01:15 05.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Большой театр: мегареставрация на фоне мегакоррупции
Открытие Большого театра после шестилетней реставрации продолжает бурно обсуждаться на страницах зарубежной печати. Русский «дворец муз» в Москве вновь поднял занавес: перелистнув советскую страницу истории, он возвратился в имперскую эпоху, пишет французская газета «Круа». Ремонтная сага была ознаменована коррупционными скандалами, и об истинном бюджете проекта судить невозможно, считает издание, не сомневаясь, что он побил все рекорды в мире.
«Мы проделали огромную работу, чтобы вернуть роскошь далёкой эпохи», — рассказывает Михаил Сидоров, директор департамента по связям с общественностью инвестиционной группы «Сумма Капитал», генподрядчика реконструкции. Для этого требовалось привлекать специалистов по почти исчезнувшим ремёслам, подбирать особые материалы. Еще совсем недавно дрели на сцене соседствовали с контрабасами в оркестровой яме. Для завершения шестилетней стройки было привлечено 3600 рабочих, продолжает газета.
Вначале, в 2005 году, реконструкцию планировалось завершить за три года, «однако реставрационная эпопея ознаменовалась коррупционными скандалами, в результате которых счёт раздулся настолько, что об истинном бюджете судить невозможно из-за множества подозрений в хищениях», подчёркивает корреспондент. «Мы не комментируем действия наших предшественников», — заявляет представитель «Сумма Капитал». В 2009 году по требованию Кремля контроль над стройкой перешёл к компании близкого к властям олигарха, сообщает издание, «известия о коррупционных скандалах поступать перестали, но никакого расследования не проводилось».
Вечером 28 октября в честь открытия после шестилетней реставрации Большого театра в Москве с размахом прошёл гала-концерт, на котором присутствовали Медведев и Меркель, коронованные особы и звёзды, пишет Анна Зафесова, озаглавив свой материал в итальянской газете «Стампа» «Большой эксгумировал имперскую Россию».
Театр пережил три пожара, нацистские бомбардировки и даже реконструкцию, после которой, как многие думали, уже не выживет. Но нет: торжественное открытие состоялось. Кое-кто готов был заплатить до 50 тысяч евро, лишь бы посетить это мероприятие, однако ни один билет не продавался: все 1768 мест распределены Кремлём, заплатившим за самую дорогостоящую реставрацию в истории музыки никак не меньше 500 миллионов евро.
«Двадцать лет назад в каждом небольшом российском городе был Дом культуры, где хотя бы раз в неделю преподавали балет. Моя мать до сих пор вспоминает человека, приехавшего в наш родной город из академии хореографии Большого театра обучать местных девочек. Это был шумный и резкий человек, но ученики поклонялись ему: ведь он имел отношение к Большому театру», — пишет Саймон Шустер на страницах американского журнала «Тайм».
Большой театр открылся после шестилетней реставрации ценой в 700 миллионов долларов. Это в 16 раз превышает бюджет — во многом потому, что большая часть денег была разворована и растрачена. За воссозданным фасадом времён Александра II теперь скрывается один из самых современных в плане технического оснащения храмов искусства в мире, констатирует немецкая экономическая газета «Хандельсблат».
«Московские власти не испугались непомерных затрат: 500 миллионов евро поглотили реставрационные работы только по официальным данным, по неофициальным, сумма работ составила вдвое больше, — продолжает издание. — Уже сегодня совершенно ясно: реконструкция Большого войдет в историю как самый масштабный и самый дорогостоящий проект в мире».
Роскошь реконструированного здания, по словам критиков, имела свою цену. Как и многим известным труппам, артистам Большого приходится балансировать между чистым миром исполнительского искусства и презренным миром бизнеса. На недавнем мероприятии гостей встречал не композитор или артист, а пес Снупи — символ одного из спонсоров — американской страховой компании «Метлайф». Присутствие на «священной земле» человека в костюме собаки вызвало у многих негодование. «Это отвратительно», — пожаловался артист балета Николай Цискаридзе.
Последние годы вообще оказались оскорбительными для традиционалистов Большого. После своего увольнения в 2003 году прима Анастасия Волочкова обвинила менеджеров театра, что они предлагают балерин своим патронам. По утверждениям балерины, это продолжилось и после её ухода. «Если девушка соглашается, ей разрешается танцевать главную партию», — сообщила Волочкова журналисту американского еженедельника. Руководство театра, как и несколько танцоров, отвергает эти обвинения, но скандалы не прекращаются, пишет Шустер: так, директор балетной труппы Геннадий Янин подал в отставку после появления в Сети фотографий, где он занимается сексом с мужчиной.
«Теперь, когда внешнее великолепие Большого восстановлено, появилась надежда: скандалы померкнут рядом с позолотой. Труппа снова гастролирует за рубежом. Но вряд ли главный храм искусства России снова займёт особое место в сердце каждого россиянина. В Доме культуры в моём родном городе больше не преподают балет — там переключились на хип-хоп и самбу», — заключает Саймон Шустер.
«Большой всегда был объектом гордости России, на который нация могла проецировать свое самосознание ведущей культурной державы», — считает «Хандельсблат». Однако неотъемлемой частью российской реальности стал и тот факт, что нечистые на руку дельцы не упустили шанс извлечь прибыль из нового культа вокруг старого театра: билеты в отреставрированный Большой уже распроданы до конца года, добавляет немецкое издание.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме