, а не на мнимые «структурные преобразования», то можно было бы выпустить 260 самолетов типа Ту-204. Это обеспечило бы России третье место в мире по выпуску авиатехники, загрузку предприятий и заводов отрасли, и создание свыше 100 тысяч рабочих мест.

Но  за прошлый год  «Объединенная авиастроительная корпорация» выпустила всего 20 пассажирских самолетов. Больше половины из них – печально известный «СуперДжет». Это, конечно «джет» (то есть реактивный самолет), но отнюдь не «супер», ибо постоянно ломается. Все ждут, что «Суперджет» поболеет-поболеет и выздоровеет. Но ожидание явно будет долгим и дорогостоящим.

Еще произвели два Ту-214, четыре Ан-148 и два Ил-96. Это капля в море. Особенно по сравнению с нашими конкурентами, которые выпускают сотни самолетов в год.

Более того, под видом восстановления российского авиапрома нас вгоняют в такую же отверточную сборку как в автомобильной промышленности. А это уже вопрос национальной безопасности. Как только у нас испортятся отношения с нашими заклятыми друзьями на Западе, у нас все остановится – сборка самолетов, автомобилей, телевизоров.

Американские фирмы вывели почти все тяжелое производство в Азию. Но только не аэрокосмическую промышленность. «Боинг» - предмет не только гордости, но и особой заботы правительства США.

Европа до поры до времени летала на «Боингах». Однако в какой-то момент ряд европейских стран объединились, чтобы создать «Аэробус». А теперь и страны, никогда не имевшие своей авиационной промышленности, ударными темпами создают свой авиапром. Все понимают, что если не будет авиации, технологически они отстанут навсегда.

Российская верхушка действует в обратном направлении. Стараниями, скорее всего небескорыстными, западных лоббистов в руководстве РФ, за последние 15 лет в небе России появилось более полутора тысяч иностранных пассажирских самолетов. Цена вопроса – около 45 миллиардов долларов. На эти деньги можно было построить 2,5 тысячи своих самолетов, дать работу сотням тысяч наших ученых, инженеров, техников и рабочих. Вместо них работой обеспечили американцев и европейцев.

Хотя миф о том, что западные самолеты лучше наших, не имеет под собой никаких оснований. По своим характеристикам Ил-96-300, Ту-204, 214 и 334 ничем не уступают западным машинам. Ил-96-400 вообще выигрывает по всем статья.

Утверждают, что наши авиадвигатели более прожорливые. Но у нас есть уникальный, суперэкономичный двигатель НК-93 гениального конструктора Николая Кузнецова. Этот практически готовый двигатель пятого поколения -  предмет зависти западных конкурентов, изделия которых смогут приблизиться к НК-93 не раньше, чем к 2025 году. Это поистине инновационный проект, способный резко повысить российский экспорт высокотехнологической продукции. Но его пытаются втихомолку задушить в темном углу.

Утверждают, что наши самолеты дороже иностранных. Еще бы. Ведь их строят единицами. А штучное производство всегда дороже.  Если  дать авиазаводам налоговые скидки или 5%-ю  скидку для авиакомпаний, летающих на наших самолетах, можно было бы строить самолеты серийно.

Иностранные самолеты покупать дешевле, ибо их регистрируют в офшорах, ввозят в Россию по временной схеме без пошлины и даже без НДС. Таким образом, импортный самолет при прочих равных условиях имеет 38% преимущества в цене перед отечественным. Здесь нет и намека на честную конкуренцию, не говоря уж о поддержке российской промышленности. Но правительство Медведева собирается продлить льготы для иностранных производителей авиатехники.

Президент Путин постоянно заявляет, что мы должны не только производить свои самолеты, но и выйти с ними на мировой рынок. Но кто их будет покупать за границей, если мы сами не будем летать на своих самолетах?

У нас беда не только с промышленностью. У нас проблемы с руководством авиации – оно разрозненно. У семи нянек, как известно, дитя без глаза. Необходимо восстановить Министерство авиационной промышленности. В знаменитом Минавиапроме СССР работали до 1500 человек – специалистов высочайшего класса. Сегодня нашей авиационной промышленностью управляют 35 человек. Об уровне их компетентности и говорить не приходится.  

Руководство России справедливо, хотя и с опозданием на 15 лет заговорило о необходимости избавления от сырьевой зависимости. Но одной рукой пишутся речи  об инновации и модернизации, а другой рукой подписываются решения, ведущие к фактическому уничтожению такой высокотехнологичной отрасли, как авиастроение. У них там, наверху, правая рука знает, что делает левая? Что модернизировать-то будем? Казино и пивзаводы?

Ликвидация такой ключевой отрасли, как авиастроение, влечет за собой тяжелейшие последствия. Дело ведь не только в том, что гибнут прославленные заводы. Рушится вся колоссальная система, на которую опирается авиастроение. Это фундаментальная и прикладная наука, авиационное высшее и среднее специальное образование, подготовка высококвалифицированных рабочих. Все это оказывается «без надобности». Недавно ломали копья вокруг структуры управления Академией наук. Но еще более крупная проблема в том, что применять достижения фундаментальной науки скоро будет негде.

Беда надвигается и на военное авиастроение. Если не будет дальнемагистральной пассажирской авиации, не будет стратегических и дальних бомбардировщиков, заправщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Их просто некому будут проектировать и строить. Реальные действия власти показывают пустоту, которая стоит за ее декларациями о готовности в ближайшие годы произвести бо­лее 600 самолетов и 1000 вертолетов для Вооруженных Сил России.

При этом из ведущих предприятий авиастроения изгоняются наиболее талантливые и эффективные руководители. Не так давно своих постов лишились Генеральный конструктор Мос­ковского вертолетного завода имени М.Л. Миля А.Самусенко и ещё ряд ведущих конструкторов-милевцев.

Затем вынудили уволиться Юрия Елисеева – дирек­тора ОАО «Кузнецов» - единственного в России предприятия, занимающегося производством и ремонтом авиадвигателей для Стратегической авиации. Ю.Елисеев поднял это предприятие из разрухи, в которую вверг знамени­тую фирму его предшественник из числа «эффективных менеджеров». Ныне Стратегическая авиация РФ может остаться без двигателей.

Вообще создается впечатление целенаправленной политики разрушения гражданского и военного авиастроения России.

Кто будет разрабатывать новейшие типы самолетов и вертолетов, если за­крываются прославленные конструкторские бюро? Кто будет производить эти са­молеты и вертолеты, если систематически разрушаются всемирно известные за­воды? Кто будет летать на этих самолетах и вертолетах, если уничтожаются зна­менитые летные училища и академии ВВС? В Вооруженных Силах РФ наследие печально известного г-на Сердюкова постепенно преодолевается. А вот над авиапромом тучи продолжают сгущаться по злой воле ряда деятелей, вгоняющих нашу авиацию в смертельное пике.

Под угрозой не просто существование знаменитых конструкторских бюро и заводов, но и само существование еще недавно великой русской/советской техни­ческой цивилизации. Если в России западные специалисты обслуживают западные самолеты, на которых летают иностранные пилоты, то не означает ли это, что мы превращаемся в очередную банановую республику?

Авиационная промышленность – это средоточие всех самых современных технологий. Металлургия, электроника, оптика, средства связи,– нет ни одной отрасли, которая не была бы тем или иным образом завязана на авиапроме. Его гибель означает гибель всех высокотехнологических отраслей промышленности, авиационной науки и образования. Не понимать этого или, тем более, сознательно разрушать наш авиапром - значит преступно игнорировать интересы национальной безопасности России.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме