04:30 04.04.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы С.И. Шторгин: Прошло время сладкозвучных обманов, власти придется говорить о реальном положении дел

Изучив антикризисную программу правительства РФ, Сергей Иванович предлагает её оценку. Прошло время сладкозвучных обманов, власти придется начать освещать реальное положение дел в стране.

    Депутат Госдумы фракции КПРФ Сергей Иванович Шторгин изучил проект кудринского бюджета на 2009 г., антикризисную программу правительства РФ и проанализировал состояние российской экономики. Свои оценки он изложил в интервью корреспонденту Галине Платовой.

    В какой тональности будет отчитываться перед Госдумой премьер РФ, покажет понедельник, 6 апреля. Во всяком случае, депутаты-коммунисты считают, что время лицемерного мажора прошло. Глава правительства обязан дать правдивую оценку состояния нашей экономики в целом, и производственной сферы – в частности. Он обязан представить анализ кризиса, «дна которого Россия еще не достигла» (сказал Путин 30 марта на АвтоВАЗе), и указать внутренние причины, усугубившие упадок российской экономики.

    Кто втянул нас в эту катастрофу, и кто будет расплачиваться за все? Готов ли Путин к откровенным ответам? По мнению экспертов, – нет. Путин сосредоточится на «всенародно обсужденной» программе антикризисных мер, которая в обществе не вызывает оптимизма.

    В духе этой программы выдержан новый, однолетний, бюджет на текущий год. Его, после путинского отчета, представит министр финансов А.Кудрин. Бюджет-трехлетка отменен, что признано принятым «единороссами» законопроектом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Доходная часть госказны упала на 40%, на 25% снизились нефтегазовые поступления. Огромная финансовая брешь образовалась в бюджете. Минфин руками «единороссов» снял действовавшее ограничение (не более 1% ВВП) на дефицит бюджета. И отныне Кудрин любую недостачу казны будет покрывать из Резервного фонда. В 2009 г. «подушка безопасности» похудеет почти на 4 трлн руб., т.е. в 2 раза. Из необходимых расходных 9,7 трлн руб. удастся собрать не более 6,4 трлн руб., недостающее будет вынуто из «подушки». Поправками в Таможенный кодекс Минфин «тряхнул» таможенников, которые, оказывается, ежегодно недодавали в казну до 100 млрд руб. Госкорпорациям «Роснанотехнологии» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ», получившим соответственно 130 млрд руб. и 240 млрд руб. из бюджета, дана команда вернуть назад «не использованные излишки»: 85 млрд руб. – из «нано», 160 млрд руб. – из Фонда. Подтвердилась точка зрения КПРФ о том, что эти корпорации создавались не ради нанодостижений и модернизации ЖКХ, а для распила бюджетных денег. Столкнувшись с кризисом, политика Минфина наряду с проводимым в стране социально-экономическим курсом потерпели фиаско, заявляют коммунисты.

    Беседа с депутатом Госдумы С.И. Шторгиным

    Депутат Госдумы фракции КПРФ Сергей Иванович Шторгин изучил проект кудринского бюджета на 2009 г., антикризисную программу правительства РФ и проанализировал состояние российской экономики. Свои оценки он изложил в интервью корреспонденту Галине Платовой.

    – Могла ли Россия избежать кризиса, Сергей Иванович?

    – При нынешней экономической модели – нет. Усилиями правящей элиты Россия стремилась вписаться в мировую экономику. Почти вписалась, но ценой ослабления внутреннего потенциала.

    – Кризис ударил по нашей стране с особой жестокостью. Почему?

    – На то есть причины. Первая: в стране поддерживались и развивались отрасли и производства, ориентированные на экспорт, – нефте- и газодобывающие, и совершенно не развивались производства, ориентированные на внутреннее потребление и замещение импортных товаров и услуг. Вторая, и, на мой взгляд, главная причина, – вывод за рубеж Минфином и его министром А.Кудриным заработанных на экспорте нефти и газа денег. А в стране катастрофически не хватало средств на развитие производства, для его модернизации, внедрения передовых технологий. В этих условиях руководители предприятий бросились за кредитами за рубеж, в первую очередь – в Европу, где можно было получить кредиты не за 12–17% годовых, как в РФ, а за 4–7%. А когда разразился финансовый кризис и европейцам самим не стало хватать кредитных ресурсов, то наши предприятия остались без средств.

    – Стали интенсивно тратить золотовалютные резервы страны, что не прибавило стабильности нашей экономике. Какие антикризисные меры принимались в других странах?

    – В ведущих странах резко снизили ставки рефинансирования. В США – от 0 до 0,25%, в Японии – до 0,1%, в Европейском союзе – до 1%, в Великобритании и Канаде – до 1,5%. Это благоприятные условия для кредитования производственной сферы.

    В США на поддержку финансовой системы и предприятий было выделено 700 млрд долл., а потом, по предложению президента Обамы, – еще 500 – 700 млрд долл. Федеральная резервная система (ФРС) США (то же, что Центробанк в РФ) дает 200 млрд долл. под кредиты на образование, покупку автомобилей и малому бизнесу (по кредитным картам). ФРС планирует выкупить на 600 млрд долл. жилищных кредитов, выданных федеральными банками. На спасение от банкротства автомобильных компаний «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» направлено 14 млрд долл.

    Китайское правительство выделило 536 млрд долл. для возведения социального жилья, улучшения деревенской инфраструктуры, развития железных дорог, строительства и реконструкции школ, больниц, очистных сооружений, разработки новых технологий и восстановления районов, пострадавших от землетрясения в провинции Сычуань.

    В Великобритании предоставляются налоговые льготы на сумму до 30,3 млрд долл. до 2011 г., с   1 декабря 2008 года и до 1 января 2009 года ставка НДС сокращалась с 17,5% до 15%. С 4 декабря Банк Великобритании снизил ставку рефинансирования с 3 до 2%, а с 8 января 2009 г. – до 1,5%.

    – Российское правительство отдало банкирам до 7 трлн руб. Но не субсидирует производство, не создает новые рабочие места. Чем объяснить такую близорукость исполнительной власти?

    – Наши правительственные чиновники панически боялись ажиотажного снятия денег с банковских счетов населением и повторения дефолта 1998 г.. Тогда курс рубля к доллару США упал в четыре раза, банки объявили себя банкротами после игр с государственными казначейскими облигациями (ГКО), а правительство отказалось оплачивать банкам долги. Чтобы не допустить нового дефолта, власть уделила первостепенное внимание банковской системе. Но не добилась главной цели – довести бюджетные деньги и деньги ЦБ до реального сектора экономики. Они большей частью ушли или за рубеж, или перетекли на валютный рынок. Со стороны правительства, в первую очередь Минфина, наивно было полагать, что, взяв на льготных условиях кредит в ЦБ, коммерческие банки устоят от искушения нажиться на спекуляциях с валютой на межбанковской валютной бирже и начнут выдавать предприятиям кредиты на пополнение оборотных средств, организацию производства, выплату заработной платы. Да плевать банкирам на реальный сектор, когда впереди светят барыши в 100%, а то и все 800%.

    Правительство должно осознать, что надо финансировать предприятия и организации, малый бизнес через три уполномоченных государственных банка. Сельское хозяйство – через Россельхозбанк, компании, задолжавшие деньги иностранным банкам, – через Внешэкономбанк, остальных товаропроизводителей – через Сбербанк, у которого практически в каждом крупном населенном пункте есть свой офис. А крупные предприятия надо финансировать через соответствующие министерства, агентства и комитеты. Но власть не идет на такое решение.

    – В конце прошлого года Госдума приняла 27 антикризисных законов. Как они повлияли на борьбу с кризисом?

    – По-разному. Без чего-то нельзя было обойтись, так, например, без выделения средств банкам на обслуживание клиентов и без ослабления налогового пресса на предприятия. Бессмысленным считаю вливание почти 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка, снижение на 4% федеральной ставки налога на прибыль, так как прибыли-то почти нет. А что касается снижения налогового бремени на малый бизнес, то здесь вообще вышла пол­ная профанация. Право снижать ставку налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5% отдали субъектам, но ни один из них ставку не снизил. А шуму вокруг было много...

    – Свои антикризисные предложения вносила фракция КПРФ, а также регионы. Они касались кредитования, социальных проблем, налоговых изменений, но их отвергли правительство и «Единая Россия». Что в них было неприемлемо для правящей верхушки?

    – Все, что не укладывается в ультралиберальное рыночное русло, что связано с усилением роли государства в регулировании экономических процессов в стране, для правительства неприемлемо. Мы много раз предлагали регулировать федеральным законом тарифы на услуги естественных монополий и цены на социально значимые товары. Подготовили соответствующий проект закона. Но правительство дало на него отрицательное заключение, а думское большинство («Единая Россия») отклонило. Если бы он был принят, у нас не произошло бы парадокса с ценами на нефтепродукты, когда на мировых рынках сырая нефть подешевела в 4 раза, в Европе и Америке снизились цены на бензин, а у нас они только повышались. Резко упали закупочные цены на зерно, осенью 2008-го давали за тонну пшеницы аж 3500 рублей! А подешевела ль от этого булка хлеба? Нет, она стала дороже. Сейчас молоко у производителей в Подмосковье закупают по 11 рублей за литр, в прошлом году платили до 14 рублей. А на прилавках магазинов молоко заметно подорожало.

    – Какие, на ваш взгляд, нужны меры для преодоления кризиса?

    – Мы, КПРФ, предложили целый комплекс мер. Их сформулировал председатель ЦК нашей партии Г.А.Зюганов. Но власти предержащие не принимают их к исполнению. Понятно почему. Если им последовать, то придется сменить экономический курс, заставить олигархов делиться доходами с наемными работниками, повысить им зарплату. Придется хозяевам компаний не в карманы класть сверхдоходы от добычи природных ресурсов, а в казну государства, что позволило бы поднять пенсии пенсионерам, пособия на детей, на всю социалку.

    – В новом одногодичном бюджете заложены средства на национальную экономику. Но есть ли расчет эффективности вложений?

    – Расчеты должны быть. Но в стране отсутствуют механизмы контроля, оценки деятельности министерств, ведомств. Если вкладываем государственные деньги, то должны знать, сократится ли импорт товаров, если – да, то – на сколько? Или – появятся ли новые рабочие места, увеличится ли объем ВВП, зарплата работников? К сожалению, Минфин таких расчетов не дает. Думаю, умышленно. Если бы такая система существовала, тогда можно было бы контролировать действия властей.

    – Как вы в целом оцениваете антикризисную программу правительства?

    – У меня вызывает вопросы даже ее форма. В программах обычно указываются сроки исполнения предлагаемых мер, ответственные, затраты. А перед нами – декларация с набором некоторых намерений. Сказано, например, о поддержке малого бизнеса. Но все в декларативной форме. Становится ясно, что малый бизнес в 2009 году реально ничего не получит. Записали, чтобы проводилось не более 3 проверок в год на малых предприятиях. Да его за одну проверку можно разорить!.. По-моему, этой программой правительство хотело создать впечатление, как оно активно «спасает» страну, социально незащищенных малоимущих. Но тот, кто разбирается в действиях правительства, понимает, что оно спасает богатых и себя, потому что бедных людей в руководстве страны нет!

    Выделение банкам огромных денег, выбрасывание валюты, тихая девальвация рубля – все делалось в стремлении обогатить «своих» и самих себя. Если бы такого стремления у них не было, то многое делалось бы иначе.

    – У нас много острых социальных проблем. Как они будут решаться? 

    – В условиях кризиса правительство слабо занимается проблемами, которые не просто назрели, а которых в принципе не должно уже быть. Ну, сколько мы будем говорить о предоставлении квартир участникам Великой Отечественной войны? Их же совсем мало осталось. Сколько можно говорить об обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны транспортными средствами? Сколько мы будем переселять с Байконура наших российских граждан после реорганизации? До сих пор люди не могут получить сертификаты на жилье и выехать оттуда. В конце концов, пора точки ставить! Но антикризисная программа желаемых точек не ставит.

    – И какие же приоритеты у правительства, кроме банковского?

    – В.Путин как-то озвучил приоритеты на период кризиса: самолетостроение, космические исследования, автомобилестроение, сельское хозяйство. Но меня удивляет, что снова забыты такие важнейшие отрасли, как текстильная, легкая и пищевая промышленность. Именно в них в период кризиса наиболее выгодно вкладывать средства. Предприятия этих отраслей дают самую быструю отдачу, самый быстрый оборот вложенных средств, большое количество рабочих мест. Мое мнение и моих коллег по партии, – эти отрасли должны срочно получить поддержку государства.

    Главными постулатами свободного рынка стали отстранение государства от управления экономикой, свободное перемещение капиталов и товаров. Развитые страны, обладая финансовыми ресурсами, передовыми технологиями и развитой инфраструктурой, диктуют свои условия развивающимся странам. Из них выкачиваются природные ресурсы, переманиваются лучшие умы, в них «сбрасываются» залежалые товары, размещаются вредные производства, отходы. Например, американцы переманили лучших российских программистов и математиков, а японцы почти 20 лет продавали нам подержанные автомобили, что обходилось им дешевле, чем утилизация.

    – Когда придет цивилизация в «страну джунглей»?

    – Когда установится государственное регулирование экономикой, производством, когда произойдет смена социально-экономического курса. Без этого Россия так и будет прозябать и даже в отдаленном будущем не станет сильной мировой державой, каким был Советский Союз.  
 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме