19:00 18.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы Б.С. Кашин: Несколько лет с телеэкранов людей призывали верить в финансовую стабильность и брать кредиты. Теперь многие плачут

Выступление депутата Государственной Думы от фракции КПРФ Б.С. Кашина на пленарном заседании 18.09.09 г. по законопроекту "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Кашин Борис Сергеевич

- Уважаемые депутаты!

Для пояснения законодательной инициативы депутата Резника, начну с бытового примера. Если в избе проблемы с электропроводкой и регулярно вылетают пробки, то обыватели заменяют предохранители на "жучки", и тем самым обеспечивают "стабильное" электроснабжение. Ясно, что такую методику законодательно оформить трудно. Так вот, нам сейчас предлагают примерно то же самое: отключить "предохранители" в системе страхования вкладов физических лиц, которыми является обязательные нормативы финансовой устойчивости, установленные Центробанком, и заменить это "жучками", то есть субъективными оценками сотрудников ЦБ. При обострении кризисных явлений, примерно также, как при повышении напряжения в сети, последствия данного решения могут быть крайне тяжелыми.

Если рассматривать данный законопроект с более широкой перспективы, то можно сказать, что от нас требуется в пожарном порядке обеспечить, причем желательно без вопросов и получения какой-либо серьезной информации о состоянии банковской системы, очередной "одобрямс" действиям исполнительной власти и Центрального Банка. Дума занималась этим весь прошлый год и вот два дня назад, заслушав доклад Первого заместителя Премьера Шувалова, многие, надеюсь, поняли, что ведут нас в неизвестном направлении. В кризис всем стало очевидно наличие острой проблемы - невыполнение банковской системой своих функций в экономике. Что предлагает власть для решения этой проблемы? Абсолютно непонятно. При этом, как мне кажется, на уровне инстинктов, есть понимание власти и крупных банков, что друг без друга жить они не могут. Поэтому мы и наблюдаем согласованные действия для взаимного укрепления. Обращаю Ваше внимание на недавнее заявление Чубайса о том, что если бы у нас не были накоплены резервы, то в России был бы сейчас другой политический режим, другой Президент и другое Правительство. Так вот эти резервы обогатили и защитили в первую очередь коммерческие банки. Кроме того, только на одной только плавной девальвации они заработали гораздо больше триллиона рублей. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. И теперь нам предлагают еще более облегчить им жизнь, ослабив требования к участию в системе страхования вкладов. Этим Дума занималась и в декабре прошлого года, в итоге в статье 48 действующего закона "О страховании вкладов…" появилась такая формулировка: "банк не соответствует требованию к участию в системе страхования вкладов, если шесть месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России". До декабря прошлого года в законе было записано три месяца, вместо шести. Теперь же предлагается вообще отказаться от соответствия каким-либо обязательных нормативам и передать вопрос о нахождении банка в системе страхования вкладов на субъективное рассмотрение сотрудников Центрального Банка. Не буду развивать очевидную мысль о расширении возможностей для коррупции - тут все грамотные люди и прекрасно понимают, что бывает, когда обязательные нормативы заменяют субъективным подходом.

Хотел бы обратить Ваше внимание, что основным принципом закона "О страховании вкладов физических лиц…", как прямо указано в статье 3 этого закона, обозначена прозрачность деятельности системы страхования вкладов. Предлагаемая поправка противоречит этому принципу, потому что вместо понятного и объективного требования о необходимости соблюдения банками нормативов финансовой устойчивости банка, предлагается их действие приостановить и передать все на откуп сотрудникам Центрального Банка. Если действующие нормативы финансовой устойчивости банков не позволяют оценить их реальное положение, то встает вопрос, как Центральный Банк боролся с этим кризисным явлением? ЦБ имел возможность внести изменения в действующие нормативы, и тогда мы бы сохранили тот принцип прозрачности, о котором говорится в законе. Сейчас получается, что старые нормативы плохие, новых нормативов нет. Информация о масштабах проблемы роста числа банков, не выполняющих обязательные нормативы ЦБ, до сведения Комитета по финансовому рынку не доводилась. Нас призывают, как прямо написано в пояснительной записке к законопроекту, отменить обязанность Банка России запрещать коммерческим банкам участвовать в системе страхования вкладов при нарушении таких показателей финансовой устойчивости как доходность, размер собственного капитали, ликвидность, структура активов, также выполнение обязательных нормативов. Никто, при этом, не объясняет, как будет функционировать банковская система при возможном обострении кризисных явлений, если большое количество банков нарушит, например, норматив ликвидности, то есть фактически не сможет быстро найти деньги для выплаты вкладчикам. Очевидно, такой сценарий развития событий исключить нельзя.

Приняв предлагаемый законопроект, мы лишаем информации граждан, которые ранее были защищены законом от нарушения банками нормативов финансовой устойчивости. Проблема со слабой информированностью граждан, а иногда и фактической их дезинформацией со стороны коммерческих банков и чиновников стоит очень остро. Несколько лет с телеэкранов людей призывали верить в финансовую стабильность и брать кредиты. Теперь многие плачут. Ответственности за навязчивую рекламную кампанию никто на себя не взял. Сейчас же предлагается, по сути, ограничить возможности граждан по объективной проверке реального состояния коммерческих банков.

По совокупности изложенных обстоятельств, фракция КПРФ будет голосовать против указанного законопроекта.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме