12:30 14.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. К 124-й годовщине со дня рождения советской писательницы Мариэтты Шагинян
Лучшие произведения советской литературы — а это один из самых достойных этапов в истории русской и мировой литературы XX века — убедительно показали, что книги могут участвовать в большой жизни страны так же активно, как люди, о которых они рассказывают. Достоинство и жизненность этих книг определяются содержанием народной жизни и талантом автора. Такие книги создавала Мариэтта Сергеевна Шагинян, выдающийся советский писатель. Человек двух редких талантов — художник и философ, она была влюблённой не только в глубокие революционные идеи Маркса, Энгельса и Ленина, но также в стиль, язык, «музыку» их книг, о чём не раз говорила в полный голос на всю страну.
МАРИЭТТА Шагинян — необычайное, редкое явление в нашей литературе. Она прожила долгую жизнь — ровно 94 года. Родилась и умерла в Москве (1888—1982 гг.). Интересно заметить, что родилась-то и умерла в один день: 21 марта (по старому стилю) родилась, 21 марта (по новому) умерла. Хотя, конечно, сегодня считается, что родилась 4 апреля.
Хемингуэй как-то сказал: «Настоящему писателю нужен не только талант, но и долголетие». Ещё говорят, когда тяжелобольному М.А. Шолохову друзья выражали сочувствие, он с улыбкой отвечал: «Я хочу посоревноваться с Мариэттой Шагинян».
Вся её жизнь — это многолетний подвижнический труд. Она начала печататься с пятнадцати лет, а через десять лет была уже автором двух книг стихов и двух книг рассказов.
Октябрьскую революцию и Гражданскую войну М.С. Шагинян встретила в Ростове-на-Дону, а точнее — в Нахичевани, куда с трудом вернулась к 1915 году из вступившей в войну Германии. Значительно позже (в 1980 году) в журнальной статье «Не утопия, а реальный опыт» она вспоминала: «Я считаю большой удачей для себя, что встретила Октябрь, застряв во время войны 1914 года в городе моей матери Нахичевани-на-Дону, когда возвращалась из Гейдельбергского университета в Россию… Это был пригород большого рабочего, революционно настроенного города Ростова-на-Дону. После того, как на севере произошла Октябрьская революция, мы на юге оказались под властью деникинщины.
Почему я пишу — это было удачей для меня? Потому, что моё прежнее окружение, буржуазные поэты и писатели Петербурга и Москвы, часть тех, в среде которых я находилась, встретили Октябрьскую революцию непониманием того, что она внесла в мир, отсутствием подлинного чутья истории, ожесточением и враждебностью. Мы же на юге, и моя тамошняя среда в чудовищной атмосфере последних судорог отжившего строя, ждали переворота как спасения и освобождения. Мы ждали его активно. У нас были подпольные кружки, мы встречались с рабочими пролетарского Темерницкого района. К нам доходили иногда запретные большевистские издания. Я много раз писала позднее, какую огромную роль сыграло для нас первое чтение «Двенадцати» Блока...
Вспоминаю первые годы советского строительства сперва на юге — в Ростове, где я была инструктором ткацкого дела, лектором на курсах повышения производительности рабочего труда, письмоводителем сельсовета в армянском селе Чалтырь, — потом в любимом Питере и Москве, куда я вернулась, уже получив опыт новой, советской работы с рабочими и крестьянами. Я стала по-настоящему отдавать своё народившееся новое понимание, свой трудовой опыт народу в профессиональном труде писателя.
И я уверена, что первая советская литература, рождавшаяся из сердца писателей Сейфуллиной, Серафимовича, Фурманова, Фадеева, Гладкова, Шолохова, создавалась с чувством понимания того, что принёс нам Октябрь. Мы были близки тогда к полному пониманию лозунга «От каждого по способностям, каждому — по потребностям», потому что в этом лозунге скрыто величайшее Счастье отдачи!
Так пусть живёт память о чуде, свершённом на нашей Земле, действительном, а не воображаемом, о чуде слияния теории и практики не как утопии, а как величайшего человеческого опыта».
НА РОСТОВСКОМ материале она написала очерк «Как я была инструктором ткацкого дела» и художественную трилогию: повести «Перемена», «Приключение дамы из общества» и рассказ «Агитвагон». С ними она вошла в начале двадцатых годов в большую советскую литературу. В 1923 году редактор журнала «Красная новь» А. Воронский писал ей: «Знаете, очень ваши вещи нравятся тов. Ленину». Позже Мариэтта Сергеевна скажет: «Этот дорогой сердцу отзыв Владимира Ильича светил мне всю жизнь».
Её вклад в развитие нашей культуры богат и разнообразен. Она автор известного романа «Гидроцентраль» (1931 г.) — о трудовом героизме в годы первой пятилетки, об электрификации страны, книги очерков «Урал в обороне» (1943 г.), многих других произведений, например, романа «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» (1924—1925 гг.), экранизированного в 1926 году. Но все они отступают на второй план перед четырёхтомной Ленинианой — наиболее совершенным в художественном и философском отношении произведением, удостоенным Ленинской премии (1972 г.)
Мариэтта Сергеевна была членом-корреспондентом Академии наук Армении, доктором филологических наук, её перу принадлежат монографии о Тарасе Шевченко и Иване Крылове, Гёте и Низами, Ярославе Гашеке и Микаэле Налбандяне, композиторе и друге С. Рахманинова, а также о чешском композиторе И. Мысливечеке.
Все исследователи творчества М. Шагинян сходятся на том, что её талант схож с герценовским, главная сила которого, по замечанию Белинского, «в мысли, глубоко прочувствованной, вполне осознанной и развитой». Такой талант всегда редок и современен.
Жизнь М. Шагинян — на страницах её книг. В шутку говорят: она написала столько книг, сколько прожила лет. «Единственно, что я умею, — это работать», — не раз повторяла она, Герой Социалистического Труда, подчёркивая, что больше всего устаёт от безделья. Это был человек неувядаемого творческого темперамента, редкой культуры и большого человеческого обаяния.
В ЭТИ ДНИ, когда я пишу о Мариэтте Сергеевне, с волнением и гордостью вспоминаю, что в последние годы её жизни был заочно знаком с ней, находился в переписке. Накануне своего 90-летия она подарила мне «на добрую память» свою фотографию и знаменитые «Четыре урока Ленина» с автографом, где выражены самые «сердечные чувства» — «донскому другу», «земляку» по матери (она — нахичеванка, а мы с сестрой родились в Москве). Вот уже на протяжении многих лет я прихожу в день рождения Мариэтты Сергеевны на нахичеванское кладбище к могиле её родителей. Она просила не забывать об этой дорогой для неё могиле.
Отец писательницы не был нашим земляком, но теперь он тоже лежит в нашей донской земле. Сергей Давыдович был доцентом медицинского факультета Московского университета, того самого, который окончил А.П. Чехов. Мать — Пепронэ Яковлевна, урождённая Хлытчиева, — из семьи известного на Дону купца. Род Хлытчиевых дал стране несколько талантливых математиков, арти-стов, музыкантов.
Жизнь в Ростове с 1915 года по конец 1920-го оставила неизгладимый след в сердце и памяти Мариэтты Сергеевны. Здесь она вместе с мужем литературоведом Яковом Хачатрянцем работала над новыми книгами, читала лекции в организованной её сестрой Магдалиной художественной школе, где преподавал М. Сарьян, в Донской консерватории, где встречались с Р. Глиэром и Н. Гнесиным, а в 1917 году — с С. Рахманиновым, сама как инструктор Доннаробраза организовала в Нахичевани первую на Дону прядильно-вязально-ткацкую школу.
В Нахичевани М.С. Шагинян жила в разных местах, училась какое-то время в гимназии (ныне школа № 13). Здания почти все сохранились, а вот мемориальных досок на них (за исключением школы) в честь выдающейся землячки до сих пор нет. Почему? Не потому ли, что она вся целиком принадлежит советской культуре, которой служила убеждённо и честно?
«Горе каждому, кто потерял потребность в человеческой любви, в привязанности хотя бы к малому клочку жизни на нашей родной планете Земля», — написала Мариэтта Сергеевна в большой статье, опубликованной в «Правде» в мае 1980 года, к 75-летию М.А. Шолохова. Мы тогда обменялись с ней письмами. Мне особенно понравился финал статьи: «...Шолохов — большой и настоящий писатель — растёт и раскрывается в своих книгах как народный писатель, выражающий развитие народного сознания».
Мне кажется, что этими словами можно охарактеризовать и Мариэтту Шагинян, внёсшую огромный вклад в развитие прогрессивного сознания нашего народа.
Её последними статьями в печати были «Не утопия, а реальный опыт», «Земля, по которой начал ходить Володя Ульянов», «Его живое присутствие», «Как я работала над «Семьёй Ульяновых», «Отец Ленина»... Они злободневны и сегодня. Они учат нас умно жить и правильно понимать жизнь, бороться за преобразование её на основах социальной справедливости.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме