15:45 27.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. Юбилей газеты «Искра»
110 лет назад, 24 декабря 1900 года, вышел первый номер «Искры». Эпиграфом издания стали слова из ответа декабристов А.С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя». Об этом публикация в газете «Правда».
Борьба В.И. Ленина за революционный характер партии
110 лет назад, 24 декабря 1900 года, вышел первый номер «Искры».
Зарождение большевизма
Историю большевистской, коммунистической партии принято отсчитывать с 1903 года, когда состоялся II съезд РСДРП. Но у всякого серьёзного процесса есть инкубационный период. Для большевизма им был период «Искры». Вся её деятельность была направлена на создание той партии, которая вошла в историю планеты как большевистская, а значит — революционная, действенная, непримиримая к оппортунизму.
Это был всероссийский штаб сопротивления эксплуататорскому режиму. Агенты «Искры» работали во всех промышленных районах и крупных городах. В 1902 году как итог организаторской работы искровцев в Самаре появилось бюро Русской организации «Искры». Именно газета стала штабом, готовившим II съезд РСДРП. «Искра» была центром разработки Программы и Устава российской социал-демократии. Агенты «Искры» после съезда составили ядро большевистской партии.
О признании партией роли «Искры» говорит хотя бы то, что её редколлегия избиралась съездом и наряду с Центральным Комитетом в полном составе входила в Совет
Увы, через три года после выхода первого номера «Искры», в ноябре 1903 года, газета стала мыслить по-меньшевистски, её влияние среди рабочих сразу же упало, так как она перестала быть боевым органом марксизма. «Между старой и новой «Искрой» лежит пропасть», — радовался Л. Троцкий, который в ту пору был одним из видных сторонников меньшевизма.
Историческое значение «Искры» огромно. Её опыт сегодня исключительно актуален.
Похожее в непохожем
Конечно, было бы примитивом утверждать, что политическая обстановка 2010 года повторяет общественно-политический пейзаж 1900-го. Однако совпадения есть, и они существенны. Всего несколько лет назад иные авторитетные аналитики отрицали, что в нашей стране ускоренно складывается капитализм. Это было… повторением народнической позиции конца XIX века. Но вышедшая 111 лет назад работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России» оказалась настолько убедительной, так точно отражающей реалии, что споры на эту тему притихли. Да и как можно было отрицать капитализм, если погоду в обществе начала делать именно буржуазия? Сегодня картина похожая. Даже тем, кто и хотел бы отрицать капитализм, делать это всё труднее: РФ по числу долларовых миллиардеров уступает только Соединённым Штатам Америки.
Не менее существенно и второе совпадение эпох, разделяемых 110 годами. Хотя каждому человеку в здравом уме нетрудно сообразить, что капиталистов без рабочих быть не может, признавать существование рабочего класса не решаются не только защитники капиталистических устоев, но и многие «друзья народа» — и из начала XX века, и нынешние. Если 110 лет назад аналитики утверждали, что Россия ещё не вступила в пору индустриализации, ссылаясь на то, что на долю рабочих приходится менее 10% самодеятельного населения империи, то теперь говорят о том, что в стране произошла деиндустриализация. И это — правда, но не основание для утверждений об испарении рабочего класса. В современной России индустриальные рабочие составляют около четверти занятого населения. А сколько наёмных работников в других отраслях экономики!
Сегодня иногда можно услышать, будто компьютеризация и информационные технологии меняют классовую структуру общества. Так ли?! Изменения в содержании труда не приводят к ликвидации пролетариата: его существование определяет эксплуатация человека человеком, а не то, обливается ли работник потом у мартеновской печи, или сидит в белой рубашке у компьютера. Они оба — пролетарии, потому что, эксплуатируя их, капиталист получает прибыль. К тому же сегодня в мире около 80% работающих трудятся в добывающих и перерабатывающих производствах, тогда как в сфере услуг, включая информационные,— только пятая часть занятых.
На переломе XIX и XX столетий В.И. Ленин и его единомышленники на основе обстоятельного анализа пришли к твёрдому убеждению, что страна пошла по капиталистическому пути и в ней быстро формируется пролетарский класс. Отсюда однозначный вывод: необходимо помочь этому классу стать материальной силой, способной стряхнуть со своих ног кандалы капиталистической эксплуатации. Значит, надо решить две задачи — организаторскую и идеологическую. Они тесно взаимосвязаны: организовать рабочий класс можно, только обогатив его социалистическим сознанием.
В этом отношении современная
Боевое оружие марксизма
Теперь об идеях, способных завоевать массы. Как и в начале ХХ века, это — идеи марксизма. Они актуальны уже потому, что на пути истории по-прежнему разлёгся капитализм, который, как писал поэт, «не объехать, не обойти, единственный способ — взорвать».
Сердцевиной марксизма (сегодня: марксизма-ленинизма, ибо ленинизм — это марксизм революционной эпохи перехода от капитализма к социализму) является последовательный материализм, который безоговорочно включает в себя материалистическое понимание общества. Это — материализм диалектический, утверждающий всеобщность связей и развития как в природе, так и в истории. Поэтому он революционный, так как рассматривает переход от одной формации (экономического и общественно-политического строя общества) к другой в виде скачка. Он революционный не потому, что приверженцам будто бы по душе кровь и беды революционных эпох, а потому, что эволюция не бывает бесконечной, эволюционные изменения неизбежно достигают такого масштаба, что переходят в новое качество. Отрицание этой истины равнозначно близорукости. Марксисты такими недугами не страдают. Поэтому они решительно выступали за организацию масс в революционную партию, которая сориентирована на политическую борьбу людей труда против капитала. Ну а антимарксисты и околомарксисты отстаивали трусливый курс косметического ремонта капиталистического жизнеустройства.
Фокус, однако, в том, что и в отношении к марксизму ситуация во многом повторяется. Она, пожалуй, даже ухудшилась. На рубеже XIX—XX веков марксизм в России был в новинку, щеголять марксистской фразой было модно. Теперь моды на него нет, наоборот: требуется смелость, чтобы заявлять о своей приверженности революционной теории.
Уроки «Искры»
Впрочем, давайте всмотримся пристальнее в 1900 год. К этому времени имелся признанный идеологический центр борьбы — плехановская группа «Освобождение труда». Она вела теоретические дискуссии, издавала марксистскую литературу, но практически не занималась организаторской работой среди пролетарских масс. Для решения этой задачи требовалось создать общероссийскую политическую партию — РСДРП. Её I съезд состоялся в 1898 году, но после съезда почти все его участники были арестованы.
Была предпринята попытка создать заграничный Союз русских социал-демократов. Но он ориентировался только на экономические формы борьбы, и на этом основании родоначальник оппортунизма в европейской социал-демократии Э. Бернштейн даже утверждал, будто российские социал-демократы следуют в его кильватере. В апреле 1900 года, когда проходил II съезд союза, Г.В. Плеханов и его товарищи по «Освобождению труда» вышли из оппортунистической организации.
В этих условиях «Искре» пришлось выполнять обязанности не только популяризатора марксизма, но и последовательного борца за его чистоту. Положение было непростым. В.И. Ленин стремился к единению всех марксистских сил. Он приложил немало усилий, чтобы найти поддержку «Искре» не только у Г.В. Плеханова, но и у легальных марксистов П. Струве и М. Туган-Барановского. Пока реформистские склонности А. Потресова и Ю. Мартова давали о себе знать лишь эпизодически, Ленин активно сотрудничал с ними.
Трудность положения ленинской «Искры» состояла в том, что отступничеством от марксизма грешили верхи
В.И. Ленина удивляло поведение Плеханова. Георгий Валентинович первым выступил с критикой ревизионизма Э. Бернштейна, но в то же время делал вид, что не замечает, как скатываются в бернштейнианство и П. Струве, и П. Аксельрод, и другие его соратники. Их идеологическое сползание вправо начало давать знать о себе ещё до раскола в «Искре» (он произошёл вскоре после II съезда РСДРП). Эволюция в направлении оппортунизма, в конце концов, привела Аксельрода к тому, что он, по его собственному признанию, поставил цель «коренным образом изменить характер русской социал-демократии,.. организовать её на тех же началах, на каких зиждется партийный строй европейской социал-демократии», то есть на началах ревизионизма и встраивания в капиталистическую систему.
«Искра» в борьбе за зарождение массового революционного рабочего движения сумела совершить политический подвиг. Она заложила прочные основы большевизма. Это ярко проявилось в создании партии нового, ленинского типа, выкристаллизовалось в революционной идеологии марксизма-ленинизма, вылилось в решительную готовность пролетарского протестного движения повести за собой все трудящиеся массы на борьбу России с капиталистическим жизнеустройством. «Искра» создала предпосылки того революционного подъёма, который обеспечил победу Великого Октября 1917 года. Он временно сдал позиции и отступил в 1991—1993 годах. Он наверняка взметнётся вновь и вернёт Россию на магистральную дорогу истории, то есть к социализму. Пламя «Искры» не погасло.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме