10:15 31.08.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. С Днем Рождения, «Аннушка»!
2017-08-31 10:48
Александр Трубицын.
31 августа 1947 года, 70 лет назад, летчик-испытатель П. Н. Володин поднял в воздух легкий многоцелевой биплан Ан-2.
Это была первая разработка замечательного советского конструктора Олега Константиновича Антонова, пошедшая в серийное производство.
Ещё в 1940 году молодому ленинградскому конструктору (ему было 34 года) поручили разработать лёгкий самолёт, функциональный аналог немецкого «Физелера». Разработка получила название «Самолёт №2», но по ряду причин в серию не пошёл. Антонов основательно переработал проект, увеличил размеры самолёта, и предложил свой «Самолёт №4», рассчитанный на переброску десяти солдат с полным снаряжением. Однако и этот вариант в серию не пошёл – эксперты посчитали, что его скорость недостаточна.
Началась война, которая поставила свои задачи перед авиаконструкторами, Антонов из Ленинграда попал в Новосибирск, где работал в КБ знаменитого авиаконструктора А.С. Яковлева.
А после войны он опять вернулся к идее создания нового лёгкого транспортного самолёта. Идея была поддержана, и филиал яковлевского ОКБ-115 в 1946 году был преобразован в новое ОКБ-153, которое возглавил О.К. Антонов. «Самолёт №4» был решительно переработан и получил привычный всем людям старшего поколения вид знаменитого биплана Ан-2, «аннушки», как ласково называли этот самолёт.
И начался трудовой путь этого небесного труженика.
Он бы принят на вооружение ВВС и снабжение ГВФ. Им обеспечивалось Министерство геологии и все лётные училища для лётной и парашютной подготовки. Самолёты использовались в сельском и лесном хозяйстве, были созданы штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. Им оснащались аэроклубы, милиция и погранвойска. «Аннушки» вели аэрофотосъемку и геологоразведку, разведку льдов, рыбы и морского зверя, разрушали ледовые заторы, распыляя на лёд угольный порошок, контролировали нефте- и газопроводы и ЛЭП, обрабатывали реагентами разливы нефти, работали в санитарной авиации. В качестве административного самолёта обслуживали стройки каналов и магистралей, гидростанций и полярных посёлков.
Именно Ан-2 стал «рабочей лошадкой» местных авиалиний, связав весь Советский Союз сетью рейсов, обслуживающих три с половиной тысячи маленьких городов и посёлков. Прекрасная аэродинамика, гармоничная «летучая» конструкция и развитая механизация крыла позволяла применять самолёт на самых маленьких сельских аэродромах и грунтовых площадках.
К своему сорокалетию «Аннушка» перевезла 370 миллионов пассажиров, 9 миллионов тонн грузов, выполнила 96% авиахимработ в лесном и сельском хозяйстве.
С 1948 года производство Ан-2 размещено на заводе №473 в Киеве. Через несколько лет туда из Новосибирска было переведено ОКБ Антонова, и паренёк из деревни Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии стал, как его сейчас представляют на Украине – «великим украинским авиаконструктором».
Исключительная надёжность, технологическая простота и прекрасная «летучесть» стали фирменным стилем антоновского ОКБ, разработавшего серию самолётов от маленькой «Пчёлки» Ан-14, до самой большой в мире «Мрии» («Мечты») Ан-225. И огромная заслуга в этих разработках принадлежит жене и соратнице Олега Константиновича, инженеру-прочнисту Елизавете Шахатуни, армянке, также зачисленной нынешними властями Украины в «великие украинские авиаконструкторы».
Ан-2 производился в СССР (1947-1971гг.) и Польше (1960-2002гг.); с 1956 г. по настоящее время модификации Ан-2 выпускают в Китае. Всего за рекордные 70 лет производства выпущено около 18 тыс. машин.
Но самолёт не стареет – как не стареют законы аэродинамики, которым он идеально соответствуют.
На смену ему пришёл ТВС-2МС, разработанный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина. Он сделан по новейшим технологиям, из новейших материалов и вдвое увеличил дальность полёта, а скорость – с 250 до 300 км/ч.
Всё вернулось на круги своя – разработанный в Новосибирске самолёт получил там второе рождение и – можно не сомневаться, ещё одну долгую жизнь.
А ОКБ Антонова в Киеве, которое в советское время было одним из крупнейших в Европе авиакомплексов, ликвидировано в этом году.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме