12:15 28.01.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
«Что делать?». Статья доктора исторических наук Юозаса Ермалавичюса
2020-01-28 12:16
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.
Последний раз во всемирной истории Россия вместе со всем человечеством балансирует над дилеммой жизни или смерти. В нынешнем переделе земного шара она – центр притяжения мира – оказалась в эпицентре глобального хаоса, вызванного разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы. Глобальный хаос не поддается произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, поэтому ежедневно усугубляется, следуя к вселенской катастрофе и уничтожению человечества в ней. Что делать?
Ответ на главный судьбоносный вопрос народов мира содержится в объективной логике истории – диалектике общественного развития человечества. Первый этот ответ обнаружил В.И. Ленин, научно исследовавший сущность и закономерности развития империализма – высшей стадии капиталистической формации общества. В 1917 году В.И. Ленин писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Неизбежность победы всеобщей социалистической революции обусловлена тем, что классовые интересы пролетариата – освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком – совпадают в основном с естественным течением мирового исторического процесса на империалистической стадии капитализма.
Содержание всеобщей социалистической революции выявили К. Маркс и Ф. Энгельс еще в середине ХIХ века. Научно изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа материального производства и обнаружив диалектику его естественного самоотрицания, К. Маркс установил, что содержанием распада капитализма является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе социалистическая революция преодолевает социальное неравенство и утверждает социальное равенство всех людей по отношению к всемирному богатству. В дополнении к этому Ф. Энгельс, изучив возрастание роли науки в историческом развитии общества, обозначил содержание социалистической революции как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.19, с.228), когда «необходимые, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Таким образом, всеобщая социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие народонаселения земного шара и утверждает сознательное, планомерное, гармоническое развитие общества. Это осуществляется человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в исторической действительности превращаются в его социальную свободу. Научно подготовленный человек способен обеспечить соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, в чем состоят историческое призвание социальной революции и основной объективный закон общественного развития.
Великая Октябрьска социалистическая революция полностью подтвердила научное предвидение В.И. Лениным о революционном выходе человечества из общего кризиса капитализма – империализма – к противоположному ему общественному строю – социализму. В общественной действительности Великий Октябрь определил содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход народов мира от капитализма к социализму. Целью этого перехода от классового общества социального неравенства и антагонизма к бесклассовому обществу социальной свободы и равенства В.И. Ленин прогнозировал «создание высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 157), «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). В итоге в 1923 году В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Там же, с. 403). Великий Октябрь оказался стартом всемирной социалистической революции.
Глубинное преобразующее воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс побудило к середине ХХ века мировую научно-техническую революцию, которая обеспечила подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и закономерно потребовала соответствующего преобразования характера производственных отношений общества. Научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Таким образом, научно-техническая революция подготовила всемирное торжество социализма.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности человечества, что обернулось очередным обострением в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистической основе первоначально в большинстве, а дальнейшем и в остальных странах. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией. В земном пространстве действуют объективные законы всемирной социалистической революции.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным. В 1980-е годы он развязал глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что объективно невозможно. Поэтому разрушением Советского Союза и подрывом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге полную силу получило действие объективных законов империализма, открытых В.И. Лениным, согласно которых «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). На планете образовался глобальный хаос, равнозначный всемирной революционной ситуации. Максимально обострилась и усложнилась полномасштабная «война интересов» - всемирная гражданская война, кульминацией которой неизбежно становится всемирный социальный взрыв. Над человечеством господствует диктатура глобальной социалистической революции, воплощающая в жизнь общества всеобщие объективные законы диалектики, которую К. Маркс называл «революционной диктатуройпролетариата» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-ое, т. 19, с. 27).
В условиях, когда диктатура глобальной социалистической революции снимает действие каких- либо иных общественных законов, ее победоносному авангарду приходится рассчитывать только на использование в своей преобразующей практике всеобщих объективных законов диалектики. Действуя против объективных законов общественного развития, американский фашизм следует вместе со своими союзниками и пособниками путем самоуничтожения – все их деяния оборачиваются прямо противоположными последствиями. Разрушением Советского Союза империалистическая контрреволюция подорвала центр притяжения мира, чем противопоставила себя всему человечеству, 99 процентов которого составляют пролетарские и полупролетарские слои населения земного шара, выступающие движущими силами величайшей социальной революции. Согласно всеобщих объективных законов диалектики, разрушение СССР оборачивается образованием всемирного союзного социалистического государства интернационального сообщества народов. Прогнозируя всемирную социалистическую федерацию демократических республик, еще в 1915 году В.И. Ленин писал: «Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 354).
Развал советского союзного государства проявился в подавлении Советской власти и свержении социалистического общественного строя, что побудило антисоветскую контрреволюцию к уничтожению их экономического базиса – приватизации средств производства страны. Приватизация оказалась прямо противоположной основному объективному закону развития материального производства – его обобществлению, - что повлекло за собой геноцид советского народа, прекращение существования всех его наций и народностей как исторических общностей людей. Это преступление перед человечеством и человечностью неизбежно взрывает многонациональную Россию, соответственно потрясая все остальные страны и народы земного шара. Всемирный социальный взрыв в условиях диктатуры глобальной социалистической революции состоит в полной деприватизации средств производства в планетарном масштабе, что закономерно влечет за собой ликвидацию олигархии, как класса, а вслед за ней и всей буржуазии. В итоге в общественную жизнь народонаселения воплощается научно-теоретический проект В.И. Ленина о создании «таких условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 36, с. 175). Этим завершается историческая эпоха революционного перехода человечества от капитализма к социализму.
Всемирное торжество социализма открывает грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития человечества к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации, материальные предпосылки которой подготовила мировая научно-техническая революция. Предполагается удовлетворение новых необходимых потребностей жизни общества, объективно определяемых всемирным научным потенциалом, созданным научно-технической революцией. Удовлетворение современных потребностей людей охватывает, в первую очередь, полное осуществление основных целей социалистической революции, обозначенных В. И. Лениным в 1917 году в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а именно: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 221). Поскольку агонизирующий империализм «перезрел» для социалистических революций, частная собственность на средства производства стала сама отрицать все, созданное на ее основе.
Глобальная социалистическая революция далеко не может ограничиваться решением своих первоочередных задач. Овладение наукоемким производством невозможно без последовательного руководства научным мировоззрением диалектического материализма, глобального и целостного видения мира, адекватного восприятия новейших особенностей мирового исторического процесса, стратегического прогнозирования на ближайшую и долгосрочную перспективу в соответствии с объективной логикой истории. Без этого умственного минимума ныне нечего делать в реальной жизни современности. Поэтому во всемирной гражданской войне, которая самообманчиво прикрывается игрой в политику, следует всем игрокам сообщить: берите власть – посмотрим, что умеете делать. В исторической действительности далеко не всякое человекообразное существо может исполнять обязанности президента, министра, депутата. Для этого необходимы разумные люди, обладающие научным мировоззрением и владеющие действием всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике, способные всю общественную жизнедеятельность человечества перевести на научную основу вплоть до научного самоуправления. Каждая ленинская «кухарка», обладающая свойствами разумного человека, способна не только управлять государством, но и строить коммунистическое общество на научной основе. Своекорыстные же интересы или частнособственнические расчеты контрреволюции несовместимы с объективной логикой истории, поэтому неизбежно губят сами себя.
Научное обоснование организации жизни общества и научное управление ее развитием необходимы для построения человеческого общества, в котором человек станет высшей социальной ценностью в соответствии с принципом коммунистического гуманизма, сформулированным К. Марксом: «человек – высшеесущество для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей по отношению к всемирному богатству, функционирующего в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма. А глобальный хаос хоронит общественную формацию капитализма на кладбище всемирной истории. Поэтому разумные люди заняты похоронами изжившей себя частнособственнической цивилизации. После этих революционных похорон люди займутся строительством человеческого общества, в котором свободное развитие человеческой личности станет условием свободного развития общества.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме