13:30 26.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Бюджет нищеты на фоне роскоши

Глобальная засуха минувшего лета, истребившая своим огненным дыханием сельхозкультуры на 13 миллионах 300 тысячах гектаров, что составляет 30 процентов посевной площади 43 пострадавших регионов, или 17 процентов общей посевной площади, благотворно подействовала на рассудок правительственных чиновников, внушив им правильную мысль, что без мелиорации наше сельское хозяйство и не туда, и не сюда.

ОГОРЧАЕТ, правда, что тревога министра сельского хозяйства Елены Скрынник несколько торгашеского свойства. «Без развития мелиорации в России нам будет довольно сложно заниматься дальнейшим развитием экспорта зерновых и даже сохранить хотя бы те позиции, которые у нас были», — заявила она 24 ноября в Госдуме, где выступила с Национальным докладом «О ходе и результатах реализации в 2009 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы».

Но каковы бы ни были мотивы, важен результат. Принято решение о создании Концепции развития мелиорации до 2020 года, которая позволит увеличить площадь орошаемых земель. На сколько увеличить, министр не уточнила. Но если ставить вопрос серьёзно, то и масштаб должен быть сопоставимым с понесёнными за годы реформ потерями. А потери такие: в 1992 году, сообщил член фракции КПРФ Виктор Паутов, площадь орошаемых земель составляла в нашей стране 22 миллиона гектаров, и на это выделялось порядка 10 миллиардов советских рублей. Сегодня орошаемых земель — 9 миллионов гектаров, программа развития мелиорации рассчитана на 800 миллиардов рублей, да вот только из федерального бюджета будет выделена лишь четвёртая часть этих средств, остальное — забота регионов и частных инвесторов. А совпадут ли их желания и возможности — большой вопрос.

Разработка концепции — одно из трёх направлений деятельности Минсельхоза в ближайшей перспективе. Два других — это «эффективное проведение ярового сева зерновых и сохранение позитивной тенденции развития животноводства». Учитывая, что площади озимых были сокращены на 16 процентов по сравнению с уровнем прошлого года, весенне-посевная кампания обещает быть очень напряжённой. Площадь ярового клина увеличится с 28,5 миллиона гектаров до 30 миллионов. Объём кредитных ресурсов составит 140—150 миллиардов рублей. Однако ставка по кредитам останется на прежнем уровне. А это в условиях, когда многие пострадавшие от засухи сельхозпредприятия оказались в числе должников, может стать для них непреодолимым препятствием для своевременного проведения посевной кампании. Министерство сельского хозяйства, сказала Е. Скрынник, обратилось к банкам с предложением разработать особые условия кредитования для этих организаций. Кстати, из 10 миллиардов рублей, предназначенных в виде дотаций бюджетам субъектов Федерации, пострадавших от засухи, Минфином выделена только половина, а до сельхозпредприятий дошло лишь 30 процентов направленных денег. Да и исполнение бюджета крайне неудовлетворительное, на что постоянно обращает внимание как депутатов, так и представителей правительства депутат-коммунист, член Комитета по бюджету и налогам Виктор Коломейцев. По оперативным данным Федерального казначейства, за 10 месяцев бюджет по разделу «Сельское хозяйство» был исполнен лишь на 62 процента.

О безработице на селе поднял вопрос член фракции КПРФ Владимир Хахичев. Парадокс, что эта проблема захлёстывает и те населённые пункты, где развёрнуты крупные агрохолдинги. По опросам местного населения, 57 процентов жителей хотели бы пойти на работу в эти хозяйства, но там нет для них места. Сельхозмагнатам выгоднее нанимать гастарбайтеров.

В обсуждении доклада министра сельского хозяйства от фракции КПРФ принял участие заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.

В правительственной ложе зала пленарных заседаний Госдумы 24 ноября одни лица сменялись другими. Три министра в этот день посетили парламент. Министр финансов Алексей Кудрин изъявил желание присутствовать при принятии федерального бюджета в третьем чтении. Таким образом, он имел возможность проникнуться заботами депутатов, но, увы, не проникся. Член фракции КПРФ Олег Смолин в очередной раз попытался доказать главе Минфина, что в результате принятия такого бюджета станут беднее пенсионеры, интеллигенция, студенты, семьи с детьми. Ведь индексация пенсий не успевает за инфляцией, а шестипроцентная прибавка к зарплате бюджетников, ожидаемая в июне будущего года, и не претендует на то, чтобы улучшить благосостояние граждан. То же касается и стипендий студентов. К тому же правительство решило сэкономить не только на стипендиях, но и на числе самих будущих специалистов. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, студентов станет меньше. О семьях же с детьми в правительстве вообще вспоминать не любят, откупаясь от них сторублёвым детским пособием. «Не принято никаких решений, которые бы ущемляли права олигархов, — заметил О. Смолин. — Это бюджет нищеты на фоне роскоши».

Встреча министра регионального развития Виктора Басаргина с депутатами прошла в формате «правительственного часа». В своём подробном докладе он осветил те вопросы, что были письменно направлены ему парламентариями: о жилищном строительстве, о квартирах для ветеранов, о восстановлении пострадавших от пожаров сёл и деревень, о реформировании ЖКХ — всё это в компетенции Минрегионразвития. А как воспринимают реформу ЖКХ рядовые граждане, которые хотят через депутатов дать исполнительной власти картинку, что называется, из жизни, читайте в выступлении члена фракции КПРФ Алексея Корниенко.

В традиционной «пятиминутке» от фракции выступил Анатолий Локоть по проблеме российско-белорусских отношений.

Выступление члена Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Алексея КОРНИЕНКО на «правительственном часе» 24 ноября

ВЫРАБОТКА государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, есть прямая функция Министерства регионального развития. Однако роль Минрегионразвития как органа, проводящего единую государственную политику в сфере ЖКХ, не заметна.

Положения Жилищного кодекса в большинстве своем людям непонятны. Разъяснение порядка управления многоквартирными домами среди населения не ведется, а всё формирование механизмов этого управления сводится в большинстве своём к навязыванию жителям местными органами власти либо учреждённых ими управляющих организаций, либо образованных с их помощью липовых ТСЖ. Анализ причин роста платы за жилищно-коммунальные услуги не проводится. Основную долю в стоимости жилищно-коммунальных услуг, даже в новых домах, составляют расходы на отопление. А ведь вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности также входят в сферу деятельности Минрегиона. Нормативные акты по расчету базовой стоимости коммунальных услуг, от которой должен рассчитываться тариф, отсутствуют, так же как нет ни одного нормативного документа, регулирующего деятельность частных управляющих компаний.

Ответы министерства на многочисленные вопросы граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг сводятся к переписыванию статей Жилищного кодекса. В письмах, которые приходят во фракцию КПРФ от жителей разных регионов страны, зачастую реформы ЖКХ оцениваются как очередная афера.

По оценкам экспертов рынка недвижимости, в ремонте нуждается более половины всего жилого фонда страны. Вводимое новое жильё компенсирует не более 5—6 процентов устаревшего жилого фонда. В период внедрения капиталистической экономики плановый ремонт не проводился, что привело к значительному износу жилого фонда и повышению его аварийности за последние 15 лет в 10—12 раз.

Практически ничего не изменилось и с принятием в срочном порядке закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», цель которого — государственное инвестирование в проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья.

По официальной статистике, на сегодняшний день снесено 5 процентов аварийного жилья. Полагаем, что эти показатели не отражают реального положения с аварийным фондом. Есть примеры, когда аварийные дома включались в перечень для переселения перед выборами, а исключались из списка аварийных. По Росстату, площадь одного капитально отремонтированного дома составляет 595 квадратных метров. Это свидетельствует о том, что в отчетность включаются дома, не требующие капитального ремонта, с небольшим объемом выполненных ремонтных работ.

Качество капитального ремонта, да и вновь вводимого жилья никем не контролируется. Часто после капитального ремонта состояние домов становится хуже, чем до ремонта. По сообщению жителей посёлка Цемзавод Ульяновской области, в их доме был произведён ремонт крыши, хотя они и возражали против этого, а через два месяца три квартиры, находящиеся на верхнем этаже, оказались залитыми, после повторного ремонта — пять квартир.

Оформленные актами госприемки в эксплуатацию дома сдаются с большим количеством недоделок, а потом годами достраиваются, расходы же по их содержанию различными путями, включая шантаж, обязывают возмещать покупателей квартир. Например, в подмосковном городе Мытищи дом по улице Колпакова был сдан в эксплуатацию в 2006 году с недоделками, описание которых заняло 40 страниц. В 2009 году комиссией было зафиксировано 260 дефектов, на устранение которых требуется 15 миллионов рублей. Подобных примеров можно привести много.

Усугубляет положение то, что, согласно указанному закону, включение в план ремонта из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ возможно лишь при условии соблюдения требований по процентному соотношению ТСЖ и частных управляющих компаний. Не достиг регион нормы — денег не видать. Поэтому в регионах в срочном порядке стали формировать ТСЖ и управляющие компании, причём нередко по инициативе администрации, без ведома жильцов домов. Возглавляют их, как правило, опять же работники администраций либо их люди. По заявлению руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве, в России около 95 процентов общих собраний жильцов по выбору компаний для управления многоквартирными домами сфальсифицировано.

Бесконтрольность использования выделенных бюджетных средств на снос аварийного жилья и капитальный ремонт домов свидетельствует о том, что основная их часть разворовывается путем включения в программы домов с низким процентом износа, не требующих капитального ремонта.

Безудержный рост платы за жилищно-коммунальные услуги приобретает скорее политический характер, чем экономический. Не случайно эту отрасль называют жилищно-криминальной. Отсутствие контроля привело к тому, что чиновниками местных органов власти создаются посреднические структуры по сбору платежей с населения, получающие до 3 процентов в виде агентского вознаграждения, и эти немалые средства вместо бюджета попадают в карман чиновников. При наличии таких средств нетрудно наладить теплые отношения и с правоохранительными органами, и с прокуратурой.

С подобным подходом к проведению в жизнь государственной политики в сфере ЖКХ решить проблему сноса аварийного жилья и поддержания в надлежащем состоянии жилых домов не удастся.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме