23:30 25.06.2018 | Все новости раздела "КПРФ"
Д.Г. Новиков в "Правде" о работе Центра политической учебы ЦК КПРФ
2018-06-25 23:08
По страницам газеты "Правда"
Центру политической учёбы ЦК КПРФ исполняется пять лет.
На вопросы «Правды» о работе главного учебного центра партии отвечает заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков
— Дмитрий Георгиевич, не могли бы вы рассказать о том, как создавался Центр политической учёбы, какие задачи перед ним поставила партия?
— О необходимости создания центра было заявлено в докладе Г.А. Зюганова на ХIII пленуме Центрального Комитета КПРФ в июне 2012 года. Менее чем через год — в феврале 2013-го — необходимое решение принял XV съезд партии.
Перед Центром политической учёбы было поставлено несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего — это общеполитическая подготовка коммунистов. Реализация этой задачи жизненно важна для нашего дела. И.В. Сталин, говоря об итогах XIII съезда РКП(б), утверждал: «Один из опасных недостатков нашей партии состоит в понижении теоретического уровня её членов. Причина — адская практическая работа, отбивающая охоту к теоретическим занятиям и культивирующая некую опасную беззаботность, чтобы не сказать больше — к вопросам теории». Эти слова нужно помнить всегда. Партийный актив и в наши дни погружён в тяжёлую повседневную практическую работу. Посмотрите, сколько внимания требуют, например, избирательные кампании. Сложность их проведения усиливается и крайним бюрократизмом процедур, и необходимостью преодолевать административный ресурс.
Сложившаяся ситуация всё больше поднимает роль и значение политической учёбы. Кроме того, в партию постоянно приходит новое пополнение, не имеющее должной идейно-теоретической подготовки. Именно партийная учёба и самообразование помогают формировать и закреплять твёрдое мировоззрение коммуниста.
Ещё одна важнейшая задача, стоящая перед центром, это переподготовка кадров действующих партийных работников и обучение кадрового резерва. Очевидно, что без хорошо подготовленных в идейно-теоретическом и профессиональном отношении товарищей нам не достичь серьёзных политических целей, стоящих перед КПРФ.
— Дмитрий Георгиевич, удалось ли вам учесть при создании центра прежний опыт Коммунистической партии в деле партийно-политической учёбы?
— Деятельность учебного центра мы рассматриваем как продолжение традиций партийного обучения. На всех исторических этапах наши предшественники уделяли самое пристальное внимание идеологической подготовке — своей и своих товарищей.
В дореволюционный период социал-демократическое движение в России вырастало из политических кружков, на которых рабочие, студенты, служащие изучали труды К. Маркса, Ф. Энгельса, других авторов. Начальные шаги по изучению теории марксизма в России были предприняты ещё выходцами из народнической среды. Первым российским революционером, ставшим на путь марксизма, был выдающийся учёный и публицист Г.В. Плеханов. В сентябре 1883 года он и его единомышленники — В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов — основали группу «Освобождение труда». За 20 лет своей деятельности она выпустила более 250 переводов и оригинальных марксистских работ, доходивших из-за границы до самых отдалённых промышленных центров России.
Практически одновременно с группой «Освобождение труда» в 80-х годах XIX столетия в Петербурге возник ряд марксистских кружков. Наиболее известные из них — «Партия русских социал-демократов» под руководством Димитра Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» под руководством Павла Точисского, «Социал-демократическое общество» под руководством Михаила Бруснёва. Известен был также кружок в Казани, образованный Николаем Федосеевым. Именно в нём начал свою революционную деятельность юный В.И. Ленин.
Став лидером русского социал-демократического движения, Владимир Ильич отводил особую роль делу воспитания партийных кадров. Находясь в эмиграции, весной 1911 года он организовал в местечке Лонжюмо под Парижем специальную школу. Она действовала для рабочих, делегированных из России местными партийными организациями, а также для тех профессиональных революционеров, которые жили в эмиграции, но должны были поехать на подпольную работу в свою страну. Школа в Лонжюмо дала мощную теоретическую закалку слушателям. Её выпускники смогли успешно руководить партийными организациями, нести в массы ленинские идеи. Многие из них затем состоялись уже в Советской России.
Школа в Лонжюмо стала предшественницей советских партийных школ. Опыт её организации сохраняет свою актуальность. Приступая к созданию Центра политической учёбы, мы обратили внимание на то, как современно звучат темы, обсуждавшиеся более ста лет назад: история партии, история социалистического движения, рабочее и кооперативное движение в России, отношение социал-демократии к парламентской работе, национальный вопрос и другие. Все эти темы не утратили своей теоретической и практической значимости и в наше время.
Кроме того, нам показалась очень удачной структура образовательной программы в Лонжюмо. Она сочетала в себе теоретические лекции и семинары с практическими занятиями, с культурно-воспитательной и экскурсионной программой. Эти особенности ленинского партийного обучения мы учитываем при формировании системы своих образовательных курсов.
— В чём вы видите специфику обучающей программы Центра политической учёбы?
— Программа варьируется в зависимости от продолжительности курсов. Базовая программа на данный момент — две недели. При этом за пять лет работы мы апробировали несколько временных форматов — от семи недель до краткосрочных курсов, которые занимают четыре—семь дней. Очевидно, что продолжительность работы оказывает влияние и на содержание программы.
Второй важный момент — это специализация обучения. Назову основные направления: «Идеологическая, агитационно-пропагандистская работа», «Организационно-партийная и кадровая работа», «Политические технологии в избирательных кампаниях», «Партийная работа с молодёжью». В апреле 2018 года в центре мы провели специализированный курс для актива нашего женского движения.
При обучении идеологов акцент сделан на идейно-теоретической подготовке. Здесь важное место занимают лекции по истории партии, истории мирового рабочего и национально-освободительного движения, по марксистско-ленинской философии, политической экономии, проблемам мировой политики. Надо сказать, что именно эти курсы цементируют мировоззрение коммунистов. Вот почему они актуальны и для обучающихся по другим направлениям.
Для слушателей по профилю организационно-партийной и кадровой работы сделаны специальные акценты на изучении таких дисциплин, как «Организационные основы КПРФ», «Нормативно-правовые документы ЦК КПРФ», «Организация работы партийного аппарата», «Основы документооборота», и ряд других.
Руководителям избирательных штабов и партийным политтехнологам были прочитаны специальные курсы по стратегии и тактике избирательных кампаний, их этапам, подготовке и распространению предвыборных агитматериалов.
В рамках курса «Партийная работа с молодёжью» изучаются, в частности, методы работы в студенческих и школьных коллективах, роль культурно-досуговых центров, научно-исследовательской работы и спортивных мероприятий в работе с молодёжью. В программу курса «Развитие женского движения» включены дисциплины по истории женского движения и вопросам демографии. Особое внимание уделено законодательным инициативам КПРФ в сфере материнства и детства.
Наконец, в образовательной программе центра придаётся большое значение изучению идеологии КПРФ и основ партийного строительства. Слушатели прорабатывают Программу и Устав партии, наиболее значимые материалы съездов и пленумов ЦК.
Знания, полученные на лекциях, закрепляются тренингами и деловыми играми. В ходе их проведения слушатели отрабатывают, например, практические приёмы и навыки организации агитационных кампаний и протестного движения. Особым интересом пользуются прикладные занятия, связанные с информационной и журналистской работой, овладением приёмами ораторского мастерства.
В рамках образовательной программы проводятся встречи с руководителями КПРФ. Не было ещё ни одного случая, чтобы перед слушателями центра не выступил Председатель ЦК партии Г.А. Зюганов. В числе ораторов — его заместители и секретари Центрального Комитета. При проведении таких встреч молодые коммунисты имеют возможность получить ответы на злободневные вопросы. Это помогает постигать тонкости партийной работы и перенимать необходимый опыт.
Значимой частью образовательной программы стали посещения театров и музеев, экскурсии по историческим и революционным местам, кинопоказы и занятия спортом.
Делаем всё, чтобы образовательная программа была эффективной, насыщенной и разнообразной.
— Вы, как профессиональный педагог, кандидат наук, хорошо понимаете, что эффективность обучения зависит не только от проработанной учебной программы. Очень важны люди, которые эту программу реализуют. Как подходите к подбору преподавателей?
— К преподавателям предъявляем высокие требования. Стараемся приглашать лучших в своей области. Общественные дисциплины в центре ведут доктора и кандидаты наук, известные своими научными исследованиями, обладающие значительным опытом педагогической работы. И среди таковых можно назвать фамилии порядка тридцати человек.
В качестве преподавателей задействуем и опытных партийных работников. Помимо руководителей партии, назову Ю.П. Белова, Н.А. Останину, Л.Н. Швец, И.Н. Макарова, Л.Г. Баранову-Гонченко, Е.И. Колюшина, Л.Н. Доброхотова, Г.Н. Сенина, А.М. Буланову, Я.И. Листова.
Кстати, есть повод ещё раз обратиться к опыту ленинской школы в Лонжюмо. Напомню, что там выступали в качестве лекторов представители разных течений в социал-демократии: большевики, меньшевики, бундовцы и другие. Ленин это делал сознательно. Ему было важно, чтобы слушатели напрямую общались с ними, самостоятельно анализировали их аргументацию и тем самым убеждались в справедливости ленинской позиции по актуальным вопросам. В разное время в нашем центре выступали не только члены КПРФ, но и известные российские журналисты и публицисты. В их числе Валентин Катасонов, Максим Шевченко, Константин Сёмин. Как впоследствии отмечали сами учащиеся, такие встречи были полезны для них, позволяли уяснить пробелы в своих познаниях, выработать систему собственных аргументов и контраргументов.
Что же касается практической организации деятельности центра, то здесь основная нагрузка ложится на плечи С.Э. Аниховского и М.С. Музаева. Их вдумчивая работа заслуживает самых добрых слов.
— Дмитрий Георгиевич, эта работа ведётся уже пять лет. Каковы главные результаты?
— Пять лет — это срок, который заслуживает подведения итогов. Мы можем сказать, что центр эффективно выполняет функцию подготовки кадрового резерва партии. Обучение в нём прошли уже 27 потоков слушателей. Без малого это 900 человек. В их числе не только представители региональных комитетов КПРФ, но и наши товарищи из Донецкой и Луганской народных республик, Грузии, Киргизии и Южной Осетии. Практически все слушатели отмечают, что полученные ими знания, умения и навыки оказались востребованы в партийной деятельности и политической борьбе. На мой взгляд, это и есть главный результат нашей работы. Свидетельством того, что Центр политической учёбы ЦК востребован партией, является большое число желающих пройти обучение. Не в каждом случае нам удаётся удовлетворить все заявки.
Ещё одним результатом работы является развитие политического и идеологического просвещения внутри партии. Многие выпускники, используя полученный опыт, организуют у себя на местах партийные школы и теоретические кружки.
— Вы назвали серьёзное число обучившихся. Как складывается дальнейшая партийная и общественная деятельность ваших выпускников?
— Конечно, это очень значимый момент. Мы имеем об этом полное представление, интересуемся их последующей деятельностью. С удовольствием отмечу, что абсолютное большинство наших слушателей ведут активную партийную работу. Десять наших выпускников возглавляют комитеты региональных партийных отделений. Это Е.А. Ульянов в Карелии, К.К. Бытдаев в Карачаево-Черкесии, С.В. Богатыренко в Крыму, Р.Т. Тамоев в Туве, М.Н. Прусакова в Алтайском крае, А.Н. Морозов в Вологодской области, А.Д. Бойков в Ивановской области, Н.П. Мухин в Кемерове, П.В. Алексеенко в Псковской области, П.Г. Ашихмин на Сахалине. В мае прошлого года выпускник первого потока ЦПУ В.П. Исаков был избран секретарём Центрального Комитета.
Для значительного числа молодых коммунистов учёба в центре стала основой дальнейшего роста. В ходе отчётов и выборов в партии в 2013—2017 годах многие получили новые обязанности. Вырос уровень их личной ответственности в своих партийных отделениях. В настоящее время порядка ста человек стали секретарями региональных или местных комитетов. Более трёх десятков выпускников возглавляют профильные отделы выборных партийных органов. 25 выпускников руководят работой региональных комитетов ЛКСМ РФ.
Свыше 500 слушателей Центра политической учёбы принимали активное участие в выборных кампаниях разных уровней. 83 человека стали депутатами. Раскрывая свои творческие возможности, многие выпускники пришли в партийные СМИ. Екатерина Иваненко и Николай Быковских нашли применение своим силам на телеканале КПРФ «Красная Линия».
Тем не менее проблема востребованности выпускников центра в региональных отделениях партии решена не полностью. Здесь есть над чем поработать.
— Каковы дальнейшие перспективы развития Центра политической учёбы ЦК КПРФ?
— В этом году мы организуем обучение ещё нескольких потоков слушателей. Что же касается дальнейших перспектив работы центра, то его необходимо развивать. Уже традиционные двухнедельные курсы — не единственный формат, который может использоваться. Важно было бы разнообразить учебные программы. Непростое, но перспективное направление — отработка системы очно-заочного образования.
Создание разноплановой системы партийной учёбы значительно повысит её эффективность. Такая система, с одной стороны, позволит проводить массовое обучение, а с другой — содействовать отбору наиболее перспективных партийных работников, обеспечивать их целенаправленную профессиональную подготовку. Ну и конечно, для реализации образовательных программ и должной работы центра предстоит продолжить разработку методических, учебных и справочных пособий по базовым дисциплинам.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме