11:15 01.03.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Дата в истории. 125 лет со дня рождения народной певицы Н.А. Обуховой
У каждого человека, обращенного сердцем к нашей великой музыкальной культуре, есть сокровенное воспоминание о первой встрече с любимым артистом. При том огромном внимании, которое уделяла Советская власть эстетическому развитию народа, такая встреча происходила обычно еще в раннем детстве благодаря вездесущему радио и магнетическому кинематографу.
ВСПОМИНАЮ затаивший дыхание зрительный зал. На экране — медленная панорама по лицам отдыхающих солдат, с честью прошедших боевой путь от Москвы до Берлина, а за кадром — прекрасная песня, точно раскрывающая их душевный мир, скромность и достоинство победителей, для которых лучшая награда — возвращение на Родину. Свободно льется широкая мелодия, и удивительно отвечает ей задушевный женский голос, полный и нежности, и печали, и потаённой силы. Конечно, он давно на слуху, теплый, проникновенный, богатый оттенками — он часто звучит по радио. Это он давеча скорбел о том, как «в той степи глухой умирал ямщик», это он умолял: «Гори, гори, моя звезда», это он вопрошал: «Что так жадно глядишь на дорогу?» Так никто больше не поет — такой голос узнаешь из тысячи. И, словно подтверждая это, рядом кто-то шепчет: «Обухова...» Час пробил — с песней «Тоска по Родине» из фильма «Встреча на Эльбе» вошла в мою жизнь великая русская певица — одна из тех, кто посвятил себя высокому служению искусству и через него своему народу.
6 марта этого года исполняется 125 лет со дня рождения Надежды Андреевны Обуховой, а 15 августа — 50 лет со дня ее кончины. Велики сроки, но велика и благодарная память.
Четверть века отдав Большому театру, прославившись в ролях мирового классического репертуара (неподражаемая Марфа, Марина Мнишек, Кармен, Далила, Амнерис), она дышала музыкой, и эта способность проявлялась в ней многогранно. Она не мыслила своей творческой жизни без концертных выступлений и к каждому выходу на эстраду относилась так же серьезно, как к выходу на оперную сцену. При этом она с одинаковой легкостью овладевала любой аудиторией — отсюда и уверенность, с которой она обращалась к микрофону на радио, на студии звукозаписи. В ней жила неисссякаемая жажда поделиться с людьми тем мелодическим богатством, которое досталось ей в силу её счастливого дара. С детских лет любила она русскую народную песню и вдохновленное музыкальным фольклором творчество русских композиторов — эту любовь сохранила и пронесла через всю свою творческую жизнь. Отсюда — от самых корней народного творчества — ее корневая связь с народом. Можно сказать, народной Надежда Андреевна Обухова стала задолго до присуждения ей ряда почетных званий.
В почте «Правды» есть недавнее письмо, в котором наш читатель Ю.А. Телегин, озабоченный падением музыкальной культуры в современной России и сопутствующей ему «звездной болезнью» нынешних вокалистов, старается осмыслить, что же такое, в сущности, народный артист. «Чтобы понять это, я советую всем, в том числе и считающим себя «звездами», внимательно прочитать рассказ великого Тургенева «Певцы»,— пишет он.— Певец — это от Бога, это врожденный абсолютный музыкальный слух, чувство ритма, это от природы данный красивый вибрирующий тембр голоса. Певец на сцене — еще и артист, умеющий воздействовать на публику одним своим присутствием, и для того надо обладать обаянием и привлекательной внешностью. Таких у нас предостаточно, но подлинно народных певцов среди них нет. Для этого надо выражать в своём искусстве мысли и чаяния народные. А кто из них думает сейчас о своём народе, кто обращается к его душе? Нелишне заметить, что народный артист должен и вести себя по-народному — с достоинством, непременно дорожа своей репутацией, — без этого не будет и всеобщего признания. Звание «народный» ко многому обязывает».
Можно сказать, Надежда Обухова всем своим артистическим обликом точно отвечала определению подлинно народного артиста, данному нашим читателем. Обаятельная, одаренная редким по тембру и выразительности меццо-сопрано, она унаследовала от предков высочайшую нравственную ответственность и высокую художественную культуру. Ее прадедом со стороны отца был известный поэт пушкинской плеяды — Евгений Баратынский. Ее дед со стороны матери Адриан Мазараки, друживший с основателем Московской консерватории Николаем Рубинштейном, в свою очередь основал в Воронеже филармонию, всячески способствовал организации музыкального просвещения, был знатоком и ценителем русской песни. В тамбовском имении деда Хворостянка, где Надежда Андреевна росла вместе с сестрой и братом, она увлеченно занималась музыкой, пела в девичьем хоре, участвовала в крестьянских праздниках.
Неоднократно бывая с дедом за границей, свободно говоря по-французски и по-итальянски, она посещала самые известные оперные театры и брала уроки у одной из учениц знаменитой Полины Виардо. При желании она могла бы учиться в Италии, но, невзирая на советы врачей, опасавшихся за ее здоровье, выбрала Московскую консерваторию. Через год ей приходится прервать занятия, вернуться в Италию и продолжать лечение, но, едва поправившись, она снова устремляется в Москву, чтобы успешно завершить своё музыкальное образование. Все, кто слышал молодую Обухову, отмечают особый теплый и задушевный тембр ее голоса, артистичность исполнения как несомненный признак сценического дарования. Её ждет блестящая оперная карьера, но все планы меняет Первая мировая война. Пройдет еще несколько лет, прежде чем Надежда Андреевна, успевшая несколько лет поработать сестрой милосердия в военных госпиталях, выйдет на сцену Большого театра. Ей уже тридцать, много времени упущено, но голос ничуть не потускнел — напротив, развился, приобрел новые оттенки. В том же году партия Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» приносит ей первый настоящий успех.
Даже этот краткий биографический экскурс дает представление о глубине и серьезности натуры Обуховой, о ее преданности России и русскому искусству. И неудивительно, что она с готовностью разделяет судьбу народную — безоговорочно принимает Октябрьскую революцию и с первых же дней Советской власти начинает активную концертную деятельность. Только теперь перед ней, патриоткой родной страны, открывается возможность послужить своим искусством народу. Она участвует в бесчисленных концертах Московского профессионального союза артистов-музыкантов — поет в рабочих клубах, красноармейских казармах, концертных залах, в то же время, занимая первое положение в опере, выступает в классическом репертуаре. Но и в Большом театре теперь другая публика — люди, впервые приобщившиеся к сокровищам культуры: им отдает она свой талант, свой творческий огонь.
Так продолжается многие десятилетия. Даже уйдя с оперной сцены, она не прекращает концертную деятельность, записывает пластинки, выступает по радио, используя в своем творчестве всё богатство музыкального наследия и в то же время отдавая должное творчеству советских композиторов. Около трехсот романсов и песен в ее репертуаре — она исполняет их с той любовью к жизни, с той верой в человека, которые потрясают и трогают в русском искусстве. Ей дороги такие исконные черты русского характера, как любовь к родной земле, уважение к труду, вера в свою счастливую звезду. Многие ее любимые песни и романсы овеяны печалью, но это светлая печаль, которая очищает душу.
И народ платит ей великой любовью. «Голосом надежды» называют ее выступления. Тысячи писем приходят ей со всех концов страны. Она называет их рецензиями на свой труд, бережно хранит и перечитывает. Её величают ангелом, утешительницей, целительницей. В одном из писем к ней обращаются так: «Обожаемая товарищ Обухова!» Особое место занимают фронтовые треугольники. Сколько любви и нежности в карандашных строчках, написанных где-то на привале: «В моем подразделении безраздельно господствуете Вы, Надежда Андреевна. И вот слушают бойцы песни и романсы, исполняемые Вами, и становятся задумчивыми их лица, чувствуешь, что мысли их далеко-далеко… А потом — сколько мыслей и мечтаний о будущем!.. Один мечтает о том, что вот кончится война, приедет он домой, заведет обязательно патефон и будет приобретать только Ваши пластинки; другой о том, что непременно побывает в Москве, постарается лично увидеть Вас и поблагодарить за светлые минуты, которые Вы доставили ему своим исполнением…»
И ведь приезжали, разыскивали только для того, чтобы увидеть воочию, поблагодарить, подарить цветы, случалось, нарисованные любительской кистью — за неимением живых. Можно с уверенностью сказать: Надежда Андреевна Обухова была щедро вознаграждена общенародным признанием.
Нынешним «золотым голосам» даже мечтать об этом не приходится. Кому из современных русских вокалистов выпало такое счастье? Пожалуй, только Дмитрию Хворостовскому благодаря циклу военных песен. Безусловно, тут сыграли свою роль средства массовой информации. Но кто из русских певцов, «не засветившихся» за границей, может рассчитывать на популяризацию своего творчества, в то время как радио и телевидение упорно игнорируют русское национальное искусство, русские вокальные таланты. Вот, например, на днях в Доме-музее А.С. Пушкина на Арбате состоялся вокальный вечер замечательной русской певицы, народной артистки России Ольги Кондиной. Она — солистка Мариинского оперного театра, профессор Петербургской консерватории. В ее репертуаре выдающиеся шедевры оперной и камерной классики, русские песни и романсы. Концерт прошел с огромным успехом, слушатели от души благодарили певицу, которая стала для них настоящим открытием. Но кто еще услышал ее в Москве, кто знает ее в нашем Отечестве? Лучшие творческие годы, целое двадцатилетие пришлись на безвременье. Кто восполнит нашу общую художественную потерю?
И потому с особенным чувством благодарности Советской власти мы вспоминаем сегодня о замечательной певице Надежде Обуховой. Можно сказать, она состоялась как всенародное достояние благодаря Революции. Более половины ее репертуара запечатлено на пленке — на века останутся с нами ее вокальные шедевры. И за это тоже спасибо Советской Родине. Мы находим и в Интернете голос Надежды Обуховой — он внушает нам веру в будущее.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме