16:00 24.08.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Буржуазный идеолог о проблемах взаимоотношений власти и бизнеса

В 1990-е и в начале 2000-х сложилась политэкономическая формула: успех бизнеса определялся уровнем его отношений с властью, использованием ее административного ресурса, пишет известный буржуазный экономист, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискн. Публично заявляя о необходимости отделения бизнеса от власти, бизнес предпочитал решать возникающие проблемы полюбовно. Здесь точно не было платежеспособного спроса на легальное государство.

Не было на него реального спроса и наверху. Темпы роста экономики и, соответственно, возможности решать острейшие социальные проблемы определялись доходами от экспорта сырья и металлов. Людей, от которых зависели эти доходы, можно было собрать в кремлевском кабинете и «порешать с ними по-хорошему» или как-то иначе. В такой ситуации совсем не обязательно слушать тех, кто не кормит, а только потребляет. Под «вертикалью» была прочная политэкономическая основа.

Социальный контракт того времени: «рост благосостояния всех в обмен на их политическое неучастие» — продукт этой политэкономии.

Но сегодня этот контракт явно проржавел.

Прежде всего, изменилась политэкономическая основа. Сырьевой сектор больше не локомотив роста, а его тормоз. Цены не повышаются, а объемы растут на 2% в год. Сегодня темпы роста определяются развитием других секторов (финансы, строительство, обрабатывающие производства и др.). В результате темпы роста определяются решениями сотен тысяч людей (а с их референтными группами — позициями миллионов). Их уже не собрать в одном кабинете. «Вертикаль» может держать лишь внешнюю рамку. Она уже не может ни реагировать на интересы, ни определять содержательные ориентиры. Здесь могут работать лишь идейно-политические методы и институциональные механизмы и стимулы.

Кардинально изменились и умонастроения бизнеса. Сегодня успех бизнеса все в большей мере определяют рыночные решения, умение реагировать на спрос, находить новые ниши, использовать эффективные методы, правильно организовывать менеджмент. Явно растет спрос на равные условия конкуренции. Меру эту не следует преувеличивать, но тренд налицо.

Снижение зависимости успеха крупного и среднего бизнеса от власти меняет характер его спроса на власть. Раньше были нужны приватные услуги, а теперь растет спрос на соблюдение закона.

Внимание общества к коррупции вовсе не результат ее роста, а индикатор смены общественного запроса. Все больше деловых споров рассматривается в арбитражных судах, падает спрос на иллегальные методы их разрешения — тот же тренд. Налицо появление эвентуального спроса на легальное государство, на участие бизнеса в формировании этой легальной среды. Впервые в истории России это потенциально платежеспособный спрос, за которым реальные интересы, растущая готовность нести затраты, а не досужие разговоры и либеральные беспочвенные мечтания.

Что же с предложением легального государства?

За этот же период произошло расслоение государства. Часть государственной бюрократии, в согласии с собственными убеждениями о национальных интересах и с новыми сигналами бизнеса, взяла курс на «разрушение Карфагена», на ужимание административного ресурса. Но взялась решать политическую задачу привычными для нее административно-бюрократическими методами. Неадекватность методов, отстранение от участия потенциальных бенефициаров предопределили результат. Но и бизнес не слишком стремился стать партнером, выдвигая требования без обязательств. Это рождало у власти серьезные сомнения в результатах возможного сотрудничества.

Другая же немалая часть чиновничества заботится лишь о сохранении административной ренты. Меняются команды, новички хотят жить не хуже предшественников. Погоду делают уже не прежние, дружеские отношения, когда общий доход делился «по-хорошему». Эксперты отмечают, что в коррупционных схемах доминируют вымогатели. Они уже неотличимы от криминального рэкета.

Налицо извращенное, но отделение власти от бизнеса. Более того, это начало противостояния, задающего новую полит­экономическую диспозицию. Ось противоборства, определяющего логику экономического и, соответственно, политического развития страны, — борьба сторонников легального государства и демократического порядка против бенефициаров административной ренты.

Это противостояние не ново в российской истории. Подобные бенефициары не раз одерживали победу в результате, казалось бы, противоестественного альянса радикалов-революционеров и радикалов-реакционеров, «охранителей» против сторонников эволюционного прогресса. Так были опрокинуты реформы царя-освободителя. Так вместе с лидером погубили столыпинские реформы. Так, кстати, погубили перестройку и Советский Союз.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме