00:00 04.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутат Госдумы, посол В.Н.Лихачев: Как только баланс социальных и классовых сил сместится таким образом, что КПРФ сумеет реализовать свою программу, то Россия станет настоящим планетарным и региональным международным игроком
28 мая, в 19:00, в прямом эфире KPRF.TV состоялась трансляция передачи "19.00", в которой принял участие Василий Николаевич Лихачев - депутат Госдумы, член комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший Постоянный Представитель Российской Федерации при Европейских сообществах.
В.Н.Лихачев в режиме интернет-конференции отвечал на вопросы пользователей сети Интернет по теме "Европейская дипломатия России. Международные позиции России и перспективы евразийского партнерства".
Вопросы касались проблем европейской безопасности, итогов прошедшего недавно саммита "Большой восьмерки", а также инициатив российского руководства по интеграции на постсоветском пространстве.
Отвечая на вопросы телезрителей Василий Николаевич особо подчеркнул, что сегодня мир находится в условиях глобальной нестабильности, что способствует эскалации политических, экономических и социальных противоречий, угрожающих безопасности многих стран и народов. Только совместные усилия мирового сообщества и координация действий на основе равноправного партнерства между всеми участниками международных отношений могут помочь в преодолении накопившихся проблем. Огромную роль на этом пути могут сыграть левые партии и движения, чей политический вес во всем мире неуклонно увеличивается и чей огромный научный, политический и созидательный потенциал ещё только предстоит реализовать в полную силу.
Стенограмма интернет-конференции В.Н.Лихачева на КПРФ. ТВ
- Вед.:Здравствуйте, дорогие наши уважаемые телезрители! Работает программа ТВ КПРФ. Сегодня у нас в гостях Василий Николаевич Лихачев, депутат Государственной думы, член Комитета Госдумы по делам Союза независимых государств и связям с соотечественниками, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол. Здравствуйте, Василий Николаевич!
- В.Н.Лихачев: Добрый вечер!
- Как обычно, наш гость будет отвечать на вопросы наших телезрителей, поступивших через социальные сети ВКонтакте, Твиттер, а также есть возможность напрямую пообщаться с нашим гостем в Скайпе. Василий Николаевич, в последнее время вообще создается впечатление, что мир вступил в новую полосу нестабильности. Мир сотрясают различного рода неприятности, огромный экономический кризис поразил целый ряд передовых стран Запада, Соединенные Штаты, многие из этих стран лихорадит, что называется. На Ближнем Востоке произошел ряд переворотов и до сих пор во многих из них также сохраняется нестабильность, политический кризис. Все это происходит на фоне борьбы внутри Европейского союза, центростремительных, центробежных сил, а также усиления влияния НАТО. Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальные проблемы внешней политики нашей страны?
- Я думаю, вы сделали совершенно правильный, многоформатный вывод. Мир живет, особенно первые десятилетия 21-го века показали правильность этого вывода, с некоей критической массой. Эта критическая масса касается устойчивости и эффективности государственного суверенитета, потому что, к сожалению, - может быть, наши зрители и удивятся, - даже по оценкам Организации Объединенных Наций, в мире насчитывается 52 неустойчивых и нестабильных государства или полугосударства, этот фактор влияет, естественно, на подходы к мироуправлению, к глобальным, региональным и другим международным проблемам. Наверное, руководство страны внимательно отслеживает эти процессы, и не случайно поставлена задача к концу этого года подготовить новую концепцию российской внешней политики. Ныне действующая концепция принята в 2008 году, и в ней очень четко расставлены акценты для внешней политики, для дипломатии России. Это прежде всего вопросы безопасности, военно-политической, экономической, гуманитарной. Если говорить о географических приоритетах, Российской Федерация была и остается приверженцем того, что первую строчку в этих приоритетах занимают отношения со странами СНГ. Это очень сложный мир, который находится в процессе самоидентификации, мир, который ищет свое место в глобальном миропорядке, там масса проблем, в том числе социальных, социально-экономических. И Российская Федерация должна не только констатировать наличие этих проблем, но и предлагать через союзы, через партнерства, через другие конфигурации, на основе норм и принципов международного права, решение этих вопросов. Хочу подчеркнуть, что глобальный тренд сегодня – это отношения не только между суверенными государствами, но и между союзниками. Поэтому также большое внимание мы уделяем и будем уделять строительству справедливых отношений на площадке СНГ, Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии. От этих игроков, я бы сказал, новых, полноценных игроков зависит и микроклимат региональный, скажем, в Европе, Азии, Латинской Америке, зависит существование эффективных юридических, политических, интеграционных и экономических режимов на всем пространстве земного шара в целом.
- Недавно завершился саммит «большой восьмерки», на котором обсуждался целый ряд глобальных проблем. Каковы, на ваш взгляд, итоги этого саммита для России?
- Я отслеживал эту проблему, когда работал в Брюсселе послом Российской Федерации при Европейских сообществах, и мне казалось, что роднит «восьмерку» с «двадцаткой» - это то, что лидеры «восьмерки» собираются не только для приятного обеда или ужина, но и для принятия каких-то решений, согласования своих позиций. Чтобы впоследствии такие позиции можно было изложить и в Организации Объединенных Наций. Эти структуры проходят эволюцию. Эта эволюция связана с тем, что значение такого рода встреч становится все более прикладным, прагматичным. И с этой точки зрения важно, чтобы Россия перестала себя позиционировать в переговорном формате как какого-то школьника или приготовишку. Но в то же время не могу кое-что и критически: мы могли бы в этом формате играть и бОльшую роль. Мир сегодня крайне нуждается в здравых прагматичных ответах, и Российская Федерация, российская внешняя политика и дипломатия в состоянии выработать такого рода решения и рекомендации. Интеллектуальный потенциал российской внешней политики, российского МИДа и других структур, которые заняты в сфере международных отношений со стороны России, очень, очень высокий. И им надо умно и прагматично распорядиться.
- Надо полагать, Лавров сохранит за собой кресло министра иностранных дел?
- Сергей Викторович по праву сохранил за собой это. Человек, который пользуется безусловным авторитетом, человек, которого хорошо знают за рубежом, причем и на западе, и на востоке, и человек, который четко представляет, что такое национальные интересы Российской Федерации. Вы, наверное, обратили внимание, что он избегает высокопарного стиля изложения, он говорит очень сухо, прагматично. В то же время понятным языком, и к голосу этого человека, по моим наблюдениям, реально прислушиваются столицы, и Вашингтон, и Берлин, и многие другие.
- Василий Николаевич, тогда вопрос такой. Из анализа внешней политики России иногда складывается впечатление, что она в основном ориентирована на взаимодействие с западными партнерами и не с такими быстро развивающимися экономиками, как, например, Китай, Индия и другие наши восточные потенциальные союзники. Какие в связи с этим перед Россией возникают возможности и какие угрозы создаются?
- Должен вам откровенно сказать как профессионал, как дипломат, российская внешняя политика - это видно из ее концепции и из многих других документов – строится на принципах … (неразб.), универсальности. Принцип универсальности с точки зрения географии наших международных связей и с точки зрения вопросов, которые представляют сегодня международную повестку дня. И, безусловно, есть свои приоритеты на западном и восточном направлениях. Приведу один пример. Сегодня среди главных торговых партнеров Российской федерации страны Европейского союза, это примерно 68%. Сегодня мы ведем очень активные переговоры, развиваем внешнеэкономические связи и с европейскими странами в рамках взаимовыгодного сотрудничества на площадке Европейского союза. Но и с Востоком, который просыпается, Востоком, который показывает такой жесткий оскал, но чтобы наши восточные партнеры не достигли стати китайских тигров, очень важно вступать с ними вовремя в контакты. И здесь у России большие надежды и приоритеты.
Недавно Министерство иностранных дел России разработало документ, который показывает распределение этих тем по вектору модернизации. Поверьте, это очень серьезный документ, практически в каждой стране современного мира у России есть свои интересы: то ли в области технологии, то ли здравоохранения, в области каких-то социальных проектов, космоса, технологии, охраны здоровья и многое другое. Вот сегодня мы достигли той стадии всемирного миропорядка, когда важен голос каждой страны, независимо от размеров этой страны, от людей, которые определяют ее силовые структуры, армию. Сегодня очень важно, мне кажется, это понимают и в ООН, построить мироуправление таким образом, чтобы каждая страна, каждый народ был представлен в этой мозаике. Географической, предметной, объектовой и т.д. И как мне представляется, я об этом писал в своих книгах, в том числе и в последней, «Россия и международное сообщество», России уготована роль и модернизатора, и идеолога, и некоего такого ресурсообладающего субъекта. Для того, чтобы мир развивался, скажем, 3 дня. Для меня 3D это очень большие не только цифры, но и буквы.
Сегодня глобальный мир, если он хочет быть эффективным, безопасным, должен обеспечивать режим доверия, если есть доверие, то партнеры приступают ко второму «D» - диалогу, а когда есть диалог, то будет и третье «D» - действие. Вот это взаимодействие опирается сегодня на принципы нового международного права, и, конечно, Российская Федерация, чтобы обеспечить свои интересы, а они существуют, мы об этом говорим и нашим партнерам, она должна исходить из того, чтобы по всем векторам внешней политики, по всем координатам у России были бы партнеры, у России были бы друзья, союзники, которые бы ее хорошо понимали и которые бы стремились идти на складывание, на сложение потенциалов, в том числе российского потенциала, а не на эксплуатацию российского потенциала, в том числе как сырьевого придатка. Нам этот статус, этот тренд решения проблем чужого дяди, его экономики, социальной и национальной безопасности – нам надо прекращать. И надо особо сказать, что такого рода положения особо четко представлены в нормативных документах Коммунистической партии Российской Федерации. Я имею в виду позиции партии, которые она особо четко излагала в период кампании по выборам в Государственную думу. И особенно четко эта позиция прозвучала в документах, с которыми выступал Геннадий Андреевич Зюганов в период президентской кампании. Хочу сказать, что это правильные документы с точки зрения политологии, современной политэкономии, современного международного права, и несмотря на то, что эти кампании закончились, актуальность этой интеллектуальной продукции, с которой выступал лидер КПРФ, безусловно, сохраняется. И я думаю, что и МИД, и силовые структуры, которые обеспечивают внешнеполитический тренд Российской Федерации, только выиграют от того, если бы: а) глубоко изучили эти документы и б) начали думать о том, как их воплотить во внешнеполитической деятельности современной Российской Федерации.
- Василий Николаевич, мы получили целый ряд вопросов от наших телезрителей, и сейчас хотелось бы задать один из них. Задает вопрос Ярослав Голодов, и вопрос звучит следующим образом:
Курс Республики Молдова на реинтеграцию Молдовы в рамках Молдовской Федерации – это сдача очередного стратегического союзника России или же мечта о восстановлении государства? Как, на ваш взгляд?
- Этот регион Европы сегодня является одним из наиболее трудоемких. И задача здесь состоит в том, чтобы создать в нем такую атмосферу, в которой обеспечивались бы права человека, обеспечивались бы основополагающие нормы Пакта о правах человека 1966 года, это основной документ, а также такие документы, как Всеобщая декларация прав человека. Будет гуманитарная безопасность, мы сможем решать и проблемы эффективной экономики.
Безусловно, очень длительное время Молдова не может решить вопрос, связанный с определением статуса Приднестровья, и российская внешняя политика сегодня исходит из того, что главную ответственность несут эти две структуры, эти два субъекта, и помогать им найти путь друг к другу очень непросто. Я знаю, что несколько подразделений современного Министерства иностранных дел Российской Федерации занимаются этой проблемой.
Почему я говорю «непросто»? Есть сильное стремление, в том числе и современного молдавского руководства, заключить тесный союз с Румынией, которая является членом НАТО, членом Европейского союза.
Но, с другой стороны, Приднестровье за эти годы прошло очень серьезный путь становления как государственной единицы. Я вспоминаю одно из недавних исследований, которое провели сотрудники Массачусетского университета, и они признали, что на постсоветском пространстве наиболее близко к статусу государства или государствоподобного образования дошло именно Приднестровье. Поэтому нам, естественно, нужно исходить из того, что эта формула, которая обеспечит им федеративное устройство, формулу какой-то автономии, широкой и расширенной, должна обязательно базироваться на уважении взаимных интересов, и учитывать приходится тот путь, который Молдова и Приднестровье прошли. Мне представляется, что шаги властных структур навстречу друг другу будут весьма полезными для укрепления в целом европейской безопасности. Диалог должен быть более активный, диалог должен быть взаимоуважительный, диалог, повторяю, который приведет к созданию режима очень эффективной безопасности. Когда мы говорим о Молдове, когда мы говорим о Приднестровье, мы должны думать и о Европе в целом.
- Василий Николаевич, хотелось бы еще, раз мы затронули вопросы европейской безопасности, затронуть такую достаточно острую на данный момент тему, это вопрос об укреплении блока НАТО и, в частности, размещение натовской базы в Ульяновске. Дело в том, что ведь фактически список стран-участниц НАТО совпадает со списком стран-участниц Европейского союза. И здесь Россия оказывается в достаточно деликатном положении, и как ей в таком случае следует подходить к участию в решении проблем европейской безопасности?
- Взаимодействие между членами НАТО и членами Европейского союза происходило у меня как бы на глазах. Любопытно, но факт: пока та или иная страна, претендент на вступление в Европейский союз, не вступила в НАТО, дверь для нее была полуоткрыта. Если проходила эта процедура, процесс приобщения к европейским ценностям был очень активным.
Для меня совершенно очевидно, что с НАТО, которая сегодня усилилась политически, НАТО, которая пришла на наши западные границы, подошла близко. Если внимательно посмотреть на военную инфраструктуру НАТО, то мы видим, что воздушные, морские, сухопутные части расположены в трех бывших прибалтийских советских республиках. Более того, это происходит в нарушение действующих региональных международных норм, связанных с обеспечением безопасности всех государств, которые входят в СБСЕ. Здесь, мне представляется, Российская Федерация должна быть не просто более активной, а даже жесткой.
Знаете, когда шел процесс формирования «новой Европы», на Западе нам давали серьезные гарантии того, что НАТО не пойдет на восток. НАТО пришло, НАТО чувствует себя достаточно комфортно. Но с НАТО надо работать. «Свободного плавания» нельзя допускать. Нельзя допускать, чтобы НАТО, натовские структуры находились в «свободном плавании». И я думаю, что было бы вообще весьма полезным сделать таким образом, чтобы НАТО отвечало за ухудшение обстановки на европейском континенте, за нестабильность в области безопасности. Прежде всего несут ответственность США, это член НАТО, один из главных идеологов, и, естественно, другие страны. Нам надо в дипломатическом смысле не допускать какой-то двойной или тройной позиции, допускать этих стандартов в отношениях с Российской Федерации. И на это было в принципе направлено предложение дипломатической инициативы России 2008 года заключить новый общеевропейский договор о международной безопасности. Смотрите, что любопытно: в Брюсселе, столице НАТО, говорят очень много о готовности натовских структур обеспечить неделимую безопасность. В идеологическом плане их машина работает очень активно, в том числе и представительство НАТО здесь, в Москве. Но когда доходит дело до принятия конкретных решений, мы видим, что воз остается на том же самом месте. Не надо упрощать НАТО, но не надо и думать, что это блок, с которым нельзя работать. Там есть и мыслящие люди. Я встречался со многими генеральными секретарями НАТО, я говорил и с Расмуссеном, это действующий генеральный секретарь, я встречался и с одним из лидеров НАТО, Европейского союза Хавьером Соланой, и я делаю вывод, что мы в своей политической работе должны использовать и новые ресурсы, в том числе использовать потенциал парламентской дипломатии.
- Ну, что же, будем надеяться, что разговор будет идти в конструктивном русле. В таком случае, раз уж мы выразили беспокойство, что НАТО в определенном смысле усиливается, увеличивает свое присутствие, наверное, в таком случае имеет смысл поговорить об альтернативных инициативах, наши телезрители активно интересуются перспективами евразийского партнерства. Вот один из наших зрителей, Санат Капышев, спрашивает: Во время предвыборной кампании нынешнее российское руководство активно декларировало, что одним из приоритетов внешней политики будет создание Евразийского союза. Как вы относитесь к перспективе создания такого союза и будет ли он играть важную роль в мире, если усилия по его созданию действительно будут предприняты должным образом и возможно ли активное участие, например, Украины, Казахстана, Белоруссии в таких интеграционных процессах?
- Я очень рад тому, что пришло время, когда идея Нарсултана Абишевича Назарбаева, идея 94-го года, сегодня материализуется. Безусловно, если бы мы более ответственно подошли к реализации этой идеи в то время, возможно, мы были бы сегодня уже в другой плоскости, в другом ракурсе. Я имею в виду структуру постсоветского пространства. Сегодня к этой идее приковано внимание не только жителей, конкретно, граждан постсоветского пространства. Эта идея очень пристально, я бы сказал жестко обсуждается. Я могу говорить об этом на основе своих контактов с политиками западных и восточных стран и США. Потому что ЕврАзЭС это безусловно в будущем мощнейший и экономический и политический игрок, который будет влиять на глобальные процессы, и на геополитику, и на геоэкономику. Лишь бы - хочется постучать по деревяшке, по деревянной поверхности - политические руководители России, Белоруссии и Казахстана нашли в себе волю довести этот проект до конца. А мы будем заниматься очень активно созданием так называемого парламентского измерения Евросоюза. Сегодня стоит задача к 2015 году обеспечить, подготовить формирование евроазиатского экономического союза. Следующий этап – это полноценный Евразийский союз, который будет решать не только экономические вопросы, вопросы, связанные со свободой пересечения границ, в торговле, в других сферах, капитала, другого ресурса. И вот сегодня крайне важно, чтобы три страны, которые являются как бы локомотивом, которые являются как бы идеологами этого процесса, думали о том, какие найти приемы, как обеспечить привлекательность этого союза с тем чтобы обеспечить, чтобы и другие страны, которые сегодня находятся, скажем, в процессе, в ОДКБ, страны постсоветского пространства, также имели в себе перспективу войти в будущем в Европейский союз. Вот нам уже давно необходимо это образование, образование не ради людей, не для обеспечения каких-то личных претензий и интересов политических кругов, а для конкретных людей, которые сегодня во многом помнят время Советского Союза, помнят всё хорошее, что там было, и хотели бы это хорошее, этот капитал приумножить, уже на пространстве такой конфигурации, как Евразийский союз.
- Василий Николаевич, не придется ли нам опасаться активного противодействия со стороны, например, Соединенных Штатов, этому проекту?
- Я думаю, что противодействие будет, особенно по линии двусторонней дипломатии. Американцы очень не любят многосторонние формы, поэтому они в свое время выходили из ЮНЕСКО, выходили из Межпарламентского союза. Они решают свои серые схемы, серые прожекты за кулисами Объединенных Наций, Но нам самим лучше активно работать и по двустороннему треку. Объединить политический, экономический, технологический потенциал вначале трех государств крайне необходимо. Преимущества от такого рода объединения, интеграции весьма и весьма …(неразб.). По пути к этому состоянию, этому рубежу нам предстоит принять десятки соглашений, кодифицировать эти международные договоры, обеспечить функционирование национальных правовых систем. Я должен сказать, что очень большую роль призван играть парламент Российской Федерации, Государственная дума, Совет Федерации, как и парламенты Казахстана и Белоруссии. 17 мая в Санкт-Петербурге была встреча руководителей этих парламентских структур, и было принято решение в качестве первого шага создать рабочую группу, которая будет на уровне аналитики, на уровне анализа, выработки концепций, осуществлять парламентское измерение ЕврАзЭСа. Когда мы будем на уровне этого проекта едины, я имею в виду законодательную власть, исполнительную власть, СМИ, общественные структуры, я думаю, что получится очень красивый, очень прагматичный, с таким прикладным заделом проект, который действительно станет одним из важных игроков миропорядка.
- Василий Николаевич, вот продолжая наш разговор о евразийской интеграции. Хотелось бы остановиться вот на чем. Сейчас достаточно активно звучат голоса скептиков, которые, в частности, предрекают достаточно безрадостное будущее Европейскому союзу, а также интеграции в рамках евразийского союза. Вот как раз наш телезритель Александр Степанов как раз и говорит о том, что в общем, по крайней мере перспективы такого союза при общем том курсе, который проводился Россией, являются «радужными» в кавычках. И какую позицию в связи с этим занимает Коммунистическая партия, как она в случае своего прихода к власти будет смотреть на этот вопрос, как он в итоге скажется на жизни простых граждан?
- Знаете, по моему наблюдению, современные документы Коммунистической партии реально интернациональны. Они исходят из того, что мир сегодня живет в эпоху глобализации, которая не только нас, страны и народы, связала очень близко, но и предъявляет серьезные требования к организации деятельности, внешней политике каждого государства. Сегодня важно решать две важные, я бы сказа принципиальные задачи. С одной стороны, Россия должна обладать статусом современного государства, мирового игрока, мировой державы, которая должна обладать не только эффективной силовой составляющей, но и обладать, как сегодня принято говорить в политологии, «мягкой» силой, обладать привлекательностью, обладать неким таким духовным магнетизмом. И этот магнетизм существует. Недавно я встречался в Словении с представителями мира наших соотечественников, приехали люди из 34 стран, и я понял, что российский мир – это мир очень реальный. Чтобы подчеркнуть значение этой структуры, мы даже обсуждали вопрос подписания документа в поддержку русского языка, в качестве признания его одним из языков Европейского союза. Такой подъем царит среди наших соотечественников, Россия, конечно, должна помогать.
Что касается Европейского союза и ЕврАзЭСа. Это хороший вопрос, я вообще должен поблагодарить всех наших с вами соучастников этой беседы, чувствуется, что люди думающие, люди анализирующие и люди с такими патриотическим взглядами и подходами.
Возвращаясь к документам КПРФ, для меня совершенно очевидно, что те документы, которые озвучил Геннадий Зюганов как лидер КПРФ, те документы, которые Компартия приняла в период прошлогодней избирательной кампании, они, во-первых, очень интересны с точки зрения анализа международной ситуации, там, например, не просто декларируется необходимость развития приоритетных отношений со странами СНГ, там есть конкретика, из этой конкретики можно делать как бы подпрограмму, программу конкретных действий. Для меня, например, очень важно, что в этих документах партии появились и источники, то есть указания на источники, которые нужно привлечь, ввести в оборот, юридический и политический, в том числе идея национализации сырьевого сектора экономики, вопросы подготовки, чем всегда было сильно Советское государство, интеллектуального потенциала своих граждан, - это поддержка науки и образования. Здесь у партии есть конкретные разработки, которые сегодня уже представлены на уровне законопроектов. Поэтому сегодня, мне кажется, мы должны заниматься не только идеологической стороной, говорить о практических, концептуальных вопросах подготовки ЕврАзЭСа, но и прямо указывать те источники, которые помогут нам решить эти серьезные задачи.
Кстати, без боли нельзя смотреть на те цифры, которые бюджет выделяет на поддержку наших соотечественников. Вот Константин Косачев, в недавнем прошлом депутат Государственной думы, он сейчас возглавил федеральное агентство по работе с соотечественниками, сделал попытку увеличить этот бюджет, но уже сегодня получил отказ. Получил указание примерно такого рода: у Минфина нет никаких лишних средств. Но как мы можем продвигать бренды России, усиливать ее привлекательность? И это происходит на том фоне, когда Соединенные Штаты Америки не жалеют ни физических, ни материальных, ни других технологических ресурсов, использование, например, Интернета, чтобы создавать привлекательный образ страны. Мы их можем только похвалить за это. Но мы должны делать вывод, если мы хотим защищать интересы Российской Федерации, хотим, чтобы бренд России был в каждой европейской, каждой американской, каждой африканской стране. Я недавно встречался с Виталием Игнатенко, который возглавляет ИТАР-ТАСС, он говорит: «Мы все вспоминаем то советское время, когда ТАСС был не просто информационным центром, а был составляющей частью внешней политики Российской Федерации». Вот такого рода статус субъекта внешнеполитической пропаганды, агитации должны получать все структуры, которые хотят этим заниматься. И мне кажется, что особая роль здесь возлагается на парламент России, который должен подготовить в ближайшее время эффективную современную концепцию парламентской дипломатии.
- Что ж, будем надеяться, что наши руководители нас не подведут.
Возвращаясь к тому, с чего мы начинали нашу сегодняшнюю встречу, в частности, вопрос о роли левых партий, организаций и движений в преодолении глобальных проблем. Известно, что в конце прошлого года лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов был с визитом в Германии, в частности, посещал бундестаг и провел консультации с рядом левых политиков. По всему миру сейчас происходит усиление, скажем так, левого крыла политических сил. Это можно подкрепить целым рядом примеров, например, во Франции, пусть и с небольшим перевесом, но победил бывшего теперь президента Саркози Франсуа Олланд, социалист. На только что завершившемся практически первом туре выборов в Египте третье место занял, пусть и с небольшим отставанием, тоже социалист. Примеров масса. Какова, на ваш взгляд, будет роль левого крыла политической жизни в преодолении тех проблем, которые накопились у человечества?
- Это очень хороший, правильный и, я бы сказал, прагматичный вопрос. Сегодня только слепой или глухой не может видеть, что социальная база левого движения увеличивается, она приобретет новую, современную структуру, к левым идеям, левым взглядам приходят даже те политические круги, скажем, Европы, которые до этого, некоторые из них, были адептами правой идеологии. К тем примерам, которые вы назвали, я мог бы добавить, скажем, укрепление фракций левых и зеленых в Европейском парламенте. А что происходит в Греции? Какие настроения у людей в Италии, в Португалии? Люди говорят, что мы недовольны господством либералов, мы видим, что эти схемы, в том числе финансовые, экономические, не дали благополучия людям. Руководители многих стран, которые придерживаются правой, либеральной идеологии, просто истощили, мне кажется, свой потенциал. Они уже даже в физическом смысле не могут нести ответственности. Обратите внимание, партии праволиберального крыла будто исчезли. Вот я смотрю каждый вечер несколько выпусков «Евроньюс», Би-Би-си, Си-Эн-Эн, сегодня на информационной площадке люди, которые представляют или левое крыло в парламенте или люди, которые говорят, что взгляды этой идеологии нам близки и они готовы под ними подписаться.
Но в этой связи я хотел бы сказать о двух вещах. Первое. Кризис, который мы наблюдаем в Европе, да и мировой, волна которого приближается, не только на Европейском континенте, но и в других частях земного шара, потребует особой интеллектуальной концептуальной работы левых структур. Во-вторых, она потребует усилий очень хороших организационных, укрепления потенциала. И вот с этой точки зрения я думаю о необходимости проведения круглых столов, каких-то совещаний, региональных, может быть, мировых, представителей левых и рабочих партий, для того, чтобы выработать совместную консолидированную позицию: что делать с этим кризисом, что делать с поиском источников, которые обеспечивали бы выполнение элементарных социальных обязательств государств перед людьми? Как сделать власть эффективной? Как не допускать ситуаций, когда бы власть применяла жесткие меры против электората, своих избирателей? Когда наступает кризис, у власти во многих странах руки чешутся перейти на жесткий режим. И я думаю, что представители левого крыла, левой идеологии как раз ответственны за то, чтобы не допустить такого развязывания ситуации. Нам нужны проекты, нам нужны концепции, которые бы опирались на современное международное право. Можно по-разному относиться к отдельным его положениям, но вот как раз сегодня, в это критическое время основные положения международного права как раз в наибольшей степени отвечают положениям левых. Если не быть голословным, я бы сказал, что сегодня левые объединяйтесь, в наибольшей степени складывайте свой потенциал.
- «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»?
- Левые, включая и пролетариев. Мы их эволюцию прослеживаем, потому что сегодня пролетарий это не тот пролетарий, который был в 19 веке, когда этот лозунг был запущен.
- Получается, что у нас сложилась ситуация, когда тот, кто формально защищал права человека, свободу и демократию, Соединенные Штаты, всевозможные европейские правительства, оказываются перед выбором ситуации, когда им проще использовать дубинку, чтобы ограничить права, пресечь протесты, которые могут подорвать действующую власть, уменьшить, скажем так, влияние крупного бизнеса на общество и т.д., и фактически лозунг защиты прав человека перенимают на себя только левые?
- Конечно, и сегодня очень важно, что от левых идет призыв к диалогу. Это проблема, которая касается и нашего общества. Власть должна говорить с простыми людьми, власть должна говорить с представителями бизнеса, мелкого и среднего предпринимательства, и в нашем обществе, к сожалению, еще не налажен межпартийный, межконфессиональный диалог. И те разграничительные линии, которые проявляются в последнее время, призывают набатом к ведению очень серьезных разговоров. И мне кажется, что роль Компартии – я вхожу во фракцию, но не являюсь членом Компартии, и это позволяет мне делать более объективный анализ того, к чему сегодня та или иная политическая структура России пригодна. Что та или иная партия может сделать реального для политической, экономической безопасности? Что та или иная политическая партия, структура может сделать для укрепления межнациональных, федеративных отношений? И что касается предыдущего вопроса о роли КПРФ в сфере международных отношений, то сегодня партия имеет полный набор взглядов и подходов, имеет методологию, имеет технику решения на самые актуальные вопросы российской и мировой действительности. Это надо признать, это надо приветствовать, от этого факта не надо отгораживаться. Не надо вешать на Компартию самых разнообразных собак и кошек, надо эту очень серьезную силу нашего российского общества активно подключать к обсуждению и решению самых актуальных вопросов внутренней и внешней политики.
- Будем надеяться, что баланс социальных и классовых сил сместится таким образом, что КПРФ сумеет реализовать свою программу.
- Вы прекрасное слово назвали: баланс социальных и политических сил. Это то, что сделает Россию настоящим планетарным и региональным игроком, то, что приведет к спокойствию в отношениях в нашем обществе и позволит Российской Федерации действительно занять то место, которое ей уготовано судьбой, историей и современным и будущим.
- Спасибо, Василий Николаевич! Уважаемые зрители, сегодня нашим гостем был Василий Николаевич Лихачев, депутат Государственной думы, член Комитета Госдумы по делам Союза независимых государств и связям с соотечественниками, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Другие передачи цикла "19.00"
28-май-2012 Лихачев В.Н. Международные позиции России в евразийском партнерства
24-май-2012 Соловьёв В.Г. Май 2012: итоги волны протестов
14-май-2012 Куликов О.А. Актуальные проблемы российского здравоохранения
27-апр-2012 Комоцкий Б.О. 100 лет газете "Правда" - век общей судьбы со страной
19-апр-2012 Калашников Л.И. База НАТО - политическая уступка или предательство?
12-апр-2012 Коломейцев Н.В. Отчет Путина перед Госдумой
5-апр-2012 Доровин Е.В. Что будет в Москве 7 апреля?
22-мар-2012 Гаврилов С.А. Закон о национализации
12-мар-2012 Рашкин В.Ф. Итоги выборов в Москве
27-фев-2012 Локоть А.Е. Состояние ВПК
20-фев-2012 Васильцов С.И. Политическая ситуация накануне выборов
16-фев-2012 Потомский В.В. Ситуация в сфере ЖКХ
13-фев-2012 Тетекин В.Н. Первый выпуск
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме