20:30 23.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутат Госдумы Б.С. Кашин: Если мы примем рассматриваемый законопроект, то надолго закрепим свое отставание даже от стран Центральной Африки

Выступление депутата фракции КПРФ Б.С. Кашина на пленарном заседании Госдумы 23.09.09 по проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части регулирования профессиональной деятельности страховых актуариев)

Кашин Борис Сергеевич

- Уважаемые депутаты!

Сказать, что данный законопроект вреден, это значит дать лишь бледную картину тех последствий, которые он может иметь, в случае, если станет законом. К сожалению, за инициативой депутатов Онищенко и Резника стоит исполнительная власть. Правительство предложило идентичный текст законопроекта. Прежде, чем рассматривать текст законопроекта, необходимо дать пояснения о характере актуарной деятельности, которую он предполагает регулировать. Эта, казалось бы, весьма специальная тема вышла на первый план в дискуссиях о характере необходимых преобразований в финансовой сфере, которые идут в мире в связи с глобальным финансовым кризисом. Сейчас во всех развитых странах обсуждается необходимость создания единого национального органа, оценивающего, контролирующего и регулирующего финансовые риски, и нигде не оспаривается тот факт, что ключевой фигурой в этом процессе должен быть специалист актуарий. Собственно, сама актуарная профессия сформировалась еще в конце 19 века, когда математика, в первую очередь теория вероятностей, нашла приложение в страховании и управлении пенсионными фондами. В 1895 году была основана Международная актуарная ассоциация (МАА), которая в настоящее время представляет собой весьма авторитетную организацию, объединяющую национальные организации актуариев ведущих стран мира. Кстати, недавно в МАА была принята саморегулируемая организация актуариев - Российская гильдия актуариев. За более чем век профессия актуария кардинально изменились, и современное ее понимание - это количественная оценка, анализ и управление рисками и их финансовыми последствиями. Подчеркну, что речь идет не только о страховых и пенсионных вопросах, а о рисках в банковской деятельности и даже возникающих в реальном секторе экономики. Международно-признана необходимость высокого образовательного стандарта, которому должен удовлетворять актуарий. Эти стандарты разработаны Международной актуарной ассоциацией и постоянно обновляются. Возьмем ли мы передовую страну или отсталую африканскую страну - специалисты актуарии сдают там, по существу, одни и те же экзамены.

Теперь вернемся к нашей реальности. Действующий закон "Об организации страхового дела…" предполагал лицензирование с 1 июля 2006 г. всех актуариев, работающих в страховании и возлагал ответственность за организацию этой работы на Министерство финансов Российской Федерации. Ведущие вузы проделали к этому моменту большую работу по подготовке кадров и были готовы вместе с саморегулируемыми организациями актуариев, по поручению Министерства финансов, заняться лицензированием. Однако, никакого поручения не поступило. Министерство финансов ничего не сделало для того, чтобы выполнить требование закона. Это одна из причин, почему мы рассматриваем сегодня законопроект, который снимает, по сути, все требования к квалификации актуария, а главное, снимает ответственность с Министерства финансов. Мировой кризис, новые вызовы, необходимость иметь высококвалифицированных специалистов, подготовленных по мировым стандартам, - все это авторов законопроекта не беспокоит.

Другой движущей пружиной рассматриваемой инициативы являются интересы страховых компаний, которым не нужен лишний контроль, и некоторые из которых, видимо, с ностальгией вспоминают 90-е годы, когда страхование часто использовалось для построения сомнительных финансовых схем.

Какая же конструкция организации актуарной деятельности станет реальной в случае принятия данного законопроекта? Каждая более или менее крупная страховая компания сможет объединить работающих в ней специалистов в саморегулируемую организацию актуариев (в соответствии с законопроектом достаточно 25 человек), установить, по существу, любые квалификационные требования. В крайнем случае можно будет потребовать знание таблицы умножения. Обозначить кого-то из своих сотрудников "независимым" актуарием. Он и будет без лишних вопросов подписывать все отчеты в надзор. Кстати, о независимых актуариях, которые вводятся рассматриваемым законопроектом. Руководители страховых компаний прямо говорят, что посторонних не пустят, и их можно понять, потому что те сведения, которые будет получать независимый актуарий, затрагивают сердцевину деятельности страховых компаний. Учитывая состояние с коррупцией, новация с независимым актуарием, при ее буквальной реализации в России, представляет реальную угрозу для страховых компаний.

Если мы примем рассматриваемый законопроект, то надолго закрепим свое отставание даже от стран Центральной Африки. Я не могу сравнить наше положение даже с Южной Африкой, где с давних пор главный актуарий назначается министром финансов, имеет самые широкие полномочия по проверке всех финансовых институтов и должен сдать те же экзамены, что и английский актуарий. Сравнение же с развитыми странами, к сожалению, оказывается вообще неуместным.

Что необходимо делать для правильной постановки актуарной деятельности в России?

1.        Первое. Принять единый закон об актуарной деятельности, фиксирующий круг финансовых и экономических вопросов, решения по которым нельзя принимать без заключения специалиста актуария. Здесь не надо ничего изобретать, достаточно обратиться к мировому опыту, о котором я говорил вначале. Затем могут быть приняты законы, касающиеся специфики актуарной деятельности в различных секторах экономики, в том числе и страховании.

2.        Второе. Решить вопрос о создании в структуре Правительства или Центрального Банка органа с достаточно большими полномочиями, отвечающего за анализ и управление финансовыми рисками, в том числе связанными с крупными государственными проектами. Подобное решение сейчас активно обсуждается в Евросоюзе. Этот орган и должен координировать актуарную деятельность в Российской Федерации.

Соответствующие рекомендации были выработаны почти год назад и единогласно одобрены Экспертным советом по финансовым рискам, который работает при Комитете по финансовому рынку. К сожалению, разработчикам данного законопроекта все это оказалось не нужным.

Фракция КПРФ призывает всех депутатов проголосовать "против" данного законопроекта.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме