12:00 25.02.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. 90 лет назад был создан Госплан
Из биографии Госплана. 90 лет тому назад, 22 февраля 1921 года, появился Госплан. За 70 лет его деятельности СССР достиг вершин в экономической и социальной областях, в развитии науки и техники, освоении космоса, обеспечении обороноспособности страны, в повышении жизненного уровня народа. Образованием Госплана, разработкой теории и практики планирования страна обязана Владимиру Ильичу Ленину, гению ХХ века, основателю первенца социализма – страны с гордым названием СССР. Память истории нетленна, ее нельзя забыть, ибо без прошлого не может быть достойного будущего.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он себе приближает.
Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1499–1527)
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. В августе далекого 1903 года, задолго до победы Октября 1917 года, в Лондоне на II съезде была принята первая Программа Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Одной из посылок социальной революции была выдвинута задача ввести «планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества». Вдумайтесь: Ленин предусмотрел это за 14 лет до победы Октября и за 17 лет до принятия плана ГОЭЛРО. Ему самому тогда было только 33 года!
Весьма характерно, что рождение Госплана не было изолированным действием государства. Напротив, ленинская стратегия предусматривала вхождение его в триаду: ГОЭЛРО – Госплан – НЭП, задача которой состояла в быстрейшем восстановлении основательно порушенной Первой мировой и Гражданской войнами экономики 20-х годов. В такой экстремальной обстановке в феврале 1920 года Ленин создает большую (свыше 180 человек) комиссию из верных России ученых и специалистов, которая всего за 10 месяцев разработала знаменитый план ГОЭЛРО. Возглавить комиссию Ленин поручил своему верному другу и соратнику Глебу Максимилиановичу Кржижановскому (1872–1959). Комиссия успешно справилась с поставленной задачей. В декабре 1921 года план ГОЭЛРО был одобрен VIII съездом Советов и затем утвержден правительством. Это был план развития не только одной энергетики, а всей экономики. Ленин по праву план ГОЭЛРО назвал «второй программой партии», планом работ по воссозданию всего народного хозяйства, великим хозяйственным планом, а Сталин – «мастерским наброском действительно единого и действительно государственного плана».
В данной связи уместно вспомнить такой факт. В 1920 году Россию посетил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он встречался с Лениным, который ознакомил его с планами широкой электрификации России. Писатель посчитал их утопическими. В книге «Россия во мгле», посвященной поездке, он назвал Ленина «Кремлевским мечтателем» и так отозвался о его планах:
«Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов, сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района.
Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром». (Выделено мною. – Ю.Б.) Известно, что Ленин пригласил Уэллса приехать через 10 лет и посмотреть, как выполняется план, который был рассчитан на 10–15 лет. Писатель приехал в 1934 году, имел обстоятельную беседу со Сталиным, был поражен тем, что ленинский план оказался не просто выполненным, но по ряду показателей и перевыполненным.
После ГОЭЛРО были «военный коммунизм» и новая экономическая политика (НЭП). В сжатые сроки было восстановлено народное хозяйство, началась его перестройка на социалистический лад. Развиваясь по ленинским заветам, промышленность к концу 1926 года на 13% превысила уровень 1913 года, считавшийся высшим в царской России.
ГОСПЛАН В ДЕЙСТВИИ. Разработка и осуществление плана ГОЭЛРО стало началом организации системы централизованного планирования в СССР. События развивались так. 15 февраля 1921 года СНК поручил Совету труда и обороны создать общеплановую комиссию. Спустя два дня Ленин подготовил проект постановления об организации Государственной общеплановой комиссии «для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе одобренного VIII Всероссийским съездом Советов плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана». Этот ленинский тезис стал затем первым пунктом Положения о Госплане, принятого Совнаркомом 22 февраля 1921 года, а сама дата – днем рождения Госплана. Первым его председателем по предложению Ленина стал Г.М.Кржижановский, находившийся во главе этого органа почти десять лет.
Становление Госплана, как и процесса социалистического планирования, проходило под непосредственным руководством Ленина. В письме к Кржижановскому от 25 февраля 1921 года, то есть буквально через несколько дней после образования Госплана, Ленин, как всегда, лаконично и четко изложил свои рекомендации по формированию его аппарата: «Вам надо создать в Общеплановой комиссии архитвердый президиум… чтобы организаторы и твердые… люди помогали Вам и сняли с Вас работу административную… Вы должны быть «душой» дела и руководителем идейным (в особенности отшибать, отгонять нетактичных коммунистов, способных разогнать спецов)…Ваша задача выловить, выделить, приставить к работе способных организаторов, администраторов…» Мысль Ленина неустанно работала по всем основным направлениям хозяйственного и политического руководства страной. Он основательно, глубоко проникал в самую суть любого вопроса. Какая это была удача для России иметь во главе страны и в столь трудное время руководителя со стратегическим видением. Как это не похоже на горбачёвско-ельцинских «перестройщиков» и «реформаторов», а также на их последователей.
По рекомендации В.И.Ленина в состав Госплана вошли крупные специалисты по важнейшим отраслям хозяйства, науки и техники: И.Г.Александров, В.Р.Вильямс, И.М.Губкин, Д.И.Прянишников, С.Г.Струмилин. В первые годы после окончания Гражданской войны Ленин ориентировал Госплан на работу над неотложными вопросами ликвидации разрухи (продовольствие, топливо, транспорт). Поэтому одним из первых хозяйственных планов, разработанных Госпланом, был план продовольственный. Обычно первый блин не всегда бывает удачным. 4 июля 1921 года в письме «Мысли насчет «плана» государственного хозяйства», адресованном председателю Госплана, Ленин пишет: «Главная ошибка всех нас была до сих пор, что мы рассчитывали на лучшее; и от этого впадали в бюрократические утопии. Реализовалась из наших планов ничтожная доля. Над планами смеялась жизнь, смеялись все. Надо это в корне переделать. Рассчитать на худшее. Опыт уже есть, хоть малый, но практический». В этом письме, размышляя о плановой работе, Ленин по существу обозначил необходимость на реальной почве подходить к плановым расчетам. В течение 1928–1929 гг. Госпланом была создана единая система разделов и показателей пятилетнего плана, которая составила основу плана первой пятилетки. Начиная с 1928 года экономическая жизнь Советского Союза полностью направлялась пятилетними планами. На протяжении 70 лет своего существования Госплан СССР являлся инициатором и главным движущим рычагом реализации экономической политики государства.
С момента образования Госплана его возглавляли выдающиеся (за редким исключением) деятели, начиная с Г.М.Кржижановского (1921–1923, 1925–1930), затем А.Д.Цюрупа (1923–1925), В.В.Куйбышев (1930–1934), В.И.Межлаук (1935–1937), А.Н.Вознесенский (1938–1945), А.Н.Косыгин (1959–1960), Н.К.Байбаков (1955–1957, 1965–1985). Последним председателем Госплана СССР был Ю.Д.Маслюков (1988–1991).
Создание Госплана имело первостепенное значение для становления и развития планирования народного хозяйства нашей страны. Впервые в мировой практике был образован общегосударственный орган, осуществлявший перспективное и текущее планирование экономики, обеспечивавший соблюдение общегосударственных и отраслевых пропорций, планомерно увязывающий развитие всех отраслей 15 союзных республик и экономических районов страны. Его роль неоценима. Аппарат Госплана СССР (в нем работало свыше 3 тысяч специалистов) состоял из отделов по отраслям промышленности, по сельскому хозяйству, транспорту, товарообороту, внешней торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному хозяйству, бытовому обслуживанию населения и др. Важную роль выполняли сводные отделы: народно-хозяйственного плана, территориального планирования и размещения производительных сил, капитальных вложений, материальных балансов и планов распределения, труда, финансов и себестоимости и др. Возглавлялся Госплан, как правило, председателем в ранге заместителя председателя правительства.
В составе Госплана было пять крупных научных организаций: Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ), Совет по изучению производительных сил (СОПС), Институт комплексных транспортных проблем (ИКТП), Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных топливно-энергетических проблем, Научно-исследовательский институт планирования и нормативов (НИИПиН). Они проводили большую работу по методологическому обеспечению системы планирования, его совершенствованию. Госплан располагал самым крупным в то время в стране Главным вычислительным центром (ГВЦ). В его организации и становлении большую роль сыграл многолетний начальник ГВЦ, а затем заместитель председателя Госплана Н.П.Лебединский. С 1924 года ежемесячно выходил общественно-политический журнал Госплана СССР «Плановое хозяйство», удостоенный в 1974 году ордена Трудового Красного Знамени по случаю 50-летия. С предвоенного времени Госплан СССР располагался в престижном здании в центре столицы.
ЭПОХА БАЙБАКОВА. Да именно так, поскольку Николай Константинович Байбаков на протяжении 40 лет входил в состав правительства, из них в течение двадцати лет (1965–1985 гг.) возглавлял Госплан. Он проявил себя великим государственником, выдающимся нефтяником и экономистом. Судьба Н.К.Байбакова феноменальна: в 29 лет он заместитель «железного наркома» Кагановича, в то время топливного министра, в 33 года Сталин назначает его наркомом нефтяной промышленности, в 44 года Хрущёв выдвигает на пост председателя Госплана РСФСР (занимал его в 1955–1957 гг.). Тот же Хрущёв затем отправляет Байбакова в «ссылку» в Краснодарский край руководить совнархозом, против образования которых Байбаков категорически возражал. При Брежневе опалу с Байбакова сняли, и в 1965 году он на посту главы экономического штаба страны – Госплана СССР.
Мне довелось и работать в Госплане при Байбакове, и участвовать в его чествовании 6 марта 2001 года по случаю 90-летия, а 6 марта 2006 года в Колонном зале Дома Союзов – 95-летия. На полке на видном месте у меня книга «От Сталина до Ельцина» с автографом «Уважаемому Юрию Андреевичу Белику от автора. Н.Байбаков.21.ХI.1998 г.». Вскоре за 90-летием Госплана последует 100-летие со дня рождения Николая Константиновича (6 марта), до которого ему не хватило трех лет. Но это самостоятельная тема, ограничимся здесь сказанным и сосредоточимся на его деятельности на плановом поприще.
Надо отдать должное Н.К.Байбакову: в период своего двадцатилетнего руководства Госпланом он располагал высококвалифицированными заместителями, признанными авторитетами в областях, которые в разные периоды двадцатилетия они курировали. Это А.В.Бачурин, Л.А.Воронин, А.А.Горегляд, С.П.Гусев, Н.Н.Иноземцев, А.М.Лалаянц, Н.П.Лебединский, М.И.Мысник, П.А.Паскарь, Н.И.Рыжков, Я.П.Рябов, В.М.Рябиков, В.М.Серов, Н.Н.Слюньков. Специалисты высокого класса работали и в отделах Госплана, коллектив которого был сплоченным, творческим, преданным делу, которым занимался.
Госплан изначально являлся межведомственным органом и тесно взаимодействовал с такими функциональными ведомствами, как Министерство финансов, Центральное статистическое управление, Государственный комитет по труду и заработной плате, Государственный комитет по науке и технике. По статусу Госплан, возглавляемый заместителем председателя правительства, стоял над ними. Особенно тесный тандем существовал между Госпланом и Минфином. И это понятно, поскольку проектировки годовых и пятилетних планов предусматривали рост производства продукции промышленности и сельского хозяйства, строительство новых предприятий, другие виды деятельности – все это сопровождалось увеличением объемов общественного продукта и национального дохода, а следовательно, ростом доходной части государственного бюджета. Но существовала и обратная связь: аккумулируемые в доходной части бюджета средства закладывались в проектировки плана на развитие новых производств. Поэтому не случайно, что при рассмотрении и утверждении сессией Верховного Совета СССР проектов годового и пятилетнего планов вначале заслушивался доклад председателя Госплана Н.К.Байбакова об очередном плане, а затем – министра финансов В.Ф.Гарбузова о бюджете, корреспондирующим с рассматриваемым планом. Тандем Байбаков–Гарбузов существовал на всем протяжении двадцатилетнего пребывания Байбакова во главе Госплана.
Госплан СССР в пределах своей компетенции издавал постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и другими организациями. Ему было предоставлено право – и Госплан им пользовался – привлекать для разработки проектов планов и отдельных народно-хозяйственных проблем Академию наук СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и другие организации и учреждения, а также отдельных ученых, специалистов и передовиков производства. Работа Госплана по составлению планов и контроль за их выполнением сочетались с тщательной проработкой многочисленных прогнозов. Как и планы, прогнозы носили кратко-, средне- и долгосрочный характер. Некоторые из них, например прогнозы запасов полезных ископаемых, численности населения и другие, включались непосредственно в планы. Конечно, этим вносился определенный элемент неопределенности, однако он не выходил за рамки допускаемой точности расчетов.
Сам процесс планирования, его организация и методология постоянно совершенствовались, особенно при Байбакове – председателе. По мере роста масштабов производства и усложнения связей в народном хозяйстве разработка планов сложившимися методами становилась все более трудной, часто даже непосильной. Поэтому по инициативе А.Н.Косыгина, реализованной Н.К.Байбаковым, в начале семидесятых годов Госплан приступил к формированию автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР). Она была спроектирована и создана силами Главного вычислительного центра, отделов Госплана и его институтов с участием большого числа организаций, министерств, ведомств и союзных республик. К 1985 году были задействованы две очереди АСПР, что позволило поднять качество технологии планирования на совершенно новый уровень. Впервые в практике Госплана плановые проектировки стали многовариантными. При проведении вариантных расчетов была реализована отечественная экономико-математическая модель межотраслевого баланса. За ее разработку группа ученых НИЭИ Госплана во главе с его первым директором академиком А.Н.Ефимовым (1908–1987) была удостоена Государственной премии СССР (1968).
На время Байбакова пришлось два юбилея Госплана – 50- и 60-летие. Полувековой юбилей отмечался на самом высоком уровне. 22 февраля 1971 года в Кремлевском дворце съездов состоялось торжественное заседание, посвященное 50-летию Госплана и плановых органов страны. В президиуме Л.И. Брежнев, А.Н.Косыгин, члены Политбюро, а также руководители плановых органов стран – членов СЭВ: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии. Собрание открыл председатель исполкома Моссовета В.Ф.Промыслов. М.А.Суслов от имени ЦК партии, Верховного Совета и правительства СССР огласил приветствие участникам торжественного заседания, всем работникам плановых органов Советского Союза. С обстоятельным докладом выступил Н.К.Байбаков. От имени присутствующих на собрании представителей плановых органов стран – членов СЭВ председатель Госплана ЧССР В.Гула поприветствовал работников Госплана и плановых органов страны с юбилеем. Все 5000 участников торжества (в их числе работники-плановики и представители экономической науки) получили памятные медали с текстом на обороте «Участнику торжественного заседания». Была также отчеканена медаль по случаю 60-летия Госплана СССР.
Я далек от идеализации советского планирования и особенно его продукта – планов. Ведь это факт, что их разработчик – Госплан СССР – по независящим от него причинам был слишком политизированным, из-за чего составляемые им планы не всегда надлежащим образом выполняли роль регулятора пропорций общественного производства, в чем оно постоянно нуждалось. Не секрет также, что наши планы нередко отражали волюнтаристские намерения высших руководителей страны, порою далекие от реальных возможностей (тот случай, когда Госплан «колебался вместе с генеральной линией»). При Хрущёве, к примеру, не складывалось выполнение пятилетки. С его подачи Госплан вместо пятилетки разрабатывает семилетку, единственную в истории страны. А чего стоило горбачёвское «ускорение», настойчиво навязанное в последнем пятилетнем плане и оказавшееся нереальным по многим причинам, включая бездумную антиалкогольную кампанию. Поэтому вместо ускорения с началом перестройки и произошло нарастающее затухание темпов, а в итоге – «катастройка».
Понятно, в таком огромном, многофункциональном органе, каким был Госплан, не могло не быть недостатков, ведь даже ЦК партии и правительство не были лишены их. Однако при всем этом они, эти недостатки, ни в коей мере не опорочивают и не ставят под сомнение эффективность идеи планирования. Неоспоримый факт, что разработанные Госпланом СССР 12 советских пятилеток были ощутимыми ступенями экономического и социального прогресса, вывели Советский Союз на положение второй сверхдержавы мира. Само же советское планирование явилось выдающимся явлением, по-современному – ноу-хау социализма, послужило примером для применения многими странами мира.
СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ЗА РУБЕЖОМ. Известно, Карл Маркс первым предложил перейти от подверженного кризисам капиталистического хозяйства к планомерному социалистическому способу производства. Идея Маркса воплотилась в жизнь не только в социалистических, но и в капиталистических странах. Такова объективная реальность, поскольку развитие крупной экономики в виде корпорации и тем более страны в целом не только при социализме, но и в условиях капитализма (при разумном подходе) не может обойтись без стратегического видения своей ближней, средней и дальней перспективы. Существенная разница состояла в том, что в условиях социалистической общественной собственности имелась возможность директивного планирования, а отличие от господства собственности частнокапиталистической, придающей планам рекомендательный характер (индикативное планирование). Капиталистическое планирование во многом своими истоками имеет планирование социалистическое.
Нобелевский лауреат по физике Альберт Эйнштейн (1879–1955) в 1948 году пророчествовал «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации (если таковые еще будут существовать) будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства». Когда это было написано, «день», о котором вещал великий ученый, уже наступил. Первой «ласточкой» оказались годы Великой депрессии, когда 32-й, самый выдающийся в Штатах президент Ф.Д.Рузвельт (1882–1945) воспользовался успешным опытом СССР в части государственного регулирования экономики с помощью плана и задействовал это у себя в стране, что позволило успешно выйти из кризиса
Действительность такова, что централизованное планирование в США существует и поныне, причем не ограничивается только государственным бюджетом и целевыми программами. В послевоенный период под патронажем правительства США были созданы мощные организации по долгосрочному и стратегическому планированию. Многие крупные американские корпорации по своим масштабам даже превосходили советские отраслевые министерства, планирование внутри корпораций осуществлялось директивными методами (ведь собственность корпоративная!). Существует, и не без основания, мнение, что директивное централизованное планирование в США (бюджет + крупные корпорации) по масштабам даже превосходило директивное планирование в СССР. Здоровые силы на Западе недоумевали по поводу разрушения планирования в стране, где оно зародилось. Весьма почитаемый мною Александр Зиновьев (1922–2006) в этой связи справедливо заметил: «Критиковали СССР за плановую экономику – теперь даже антикоммунисты признают, что плановости в западной экономике больше, чем было в СССР... Плановую систему критиковали, но сами-то ее усвоили. А ведь это открыто было в
России».
Нельзя не вспомнить, что в период ельцинско-гайдаровских бесчинств в России выдающийся американский экономист Дж.К.Гэлбрейт (1908–2006), к тому же иностранный член АН СССР (1988), заклинал наших «реформаторов»: «Только не трогайте Госплан!» Но тех не интересовала здоровая российская экономика. Свою задачу они видели в том, чтобы сделать процесс крушения необратимым, и они в этом преуспели. В годы ельцинской контрреволюции слова «план» и «планирование» исчезли из управленческого лексикона, как и Госплан, занимавшийся их разработкой. Это была одна из многих глупостей ельцинских реформаторов гайдаро-чубайсовского пошиба, управлявших Россией по гарвардским рецептам и наставлениям МВФ и ЦРУ через тысячи забугорных «советников», заполонивших российские управленческие структуры и справедливо прозванных «шарлатанами в смокингах».
Познакомимся кратко, как другие страны применяют планирование, бездумно разрушенное в России. Наряду с обозначенной выше американской моделью планирования существуют японская, французская, индийская и другие. Этим в странах занимаются специальные органы: в Японии это Управление экономического планирования (основано в 1937 году), во Франции Генеральный комиссариат по планированию (создан в начале 1946 года), в Индии Плановая комиссия (основана в 1950 году). Везде планирующие органы выполняют свою миссию по подготовке планов с различным горизонтом действия.
Подробнее поведаю об индийской практике планирования, представляющей особый интерес. Там успешно функционирует Плановая комиссия, определяющая стратегические цели развития страны, реализуемые посредством пятилетних планов. Это орган, в котором работают эксперты высшего класса и который опирается на научные разработки специализированных научных учреждений. Один к одному, как это было в Советском Союзе. За более чем 60-летний период развития Индии разрабатываемые там планы становились все более углубленными, а публикуемые материалы, включая завершившийся Х пятилетний план (2003–2007), – все более обширными и открытыми для широкого обсуждения. Здесь полностью задействована советская практика. В основе составления индийских планов – результаты работ и рекомендаций сети научно-исследовательских учреждений, действующих при каждом министерстве, а также Центральной статистической организации. В декабре 2007 года задействована ХI пятилетка Индии на 2008–2012 годы, согласно которой ВВП должен прирастать ежегодно в среднем на 9% (в предыдущей пятилетке этот показатель был установлен на отметке 7,6%).
В Индии разрабатываются не только пятилетние планы, но и постоянно изучаются многообразные проблемы развития на длительную перспективу, возможные варианты их решения. По всем основным параметрам социально-экономического развития Индия, как крупнейшая держава Южной Азии, обоснованно претендует на особую стабилизирующую роль в глобальной геополитической конфигурации и региональной расстановке сил. Отчасти ей уже принадлежит такая роль. Серьезной заявкой на новое место Индии в мировой экономике является план-прогноз Плановой комиссии «Индия – видение 2020». Работа над ним продолжалась несколько лет с участием научно-исследовательских институтов и ведущих индийских экономистов. Этот документ является своего рода программой курса на продолжение индустриализации страны. Планируется, что рост промышленного производства в среднесрочной перспективе составит 10% в год.
Особый разговор о Китайской Народной Республике. На путях строительства социализма с китайской спецификой исключительно важная роль принадлежит Государственному комитету по делам планирования и развития КНР – китайскому Госплану, который функционирует давно и довольно успешно. В отличие от нас, китайцы, начиная реформы, не стали бездумно крушить свой Госплан, созданный по образу и подобию советского. Этот орган занимается планированием и формированием стратегии в области народного хозяйства и социального развития, разработкой программ развития в краткой и долгосрочной перспективе, изучает и анализирует экономическую ситуацию и тенденции ее развития как внутри Китая, так и во всем мире. Проводит необходимые исследования и определяет стратегическое направление политического курса в отношении использования иностранного капитала.
В Китае в 1994–1997 гг. экономическим советником работал упоминавшийся Дж.К.Гэлбрейт. Руководствуясь принципом «лучшее – враг хорошего», китайцы с участием Гэлбрейта прорабатывали варианты экономического развития страны, основанные на разных теориях. По воспоминаниям ученого, ни один проект не отклонялся, что называется с порога. В этом заключалась важная черта китайского механизма принятия решений. Все, что было связано с макроэкономическим контролем, носило широкий и гласный характер. В обсуждении участвовали экономические институты, представители разных направлений экономической мысли, а также государственные организации. Рассматривалась и неолиберальная концепция ельцинско-гайдаровского типа. Но в условиях свободного, всестороннего обсуждения в Китае эта концепция не получила поддержки, поскольку ее отрицательные стороны уже давно были видны всем, кроме российских властей. После Гэлбрейта многие годы экономическим советником в Китае работал нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц (род.1943), сторонник не либеральной, а государственно-регулируемой экономики. Судя по экономическим результатам китайских реформ, рекомендации он, как и его предшественник, давал хорошие.
Сегодня Китайская Народная Республика и Россия – страны с противоположными социально-экономическими системами: у них – социализм с китайской спецификой, у нас – дикий, олигархический, коррумпированный капитализм. За 33 года реформ социалистический Китай продемонстрировал миру свое «экономическое чудо». Достаточно привести всего одну цифру: к настоящему времени ВВП страны по сравнению с 1978 годом, началом китайских реформ, увеличился в 20 раз! В экономической иерархии мира Китайская Народная Республика поднялась на вторую ступень. Россия же все еще догоняет и никак не может догнать саму себя образца 1990 года по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в натуральном измерении.
РОССИИ НУЖЕН ОБНОВЛЕННЫЙ ГОСПЛАН. Давно нужен общегосударственный орган, координирующий отрасли и экономические блоки страны, ее территориальный разрез. Нужен орган, способный организовать разработку долговременной стратегии экономического и социального развития страны с единым горизонтом видения. Ведь сегодня такой горизонт у каждого свой: в плане Путина – 2020 год, атомщики для себя определили 2015 год, для развития Дальневосточного региона – 2025-й, научно-технологического развития страны – до 2030 года, для железнодорожников также 2030 год. Можно и дальше перечислять. Подобный разнобой свидетельствует об отсутствии в стране координирующего центра по разработке стратегии. Ведь здоровая экономика (у России ее пока нет) – это комплекс взаимосвязанных отраслей и видов деятельности, представляющих в совокупности единый хозяйственный организм. Неправомерно дробить его, кому как заблагорассудится.
Орган, о котором идет речь, вполне может быть образован на
базе нынешнего минэкономразвития путем преобразования его
в министерство экономического планирования и развития
(МЭПиР). Возможно и другое название, хотя дело не в названии, а в содержании деятельности такого органа. Также следует отметить необходимость создания в России заново системы планирования на уровне предприятий и фирм. Опыт Госплана СССР может быть весьма полезным. Конечно, раньше планы охватывали общегосударственную собственность, что позволяло придавать им директивный характер. Сегодня планы, особенно с долговременным горизонтом, могут представлять собой стратегию развития рекомендательного содержания. Здесь вполне пригоден индийский опыт планирования, да и у китайцев многому можно поучиться, хотя там и другая общественная формация.
Понятно, МЭПиР должен обладать особыми полномочиями, позволяющими ему координировать работу ВСЕХ служб (министерств, крупных фирм, экономических регионов и др.), располагать собственной солидной научной базой, правом привлекать для разработки планов всех, кто потребуется. Отсюда – статут МЭПиР должен быть высоким и возглавляться вице-премьером, возможно даже с приставкой «первый». Да будет известно, что в Индии Плановую комиссию со времени ее образования в 1950 году Джавахарлалом Неру (1889–1964) возглавил он сам как премьер-министр страны. Сегодня Плановую комиссию Индии возглавляет премьер-министр Манмохан Сингха.
Невольно напрашиваются события недалекого прошлого. В Индии и Китае побывали В.В.Путин и Д.А.Медведев как президенты России. Странно, что кроме Великой Китайской стены и Тадж-Махала они ничего больше там не увидели. Их не заинтересовал поиск ответа на вопрос, почему в этих странах экономика развивается динамично, несмотря ни на какие экономические коллизии в мире. Они не вняли предупреждениям мировых светил в экономике, которые еще в постыдные годы Ельцина публично высказали свои рекомендации. Проигнорировали таковые и сменщики президента Ельцина. А такие рекомендации не потеряли своего значения и сейчас. Напомним, о чем идет речь.
В конце 1994 года, когда обвальный характер ельцинского «реформирования» стал очевидным, на Западе появилось Заявление нобелевских лауреатов. В числе подписантов был наш соотечественник Василий Васильевич Леонтьев (1905–1999), проживавший с 30-х годов прошлого века в Штатах. Он не уставал обосновывать необходимость сочетания плана и рынка, убедительно доказывал, что планирование на всех уровнях – от предприятия до национальной стратегии развития экономики страны – жизненно необходимо, поскольку экономические действия, не имеющие цели, бессмысленны. Кроме Василия Леонтьева Заявление подписали ученые с мировым именем: Лоуренс Клейн (университет Пенсильвании), Джеймс Тобин (Йельский университет), Дуглас Норт (университет Вашингтона) и Кэннет Эрроу (Стэнфордский университет).
Этот весьма серьезный документ содержал не только критику российских реформ мировыми светилами науки, но и их серьезные предостережения:
«Без эффективной госпрограммы, говорилось в Заявлении, идущие в России преобразования приведут к следующим результатам:
сокращению валового национального продукта;
высокой инфляции;
увеличению импорта конечного продукта до уровня, уничтожающего спрос на внутренние товары;
криминализации экономики и установлению атмосферы всеобщего страха и запуганности;
ухудшению положения в социальной сфере, включая государственное здравоохранение, образование, безопасность населения;
сокращению инвестиций в экономическую инфраструктуру;
падению уровня жизни и росту разрыва в доходах».
Коллективное мнение корифеев науки российскими реформаторами было проигнорировано. В результате все и произошло именно так, как ученые предрекали. К большому сожалению, немного изменилось и за годы нахождения на вершине власти ельцинского преемника Путина. Кудриным–грефам – чубайсам зависимость от наставлений МВФ не позволила прислушаться к голосу разума. Будь по-иному, Россия уже давно бы выбралась из глубокого обвала, в котором очутилась. Необходимость в госпрограмме – документе, определяющем стратегию экономического и социального развития страны, сохраняется. Без этого никакое реформирование не может быть продуктивным. Это аксиома.
Спустя два года (1996) «правителей» России вновь предупреждают, теперь уже совместно, российские экономисты академики РАН: Леонид Абалкин, Олег Богомолов, Валерий Макаров, Станислав Шаталин, Юрий Яременко, Дмитрий Львов и американские экономисты нобелевские лауреаты: Лоуренс Клейн, Василий Леонтьев, Джеймс Тобин, профессора Майкл Интрилигейтор и Маршалл Поумер. Их авторитетное мнение: «Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Политика невмешательства государства, являющаяся частью «шоковой терапии», не оправдала себя. Правительству следует заменить ее программой, при которой государство берет на себя основную роль в экономике, как это происходит в современных смешанных экономиках США, Швеции, Германии». Как и на предыдущее Заявление, реакции от высшего руководства страны не последовало.
К большому сожалению, далеким от этих разумных предостережений оказался и президент Д.А.Медведев с его окружением. Обвал продолжается, просвета не видно. В мае исполняется три года, как Медведев в президентском кресле. Его амбициозный призыв: «Россия вперед!» так и повис в воздухе, поскольку по сию пору не ясно, куда вперед и каким образом. С большим апломбом на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе (январь 2010-го) президент признался: «Мы такие, какие есть... Мы учимся сами... А вот поучать нас не надо». Надо же, нашел чем гордиться, что мы такие, какие есть. Должно быть стыдно и обидно за то, что мы такие. У кого и чему учимся, не пояснил, видимо, из-за того, что результатов учебы не видно. Нас же не поучают, а скорее обличают, и не только внутри страны, но и за рубежом.
Вывод, который напрашивается. Образование планирующего органа и восстановление планирования являются необходимым условием возрождения России. Это аксиома. Необходима Стратегия экономического и социального развития с продленным горизонтом до 2030 года для всех составных частей российской экономики. Целью долговременной стратегии должно стать возвращение России по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) с седьмого десятка (65-е место) в четвертый, где она находилась в начале 90-х годов (34-е место). Это означает необходимость в центр развития экономики страны поставить уровень и качество жизни ее граждан.
Для достижения такой цели составными частями стратегии призваны стать:
– реиндустриализация – перевод производства в отраслях промышленности на рельсы новейшей техники и технологии, связанной с достижениями научно-технической революции;
– развитие производства товаров для населения и сферы услуг;
– восстановление села (без этого не может быть России) и вывод из крутого обвала сельского хозяйства, обеспечение продовольственной независимости страны;
– развитие транспортной ифраструктуры;
– капитальное строительство;
– повсеместное и доступное современное образование (всех видов) и здравоохранение;
– охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
– размещение производительных сил;
– развитие внешних экономических связей;
– обороноспособность страны.
Печальный факт: российские президент и премьер не очень разбираются в экономике. Если бы это было не так, то давно у нас функционировал бы обновленный Госплан (МЭПиР) и была задействована не «хотелка» с «обещелками» План Путина, а научно обоснованная стратегия с ее выше обозначенным содержанием (примерным). Я не случайно в качестве эпиграфа к статье выбрал афористическое высказывание многовековой давности итальянского мыслителя, писателя, политического деятеля Никколо Макиавелли, верное для всех времен и народов: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он себе приближает». Сопоставьте, каких людей приближали к себе Ленин и Сталин и какие результаты от их деятельности страна получала, с теми, кто близок сегодня к нынешним руководителям. Конечно же, несопоставим и масштаб самих руководителей.
Гении появляются раз в столетие, а то и реже, долго ждать. А вот разумная, дееспособная высшая власть с достойным ее окружением давно необходима России. Хороший пример подают Индия, Китай, да и у Беларуси есть к чему присмотреться.
Юрий БЕЛИК
Юрий БЕЛИК, ученый-экономист, более трех десятилетий прямо или косвенно связанный с Госпланом СССР.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме