12:15 16.06.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутат Госдумы Сергей Гаврилов: «России необходима промышленная политика: грамотная и патриотическая!»
2020-06-16 12:06
Пресс-служба депутата Государственной Думы С.А. Гаврилова
Депутат Госдумы от КПРФ, заместитель Председателя Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, кандидат экономических наук Сергей Гаврилов назвал основные меры, которые позволят вывести страну из экономического кризиса.
Вопрос выхода России из кризиса находится в центре дискуссий, в частности, свою программу вывода страны из кризиса КПРФ обсуждала на Орловском международном экономическом форуме.
Принятые по инициативе Президента России В.В. Путина меры по стабилизации экономики, в первую очередь малого и среднего предпринимательства, предотвращению массовых невыплат зарплаты и социальной поддержке ряда категорий граждан являются правильными. В первую очередь, хочу поддержать запуск программы льготного кредитования системообразующих предприятий для пополнения оборотных средств, расчетов с заказчиками и выплаты зарплаты, ускорение начала реализации ряда проектов в военном и гражданском авиастроении.
Однако уже принятых и анонсированных мер поддержки экономики крайне недостаточно для выхода из кризиса.
Переломить негативную тенденцию в экономике может простой, проверенный способ. Этот способ уже давно доказал свою эффективность и помог многим странам превратиться в сильные и процветающие государства. Он состоит в резком усилении роли государства в кризис и проведении активной долгосрочной промышленной политики. Мы должны осуществить полномасштабную программу возрождения отечественной промышленности. Результатом такой политики станет прирост рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет и столь необходимое материальное наполнение национальной валюты. Только так можно победить бедность и преодолеть разруху в экономике.
Депутаты Госдумы – коммунисты считают, что надо сделать все возможное для превращения промышленной политики в один из главных приоритетов государственного развития нашей страны. В этом деле у нас есть богатый исторический опыт: мы успешно осуществили индустриализацию страны в 1930-е годы, после победы в Великой Отечественной войне добились быстрого послевоенного восстановления, создали передовую по мировым меркам авиационную и ракетно-космическую отрасль, позволившую Советскому Союзу стать первой страной, запустившей человека в космос.
Пора возродить государственное планирование в экономике
Мы полагаем также, что успешная реализация промышленной политики требует не только увеличения финансовой поддержки наиболее значимых отраслей экономики, но и обязательного возвращения к системе государственного планирования, позволяющей связать воедино приоритеты развития отраслей на основе системы межотраслевых балансов.
В свое время государственное планирование сыграло важную роль в экономическом рывке СССР, первым применившим подобный подход для решения стратегических задач по развитию промышленности в знаменитом плане ГОЭЛРО и последовавших за ним «пятилетках» – пятилетних планах развития экономики. Впоследствии методы индикативного прогнозирования были взяты на вооружение и успешно использованы другими странами, в том числе Францией, Японией и Китаем.
Одномоментный отказ от методов государственного планирования в экономике, произошедший в начале 1990-х годов под нажимом захвативших власть либералов, оказал крайне пагубное воздействие на отечественную промышленность. Сегодня необходимо исправить допущенные ошибки и восстановить систему государственного индикативного планирования. С ее помощью государственные инвестиции, выделяемые на поддержку промышленности, будут не размазываться по бюджетам, а целевым образом поступать в те отрасли, которые имеют приоритетное значение для государства. Точно также с его помощью необходимо вернуть методы территориально-производственного планирования и упорядочить развитие территорий регионов, определив стратегические цели их развития.
Как профинансировать подъем промышленности
Нам необходим пересмотр механизмов реализации промышленной политики. Более широкое применение должны найти, в частности, такие формы государственной поддержки промышленности, как проектное финансирование, государственные фонды прямых инвестиций, государственно-частное партнерство, а также более эффективные методы управления государственным имуществом.
Так, принципиально новую роль должен играть Фонд развития промышленности Минпромторга России. Его бюджет необходимо увеличить как минимум, до 500 млрд руб. За счет этих средств должна быть проведена, в частности, кардинальная модернизация таких стратегически значимых для нашей страны отраслей, как станкостроение и электронная промышленность.
Необходимо также выделить достаточные средства на развитие отечественного авиастроения. Следует минимизировать закупку авиакомпаниями с госучастием, в первую очередь Аэрофлоту и его дочерним компаниям, иностранных самолетов и осуществить закупку и заказы отечественных самолетов с максимальной степенью независимости от импорта комплектующих, т.е. подавляющая часть узлов, оборудования и деталей в которых производится на российских заводах. Должны быть выстроены механизмы финансовой поддержки проводимых авиастроительными предприятиями опытно-конструкторских работ, а также привлечение государственных инвестиций в развитие системы послепродажного обслуживания самолетов.
Важно также сформировать новые механизмы финансовой поддержки производственной сферы. Это относится, в частности, к привлечению инвестиций в развитие производственной инфраструктуры и ее приближению к сырьевой базе и рынкам сбыта, подготовку инженерных кадров, проведение прикладных исследований и осуществление опытно-конструкторских разработок. Именно инвестиции государства в перспективные научные исследования будут иметь ключевое значение в стратегическом плане. Помимо этого, должна быть воссоздана система отраслевых институтов, доказавшая свою эффективность в советское время. Важно также усилить роль государственного заказа, обеспечив увеличение закупок промышленной продукции для государственных нужд.
Необходимо добиться значительного снижения ставок по целевым кредитам для промышленности. Только доступные и дешевые кредиты могут в полной мере запустить процесс обновления производственных фондов.
Следует выделять бюджетные средства на субсидирование процентных ставок по целевым кредитам для промышленности. Также необходимо создать специальный механизм рефинансирования коммерческих банков, участвующих в кредитовании промышленных предприятий. Суть данного механизма состоит в предоставлении банкам, в первую очередь с госучастием, возможности привлечь у Центрального Банка России, в том числе в рамках сделок РЕПО и учета специальных облигаций, средства на длительный срок и под пониженный процент в случае, если банками осуществляется долгосрочное кредитование промышленных предприятий. При этом мы считаем правильным наделить Центральный Банк РФ дополнительными полномочиями по контролю за целевым характером использования полученных коммерческими банками средств. Наша задача добиться, чтобы кредитные деньги не утекали на валютную биржу, а работали на благо отечественных товаропроизводителей.
Мы выступаем также за более активное участие банков, и прежде всего банков с госучастием, в контроле за целевым использованием полученных предприятиями кредитов. Банками с госучастием уже накоплен положительный опыт в этой сфере. Сегодня они осуществляют, в частности, жесткий контроль за расходованием бюджетных средств в рамках гособоронзаказа, а также сопровождают работу казначейств, создаваемых при их участии в крупных госкомпаниях. Полагаем, что они в короткие сроки смогут выстроить соответствующие контрольные механизмы с тем, чтобы не допустить нецелевого и неэффективного использования государственных средств.
Мы должны возродить и начать активно использовать признанную во всем мире российскую научную разработку – формирование межотраслевых балансов, на основе анализа которых становится возможным осуществление промышленных инвестиций с максимально возможным эффектом для соответствующих отраслей и территорий. Оптимальное размещение производительных сил позволит также смягчить нарастающую проблему дефицита рабочих мест.
Вместе с тем нужно учитывать, что государственная поддержка субъектов хозяйственной деятельности, как грантовая, так и кредитная будет во многом бесполезной без одновременного введения мер валютного контроля и предотвращения вывоза капитала за рубеж. Иначе большая часть денег, которые государство или банки при гарантии государства направят бизнесу, окажется на валютной бирже, и мы получим дальнейшую девальвацию рубля, рост цен и огромные прибыли финансовых спекулянтов. Мы обязаны стабилизировать и сделать более предсказуемым курс рубля, что исключительно важно как для граждан, так и для любой производственной деятельности.
В этой связи необходимо:
введение 100% продажи валютной выручки экспортеров либо Центральному Банку РФ, либо на Московской бирже;
введение оборотного налога («налога Тобина») в размере 0,1 – 0,2% на любые операции с иностранной валютой или выраженными в ней ценными бумагами, совершаемые юридическими лицами, кроме импортных контрактов при условии проверки последних таможенными органами на их не фиктивность с использованием электронных паспортов сделки. Кроме стабилизации курса рубля, эта мера поможет улучшить ситуацию с доходной частью бюджета без дополнительной фискальной нагрузки на реальный сектор;
введение ограничений на открытую валютную позицию банков на Московской бирже по операциям покупки иностранной валюты, резервирования на определенный период средств, направляемых на покупку иностранной валюты, а также прямых ограничений в отношении иностранных финансовых спекулянтов.
Реализация мер по господдержке реального сектора в условиях острейшего мирового экономического кризиса должна включать в себя и «мягкую» национализацию. К ней сейчас прибегают государства даже с самой либеральной экономикой – США, Германия, Евросоюз в целом. В этой связи считаю, что государственная финансовая поддержка акционерным обществам, за исключением субъектов малого и возможно среднего предпринимательства, с использованием бюджетных средств всех уровней, средств госкорпораций, банков с преобладающим государственным участием в уставном капитале должна осуществляться исключительно при условии передачи собственниками таких акционерных обществ акций в собственность (или залог, если речь идет о кредитах) государству, госкорпорации или банку с госучастием на сумму, не меньшую размера оказываемой государственной финансовой, кредитной поддержки.
Механизмом передачи может быть дополнительная эмиссия акций или прямая передача собственниками своих акций. В сфере сельского хозяйства условием помощи со стороны государства в определенных случаях может быть передача в собственность либо в залог государству земельных участков с сохранением за сельхозпроизводителями права безвозмездного пользования.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме