13:47 01.10.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Дата в истории. Учиться коммунизму по-ленински

В календаре забот и дел великого вождя незначительных дней нет. И всё же этот стоит наособицу. Ленинская речь на III съезде комсомола, вошедшая в историю под названием «Задачи союзов молодёжи», — это, убеждён, самое прочитанное в нашей стране произведение Владимира Ильича. Миллионы советских людей знакомились с ней ещё в седьмом-восьмом классах перед тем, как вступать во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи. Она запомнилась чеканной формулой, которая никогда не утратит своего гуманистического смысла: «Учиться коммунизму». Об этом публикация в газете «Правда».

 

Тот «текущий момент»

Этой ленинской речи исполнилось 90 лет. Как это много, если измерять время сантиметром индивидуальной жизни, как далеко от бегущего дня! К тому же считается, что та речь была уникальным взлётом мечты — причём не рядового человека, а великого мечтателя, вдохновлённого окружением устремлённых в коммунистическое завтра «крылатых трибунов комсомола». Нет же, всё было не так.
В тот день, 2 октября 1920 года, В.И. Ленин выступал не только перед молодыми коммунистами. Перед этим была речь на съезде рабочих и служащих кожевенного производства. В ней председатель Совнаркома размышлял о внутреннем и внешнем положении Советской республики, а значит, об ухудшении военного положения в связи с поражением под Варшавой и наступлением барона Врангеля. До окончания Гражданской войны в европейской части России оставалось ещё два месяца. Утром того же дня Ленин готовил проект директивы ЦК РКП(б) о подписании в самый короткий срок договоров о мире с Польшей и Финляндией.

Речь на III съезде РКСМ ничуть не оторвана от главных ленинских забот. Просто основатель первого в мире социалистического государства смотрел далеко вперёд. Анализ привёл его к однозначному выводу: устремлённая в будущее молодёжь должна учиться коммунизму.
Снова и снова перечитываю «Задачи союзов молодёжи», и забывается, что речь была произнесена 90 лет назад. Наоборот, кажется, что её полемический накал обращён именно в сегодняшний день.

 

Школа покорных слуг капитала

Начну с того, что особенно близко. Сегодня реставрация капитализма усиленно подминает под себя, под свои узкокорыстные интересы и потребности систему отечественного образования. России навязывается старая, дооктябрьская классовая школа, на которую для камуфляжа и украшатель-ства навешивают бантики заморских «новаций». Закрытие сотен сельских школ, возрождение неграмотности, ЕГЭ, навязывание образовательных тупиков вроде «практического бакалавриата» и прочие псевдоновации призваны лишь припрятать лживость фурсенок, кузьминовых и их подпевал о «совершенствовании образования», о «преодолении его отставания» и т.п.

Возрождается та «старая школа», которую точными мазками охарактеризовал В.И. Ленин в беседе с делегатами комсомольского съезда 90 лет назад: «Старая школа заявляла, что она хочет создать человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо всё общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетённых. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создать для неё пригожих слуг, которые были бы способны давать ей прибыли и вместе с тем не тревожили бы её покоя».
Мы сегодня негодуем по поводу низкой математической подготовки школьников (их продолжающиеся победы на международных олимпиадах отражают не состояние школьной подготовки, а сохранившееся подвижничество энтузиастов-одиночек). Но математика приучает человека думать, а думающие рабочий и учитель, техник и инженер опасны власти временщиков и обслуживаемому ею классу капиталистов. Выпускники школы настолько плохо знают физику, химию, биологию, информатику, что боятся сдавать экзамены по этим предметам, из-за чего не могут поступать в технические вузы. Но это устраивает и власть, и нуворишей: для скособоченной экономики экспортно-сырьевой ориентации потребность в истинных инженерах минимальна. К тому же в нашем талантливом народе даже при разрушенном образовании Ломоносовы всё равно пробьют свою тропинку к свету знания. А остальные пусть приучатся правильно угадывать ответы на вопросы-пожелания господ. В этом и состоит глубинный смысл реставрации «старой школы».

В такой ситуации невозможно не согласиться с установками, которые давал Ленин 2 октября 1920 года: «Наша школа должна давать молодёжи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. Она должна за то время, пока люди в ней учатся, делать из них участников борьбы за освобождение от эксплуататоров».

«Связывать каждый шаг образования с борьбой трудящихся против эксплуататоров»
Образование — и среднее, и высшее, и послевузовское — не может оставаться в стороне от возрождения разрушенной капиталистическими порядками экономики России. Мы всё ещё говорим о возвращении к показателям 1990 года как о неподъёмной задаче. Но за два десятилетия техника серьёзно шагнула вперёд. Значит, потребуется обновление материально-технической базы страны. Но этого не сделать без образованной рабочей силы.

До чего же актуально звучат сегодня ленинские слова, обращённые к молодёжи: «Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, электричестве (не забудем, что шёл 1920-й, а не 2010 год. — В.Т.). Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности… надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию».

Перечитывая «Задачи союзов молодёжи», вдруг обнаружил, что в речи изложены самые приоритетные социальные предпосылки возрождения отечественной экономики. Во-первых, необходимо преодоление услужливости перед «новыми господами». Это мерзкое качество возродили не только нынешняя бесконечная забота о выживании и постоянная угроза безработицы. Их снова прививают россиянам со школьной скамьи. Ленин ставил задачу: «Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам.

Это значит, что мы должны её убрать».
Но великий мыслитель никогда не страдал синдромом разрушительства. Он тут же ставит задачу созидания. Во главу угла «мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, умение и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадёжно».
Следующее звено в формировании курса на созидание — «надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали». Ленинское объяснение этой задачи отличается простотой и ясностью: «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».

Ленин тут же даёт урок классового характера нравственности: «Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т.е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора». Мне представляется, что Ленин обращается не только к делегатам III съезда РКСМ, но и к нам, сегодняшним, когда ставит задачу «вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание».

 

«Чтобы приобрести знание коммунизма»

Противоречия капитализма становятся всё зримее. Правящий класс всё сильнее запутывается даже в собственных проблемах. Крот истории делает свою работу с ускорением. Поэтому всё актуальнее — по крайней мере, в КПРФ — задача: партия, «которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму». Эта задача исключительно трудна, потому что не так-то просто определить её содержание.
Знакомясь со стенограммами послевоенных съездов нашей партии, только в документах XIX партсъезда, последнего сталинского, нашёл прямые требования повышения идейно-политического уровня коммунистов. При этом обращалось внимание на изучение не статей и брошюр на злобу дня, а теоретических работ основоположников марксизма-ленинизма.

Увы, вскоре партийные установки стали определяться прежде всего Н.С. Хрущёвым. При нём рекомендуемая для политучёбы партийцев литература скукожилась до публикаций себя любимого да газетных статей. А вспомнилось об этом потому, что подобная корректировка «изучения коммунизма» подпиралась цитатами из ленинской беседы с делегатами III съезда РКСМ.
Ильич действительно говорил, определяя задачи союзов молодёжи: «Если бы только (выделено мной. — В.Т.) изучение коммунизма заключалось в выяснении того, что изложено в коммунистиче-ских трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистиче-ских начётчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди… оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует».

Через пару абзацев Ленин ещё более заостряет эту свою мысль: «Ещё более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только (выделено мной. — В.Т.) коммунистические лозунги… Наличие полумиллиона или миллиона людей.., которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма».
Давайте, однако, разберёмся в содержании ленинских предостережений. Было бы верхом невежества и искажения ленинской мысли утверждать, будто он призывал не обращаться к «коммунистическим трудам». Он утверждал, что коммунистом нельзя стать, читая только эти труды. Ленин ни минуты не сомневался в необходимости их изучения. В своих работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция» и многих других он постоянно обращался к К. Марксу, порой он даже завершает свою аргументацию тем, что сопоставляет её с точкой зрения Маркса.

В то же время он считает, что для изучения коммунизма недостаточно только коммунистических трудов. «Вы сделали бы огромную ошибку, — обращается он к комсомольцам, — если бы попробовали сделать вывод, что можно стать коммунистом, не освоив того, что накоплено человеческим знанием». И далее он разъясняет свою позицию: «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм». Именно развивая эту мысль, Владимир Ильич высказывает вроде бы максималистское требование о том, что «коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Ленин сурово предупреждает: «Коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания». Эти слова для нас звучат как призыв, как требование изучать «коммунистиче-ские книжки», изучать Маркса, Энгельса, Ленина, перерабатывая в своём сознании заложенные в них знания. Это — безусловно необходимое условие, чтобы стать коммунистом.

Необходимое, но недостаточное. Потому что «без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой». Обращаясь к делегатам комсомольского съезда, Ленин возвращается к этой мысли многократно. Он убеждён, что коммунист «может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества». Он и беседу-то завершает мыслью о том, что «только в труде с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом». Сегодня, спустя 90 лет, нельзя не поражаться актуальности ленинских слов. Они напрямую адресованы нам, российским коммунистам XXI века.

ВикторТРУШКОВ.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме