13:32 26.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. К 90-летию кинобаталиста Юрия Озерова
26 января 2011 исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера современности Юрия Николаевича Озерова, создателя киноэпопеи «Освобождение», наиболее грандиозного по своим масштабам фильма о Великой Отечественной войне, которую посмотрело более полумиллиарда зрителей в 125 странах мира.
Юрий Николаевич обладал многими титулами и регалиями. Он являлся народным артистом СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреатом премии имени Довженко, профессором ВГИКа. Был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также польским орденом «Крест Заслуги», болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденом ГДР «Большая Звезда Дружбы между народами» в золоте, многими медалями, в том числе «За боевые заслуги». На протяжении ряда лет Ю.Н.Озеров являлся членом коллегии Госкино СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР, членом Национального Олимпийского комитета.
Юрий Озеров родился в 26 января 1921 года в Москве, в театральной семье. Его отец, Озеров Николай Николаевич (1887–1953), был замечательным русским певцом 20–30-х годов, народным артистом республики, одним из основных исполнителей ведущих партий драматического тенора в Большом театре СССР на протяжении 27 лет, а с 1947 г. он преподавал в Московской консерватории в качестве профессора по кафедре вокала. Большой известностью пользовался в стране и младший брат Юрия Николаевича – Николай Николаевич, народный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта, легендарный спортивный комментатор, неоднократно снимавшийся в фильмах брата на спортивные темы. Семейная среда, окружавшая братьев Озеровых с детства, была пропитана духом творческой театральной жизни, духом творения, созидания. Большинство родственников и предков братьев Озеровых имели в той или иной степени отношение к искусству, были большими театралами. В доме гостеприимных Озеровых, душой которого была мама Юры и Коли, Надежда Ивановна, завсегдатаями были многие ведущие деятели, искусства и культуры того времени, такие, как К.С.Станиславский, А.В.Нежданова, Л.С.Собинов, В.И.Качалов, С.М.Козловский, С.Я.Лемешев, А.В.Щусев, М.Д.Михайлов и многие другие.
Семейная обстановка не могла не сказаться на становлении Юрия Николаевича как творческой личности. Будучи школьником, он увлекался живописью, посещал художественную школу, летом отдавался спортивным занятиям, где на первом месте были теннис и футбол.
После окончания десятилетки в 1939 году Юрий поступил в Институт театрального искусства имени А.В.Луначарского, но почти сразу же был призван в Красную Армию.
Начало Великой Отечественной войны он встретил связистом, получив боевое крещение в битве за Москву. Затем инициативного, смекалистого и хорошо владеющего пером связиста заметили и привлекли к штабной работе, которая поначалу казалась ему скучной. Но вскоре пришло понимание того, что залогом успеха в боях является эффективная работа штабов воинских частей, и что профессиональным военным не стать, не постигнув штабную науку. Юрий Озеров проходит ускоренный курс штабного отделения Военной академии имени Фрунзе. Учиться приходилось прямо на фронте, в перерывах между боями. В 1944 году Юрий Николаевич окончил академию. Как офицер штаба армии он принимал участие в разработке ряда крупных операций. Его полный боевой путь за время Великой Отечественной войны пролег от Москвы, через земли Украины, в освобождении которых он принимал участие в составе 1-го и 4-го Украинских фронтов, через Карпаты, Польшу, Восточную Пруссию, которые он прошел в составе 2-го и 3-го Белорусских фронтов, а завершился штурмом Кенигсберга.
Одним из наиболее тяжелых периодов войны, выпавших на его солдатскую судьбу, стала операция по штурму Кёнигсберга в составе 50-й армии под командованием талантливого полководца, однофамильца Юрия Озерова генерал-лейтенанта Федора Петровича Озерова, у которого он многому научился и теплые воспоминания о котором и преклонение перед полководческим даром командарма Юрий Озеров пронес через всю свою жизнь.
В те дни Юрий Озеров писал с фронта своей молодой супруге, Сухомлиной Раисе Александровне:
«3 марта 1945.
Дорогая, родная моя Райка!!!
Два дня и две ночи воет страшная вьюга…
Жутко сейчас в поле. Ветер, холодный, леденящий, сбивает с ног, слепит лицо, заметает дороги. Несмотря на буран, наши войска продолжают наступление. Сколько приходится выносить рядовым бойцам пехоты, этим безвестным героям войны. Их страшный, адски тяжелый труд, порою невозможно себе представить. Только один русский человек может вынести все это. Я всегда буду преклоняться перед величием духа простого русского солдата…»
Именно тогда у него зародилась мечта о том, что, если он вернется с войны живым, то покажет с помощью кино всему миру эту самую жестокую и страшную за всю историю человечества войну такой, какой она была, какой он ее видел на передовой, в штабах воинских частей, в тыловых службах и медсанбатах, с наблюдательного пункта командующего армией, и главное – покажет мужество и стойкость советских солдат.
И эта мечта стала главной целью его жизни, его творчества. Но для реализации этой главной цели предстояло пройти еще немалый жизненный путь.
Первым шагом к заветной цели стала демобилизация из армии. Конечно, двадцатичетырехлетний гвардии майор, орденоносец, выпускник Военной академии имени Фрунзе, имел все шансы на успешную военную карьеру, и немало уважаемых людей советовали ему продолжать службу в армии. Но тогда ему пришлось бы расстаться со своей главной мечтой. И Юрий Озеров начинает жизнь как бы сначала, вопреки советам мудрых, житейской логике, сложившемуся было семейному уюту, манящей перспективе. Осенью 1945, теперь уже майор запаса, Юрий Озеров вновь садится за парту – он возобновляет прерванное образование сначала на режиссерском, потом на театроведческом факультетах ГИТИСа им. А.В.Луначарского. Однако в следующем году он вновь корректирует свою образовательную траекторию – поступает на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Учеба захватила его. Он всегда вспоминал это время как наиболее счастливое в его жизни. Учился он вместе с С.Бондарчуком, А.Аловым, В.Наумовым, М.Хуциевым и другими талантливыми ровесниками, ставшими затем известными мастерами отечественного кинематографа.
В 1951 г. Юрий Озеров окончил ВГИК, и началась его самостоятельная творческая деятельность. Первой его работой стал снятый в 1952 г. фильм «В Никитском ботаническом саду», который заставил обратить внимание на молодого кинорежиссера зрителей и специалистов. В 1953 г. он снимает фильм о лучших советских артистах цирка «Арена смелых». Фильм, открывший, в частности, талантливого клоуна Олега Попова, покорил зрителей, и получил главный приз на Международном кинофестивале в Венеции. В 1956 году Юрий Озеров представляет фильм с названием «Сын», в котором он обращается к сложной теме – формированию характера молодого человека. Этот фильм с интересом был встречен зрителями, он также получил диплом Венецианского кинофестиваля.
Затем в 1958 году Юрий Озеров создает фильм «Кочубей» с Николаем Рыбниковым в главной роли, посвященный одному из героев Гражданской войны. Это – одна из наиболее ярких кинолент 50–60-х годов. Картина была удостоена премии Всесоюзного кинофестиваля (1958) и премии на международном фестивале в Венеции.
В 1959 г. Ю.Озеров снимает совместно с албанскими кинематографистами фильм о борьбе албанского народа за свое освобождение против итальянских и немецко-фашистских захватчиков. Фильм был насыщен сложными батальными сценами, происходящими в горных условиях. В нем была показана не только мужественная борьба албанского народа, но и огромная роль Советского Союза, которую он играл в освободительном антифашистском движении. Фильм стал первым опытом Юрия Николаевича в реализации международных кинематографических проектов.
В 1963 г. на экраны страны выходит фильм Юрия Озерова «Большая дорога» – несомненно, один из лучших его фильмов, снятый с участием чехословацких кинематографистов и повествующий о жизни писателя Ярослава Гашека, о его участии в бурных событиях Гражданской войны в России.
И только через двадцать пять лет со дня Великой Победы над фашистской Германией Юрий Озеров начал воплощать свою главную творческую задачу – реализацию серии фильмов о Великой Отечественной войне. Этой задаче он посвятит 30 лет жизни!
Первой из этой серии стала вышедшая в 1970–1972 годах цветная широкоэкранная широкоформатная киноэпопея «Освобождение», включающая фильмы: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм». Соавторами киноэпопеи были кинооператор И. Слабневич, художник А. Мягков, писатели Ю. Бондарев и О. Курганов.
В отличие от других фильмов, показывающих отдельные эпизоды войны, часто вымышленные, фильмы Озерова давали развертку войны на макроструктурном уровне, рассказывали о войне в целом, начиная со стратегических замыслов противников, причем рассказывали высокохудожественным эмоциональным языком, но в рамках реальной исторической хроники с действующими реальными историческими личностями. Фактически фильмы Ю.Озерова – это учебники по истории Великой Отечественной войны, выраженные средствами художественного кино.
Фильм «Освобождение» завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси. Он стал в культурной жизни страны событием огромной важности, имеющим большой общественно-социальный и политический резонанс, так как к тому времени на Западе вышло немало фильмов о войне, в которых фальсифицировалась история и принижалась роль Советской армии в победе над фашистской Германией. Фильмы киноэпопеи «Освобождение» несли правду о войне, разоблачали фальсификаторов истории. Этому способствовали как и высокий международный авторитет Ю.Озерова, прошедшего через всю войну лично, так и то, что негласным консультантом кинорежиссера был один из главных действующих лиц театра военных действий маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Хотя маршал в то время был в опале, всем было известно, что его честность и принципиальность отлиты из самой твердой стали. Все это способствовало тому, что эпопея «Освобождение» оказалась в центре внимания международной общественности. Торжественные премьеры фильма прошли в 115 странах мира. За эту работу авторский коллектив в 1972 году был удостоен Ленинской премии.
Следующая киноэпопея в четырех фильмах, названная «Солдаты свободы», вышла в свет в 1977 году. Она создавалась Юрием Николаевичем в творческом содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии. В ней Ю.Озеров, используя принципы, выработанные им в «Освобождении», ставил целью реконструировать историю антифашистской борьбы в европейских странах, увековечить память о национальных героях, проявивших образцы мужества и героизма в борьбе с фашизмом.
Новой масштабной работой Ю.Озерова, в которой он выступил и в качестве сценариста, стал фильм «Битва за Москву», также снятый в излюбленном им жанре исторической хроники. Международная премьера этого кинопроизведения состоялась в год 40-летия Победы и стала центральным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве.
Работу над военной тематикой он продолжил и в следующих своих произведениях:
– 1986 – «Сталинград», «Ангелы смерти».
– 1994 – телевизионный киносериал из 24 фильмов, посвященный 50-летию Дню Победы.
– 1996 – документальная лента «Великий полководец Георгий Жуков».
Этим обширнейшим рядом уникальных кинопроизведений с огромным пространственно-временным охватом событий, связанных со Второй мировой войной, Юрий Озеров выполнил главную цель своего творчества в кинематографе – создание целостной, правдивой картины о Великой Отечественной войне, рассказ о великом подвиге советского народа, народа-победителя. Решая эту задачу жизни, Юрий Николаевич разработал новый жанр художественного кино в виде военно-политической киноэпопеи, сочетающий высокую художественность с документальной точностью исторических событий.
Развитию военной темы, правдивому освещению достоверных исторических событий Первой и Второй мировых войн XX века, охвативших две трети человечества, Юрий Николаевич посвятил почти полностью свою жизнь в кинематографе, сняв в общей сложности 26 военных фильмов из 36 им созданных. Что само по себе является уникальным достижением в мировой кинематографии.
Но творчество Юрия Озерова было заполнено не только военным кино. Он показал себя и непревзойденным мастером спортивного кино, создав шедевры этого вида кинопроизведений: «Глазами восьми» о Мюнхенской Олимпиаде 1972 г., в котором восемь избранных кинорежиссеров мира сняли восемь самостоятельных новелл. За свою новеллу Ю.Озеров получил малую Олимпийскую золотую медаль. Снятый им фильм о Московской Олимпиаде «О спорт, ты – мир!» (1981) также получил высокую оценку Международного Олимпийского комитета и был удостоен Государственной премии СССР.
Последние десять лет жизни Юрий Николаевич был полон творческих планов, активно работал над новыми сценариями, но из-за начавшихся в стране деструктивных процессов, серьезно затронувших многие стороны жизни страны, включая культуру и кинематограф, талант выдающегося мастера оказался больше невостребованным.
Умер Юрий Николаевич 15 октября 2001 года. Похоронен вместе с братом Николаем Николаевичем в Москве, на Введенском кладбище.
В память о Юрии Николаевиче Озерове его учениками начиная с 2003 года ежегодно проводится кинофестиваль военного кино, носящий его имя. В 2004 году фестиваль приобрел статус международного, и тогда же в его работе приняли участие кинематографисты из Белоруссии, Украины, Германии, Польши, США и Китая. За прошедшие годы популярность и признание кинофестиваля набирали вес. Девиз Открытого Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова (http://www.warcinema.ru) – «Через войну в кино – против войны в мире!» Одна из главных задач кинофестиваля состоит в том, «чтобы пробудить у соотечественников и главным образом у молодежи интерес к своей истории, любовь к стране, к ее традициям, которые прежде формировались, во многом исходя из первостепенной задачи – защиты Отечества».
Фестиваль как бы продолжает дело Юрия Николаевича, которое он посвятил сохранению средствами кинематографа святой памяти воинской славы наших предков, памяти о народе-герое, народе-победителе.
Идею Юрия Николаевича об увековечивании памяти героического прошлого своего народа и страны с использованием уже новых информационных технологий подхватил любимый внук мастера, талантливый интернет-журналист Владимир Владимирович Сухомлин, известный в интернете, как Aka Cliver (Кливер), автор ряда успешных интернет-проектов, таких, как сербия.ру (1998), чечня.ру (1999), военно-исторический форум2 – vif2.ru (2000), катюша.ру (2001) и др., Юрий Николаевич гордился и восхищался успехами внука, студента факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Создав военно-исторический портал vif2.ru в 2000 году, Владимир начал публиковать на своем портале фильмы деда. А после смерти Юрия Николаевича Владимир придумал концепцию и разработал технологию создания интернет-книги – электронной летописи о народе-герое на своем портале с помощью интернет-конкурсов, посвященных военной тематике, что давало возможность добраться до семейных архивов, хранящих бесценную информацию о людях и событиях военного времени, а также способствовало вовлечению молодежи к изучению истории своих семей, истории страны.
Однако осуществить свой проект Владимир так и не успел. 4 января 2003 г. интернет-журналист В.В. Сухомлин погиб от рук наемных убийц.
Но проект Владимира нашел все же свое воплощение. Его реализовал отец Владимира, автор этих строк, проведя при поддержке Союза журналистов России, задуманные Кливером интернет-конкурсы (Международные интернет-конкурсы «Страница семейной славы» 2005 и 2010 гг. http://pobeda.vif2.ru/ ), посвященные 60-й и 65-й годовщинам Великой Победы. Как и кинофестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова Международный интернет-конкурс «Страница семейной славы» проводится теперь ежегодно. В 2011 году он будет посвящен 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны и 90-летию Юрия Николаевича Озерова.
Владимир СУХОМЛИН,
профессор МГУ, сын Ю.Н.Озерова.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме