12:15 21.11.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Денежно-кредитная политика ЦБ не дает развиваться российской промышленности
2012-11-21 13:11
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
Депутат фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по финансовому рынку В.В. Кумин выступил на пленарном заседании Государственной Думы 21 ноября 2012 года по вопросу «О Проекте постановления № 169942-6 “Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов”. (Выступление от фракции КПРФ)».
Уважаемые коллеги!
В 2012 году в мировой экономике продолжились процессы глобального сокращения спроса. ВВП Японии в последнем квартале сократился на 3,5%. В Европе на фоне рекордного уровня безработицы началась техническая рецессия. США грозит автоматическое повышение налогов и сокращение бюджетных расходов, которое также может привести к рецессии. Даже в развивающихся странах ситуация далека от благополучной – замедление экономического развития налицо.
В такой обстановке денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть в высшей степени дальновидной и основанной на глубоком анализе происходящих в стране и мире процессов. Более того, для продолжения экономического развития и реализации тех планов модернизации, которые провозгласило руководство страны, необходима куда более тесная координация бюджетной, тарифной и денежно-кредитной политики, поскольку после вступления в ВТО конкуренция на внутреннем рынке обострилась, и без обеспечения конкурентоспособных условий доступа к финансированию отечественные производители соревноваться с зарубежными компаниями, имеющими доступ к очень дешевым кредитам, не смогут.
Приведу конкретные цифры. Центральный банк по нашему запросу предоставил информацию о стоимости кредитования и уровне инфляции в странах “Большой двадцатки”. Оказалось, что в Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, а также Индии ставка по кредитам организациям на срок свыше года превышает инфляцию на величину от половины до полутора процентных пунктов. В ЮАР, Южной Корее, Канаде разница – два-три процента.
В Китае ставки чуть выше, но, во-первых, они инвестируют в развитие экономики громадные объемы государственных средств, а, во-вторых, у них заниженный курс национальной валюты, юаня, что дает их производителям дополнительное преимущество. В Бразилии кредиты дорогие, однако у них есть крупнейший в мире банк развития с активами на сумму свыше 300 млрд. долларов, которые кредитует предприятия и инфраструктурные проекты по ставке не выше инфляции; кроме того, в Бразилии очень высокие импортные пошлины для защиты внутреннего рынка.
Таким образом, развивающиеся страны активно поддерживают собственных производителей, а ведущие развитые державы для снижения стоимости заимствований запустили крупные программы по выкупу плохих активов и покупке государственных ценных бумаг, по сути, за счет необеспеченной эмиссии, то есть печатного станка. В целом, в сложившихся макроэкономических условиях тренд на смягчение денежно-кредитной политики приобрел глобальный характер. Причем особое внимание, как правило, уделялось снижению стоимости именно “длинных денег” в экономике.
Теперь посмотрим, что происходит в России. Увеличение бюджетных инвестиций нам не грозит, напротив, жесткое бюджетное правило, скорее всего, приведет к их снижению в реальном выражении. Курс рубля слишком высок для того, чтобы могла нормально развиваться обрабатывающая промышленность, ведь без учета топливно-энергетических товаров дефицит торгового баланса превышает 100 млрд. долларов в год, а ведь мы вывозим еще металлы, лес и многое другое. Равновесным нынешний курс рубля могут называть лишь те, кто не видит необходимости в изменении структуры отечественной экономики, при которой мы экспортируем продукции машиностроения в 6 раз меньше, чем импортируем. А ведь именно машиностроение является основой экономической мощи современных государств, составляя от 30 (Великобритания) до 60% (Япония) их экспорта. У нас эта доля по международной классификации – всего 3%. Позор! Даже в ЮАР, Индии и Бразилии этот показатель в 5 раз выше.
В такой ситуации единственным способом изменить структуру экономики является кардинальное повышение эффективности денежно-кредитной политики. Сегодня мы наблюдаем парадоксальную картину. С одной стороны, кредитование физических лиц растет на 41% к прошлому году, а по кредитам без обеспечения темпы роста приближаются к 60%. С другой стороны, спрос предприятий явно ограничен очень высокими ставками по кредитам. Я уже приводил цифры по стоимости кредитов и инфляции в других странах. Так вот, в России длинные, на срок свыше года, кредиты предлагаются по ставке в среднем на 4,5% выше инфляции, что намного выше, чем за рубежом. Учитывая уровень рентабельности в высокотехнологичных отраслях (5-8%), длительные сроки окупаемости, инвестировать в них частному капиталу становится невыгодно.
И на этом фоне Банк России повысил учетную ставку, оказавшись единственным центробанком стран “Большой двадцатки”, ужесточившим в 2012 году денежную политику. Банки немедленно повысили ставки по кредитам на 1-2%. Но если остудить перегрев на рынке потребительского кредитования, где ставки составляют 40 и более процентов годовых, это никак не помогло, потому что для подобных кредитов пара лишних процентов – все равно что слону дробина, то по предприятиям обрабатывающего комплекса был нанесен серьезный удар. Темпы роста ВВП упали ниже 3% в завершившемся квартале, хотя еще в начале года были близки к 5%. Это наиболее низкие темпы экономического развития в России с 2009 года.
Проведенный нами анализ информации, предоставленной Банком России, свидетельствует об чрезмерно высоких ставках именно по долгосрочным кредитам в российской экономике. Причина в первую очередь заключается в большом спреде между операциями рефинансирования Банка России на минимальный срок и на срок 6-12 месяцев, который составляет не менее 2,5 процентных пунктов. В то же время в США, Японии и Великобритании разница в стоимости фондирования на указанные сроки составляет доли процента, а в Еврозоне банки имеют доступ к трехлетним кредитам по ставке 1% годовых.
Представляется необходимым в целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики снижение разницы в стоимости между операциями рефинансирования Банка России на минимальный и максимальный срок до уровня не более 1 процентного пункта, либо за счет снижения ставки по долгосрочным операциям, либо за счет введения плавающей ставки, привязанной к ставке рефинансирования на минимальный срок.
Кроме того, система рефинансирования Банка России в целом требует значительного расширения и совершенствования. Так, необходимо увеличение максимальных сроков по операциям рефинансирования до 3-5 лет. Также требуется развитие точечных инструментов, способствующих развитию отдельных отраслей и видов экономической деятельности. Одним из таких инструментов может стать рефинансирование по льготной ставке банков, выдающих кредиты предприятиям и организациям приоритетных отраслей экономики под разумный процент. Это позволит стимулировать частную инвестиционную активность в отраслях с высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости.
Повышение уровня инвестиций в основной капитал до 25% ВВП к 2015 году потребует наличия у банков значительных финансовых ресурсов, поскольку государство не может предоставить необходимые средства в одиночку. Однако денежная программа Банка России не предполагает в будущем увеличения чистого кредита банкам теми же темпами, что наблюдались в 2012 году. Учитывая глобальный тренд на ослабление денежно-кредитной политики, наиболее вероятным представляется сценарий высоких цен на нефть, обусловленный обесцениванием резервных валют. Однако в рамках указанного сценария Правительство России предполагает изъять из экономики путем реализации бюджетного правила 4,8 трлн. рублей в течение трех лет, а Банк России планирует компенсировать менее 10% этой величины в виде расширения чистого кредита банкам – всего 421 млрд. рублей. Представляется, что без ежегодного расширения чистого кредита банкам на 1 – 1,5 трлн. рублей задача повышения уровня инвестиций до 25% ВВП к 2015 году, предусмотренная указом Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике», не будет решена.
Фракция КПРФ призывает руководство Центрального банка Российской Федерации обратить внимание на наши замечания и учитывать их в своей работе.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме