14:45 24.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Белоруссия планирует создать холдинги с крупнейшими машиностроителями России
Белоруссия собирается создать несколько совместных холдингов с Россией в машиностроительной отрасли. Главной неожиданностью стало предложение включить российский «Ростсельмаш» в состав белорусского«Гомсельмаша». Также в рамках Единого экономического пространства могут быть объединены активы ГАЗа и МЗКТ, МАЗа и КамАЗа. Помимо этого предполагается создание российско-белорусских СП в военно-промышленном комплексе и создание на территории России предприятий по сбору белорусской техники.
В пятницу в Минске первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, выступая в парламенте, заявил, что Белоруссия считает необходимым создание альянсов с Россией в области промышленных активов. И эта работа сейчас активно ведется.
Неожиданным стало предложение Владимира Семашко создать альянс«Ростсельмаша» и«Гомсельмаша», причем речь идет о переходе российского производителя сельхозмашин под контроль более успешного белорусского предприятия. Правда, не за деньги.«Деньгами не пахнет: идет речь о холдинговой компании, передаче ей пакета акций», – сказал первый вице-премьер.
По словам Семашко, предложение о создании альянса двух сельхозпроизводителей исходит от Белоруссии. Задача объединения двух компаний – помочь белорусской и российской сторонам избежать ненужной конкуренции и вести согласованную политику.«»Ростсельмаш» и«Гомсельмаш» производят однотипную продукцию, близкую по характеристикам», – сказал он. Комментируя проблемы у«Ростсельмаша» и остановку конвейера(предприятие было остановлено в средине мая), Семашко заявил, что объединение выгодно для Белоруссии.«То, что«Ростсельмаш» стоит, плохо для него: это повлияет на рыночную оценку, – сказал чиновник. – Центр компетенции мы предлагаем сделать в Белоруссии, так как«Гомсельмаш» находится впереди».
Действительно,«Гомсельмаш» – крупнейшее в СНГ предприятие по производству сельскохозяйственной техники.«Гомсельмаш» выпускает не отдельные машины, а модельные ряды агрегатов различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все процессы – от обработки почвы и посева до уборки урожая. Основные заводы компании«Гомсельмаша» расположены в Гомеле – административном центре юго-востока Белоруссии, втором по численности населения и экономическому значению городе страны. В Брянске и в Татарстане работают совместные белорусско-российские предприятия, производящие в кооперации с«Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. Кроме основной продукции ПО«Гомсельмаш» производит запасные части ко всем выпускаемым машинам и осуществляет их ремонт.
С точки зрения белорусского правительства,«Гомсельмашу» и«Ростсельмашу» сегодня нет необходимости конкурировать на рынке. Тем более что оба предприятия производят одну продукцию, в частности зерноуборочные комбайны.
Первый вице-премьер Белоруссии добавил, что«в общих условиях работы необходимо думать о таких предприятиях, как«Гомсельмаш» и«Ростсельмаш», МЗКТ и ГАЗ, КамАЗ и МАЗ. Есть предложения по участию в акционерном капитале Гомельского химзавода и«ГродноАзот», на которых планируется строительство нового азотного комплекса стоимостью более $1 млрд».
Кроме холдингов с участием российских активов Белоруссия планирует до конца 2012 года создать за рубежом 14 сборочных производств. По словам Семашко, восемь из них будут в России. Остальные расположатся на Украине, в Молдавии, Сербии и Таджикистане.
В Белоруссии же в этом году планируется создать 16 промышленных холдингов, четыре из них уже созданы.«В настоящее время в государственном реестре числится 45 холдингов, из них 20 с государственным участием», – сказал первый вице-премьер.
«Это нормальная стратегия развития для страны, которая после распада СССР осталась с явно избыточным для нее промышленным потенциалом, – считает белорусский финансовый аналитик Антон Платов. – У страны есть технологии, квалифицированные кадры, налаженные технологические цепочки, действующие предприятия. И хотя они значительно устарели, себестоимость производства низкая, во многом из-за мизерных зарплат и сверхдешевых российских энергоносителей. А вот денег остро не хватает: мало кто в мире готов инвестировать в социализм по образцу Лукашенко, да и он не любит делиться собственностью с инвесторами». Так что создание промышленных альянсов – это , по словам Платова, для белорусского руководства одна из возможностей привлечь капиталы и освежить технологии.«Не отдавая контроль над активами», – подчеркивает эксперт.
Также Владимир Семашко заявил о достижении договоренности с Россией по принципам создания холдинга«Росбелавто» – давнишнего проекта объединения производителей тяжелых грузовиков.
«Российское государство в лице«Ростехнологий» владеет 49,9% акций КамАЗа. Белоруссия – 100% акциями МАЗа. Чтобы была паритетность управления холдингом«Росбелавто», расчеты показывают, что если КамАЗ внесет 49% принадлежащих государству акций, то МАЗу нужно вносить 75%, исходя из произведенной оценки», – заявил Семашко. По его словам, белорусские власти хотят сохранить влияние – оставить 25% плюс 1 акцию за правительством, а 75% минус 1 акцию отдать холдингу. Тогда, по мнению министра, будет паритетность и«никто не будет ущемлен; мы сделали предложение российской стороне и получили согласие».
Семашко сказал, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, произведенной компанией Ernst&Young, стоимость КамАЗа составляет $1,6 млрд, МАЗа – $1,1 млрд. По словам первого вице-премьера, после обсуждения данной оценки участники проекта с ней согласились. Штаб-квартира холдинга будет размещаться в Москве.
О том, что Россия и Белоруссия достигли согласия по принципам формирования холдинга МАЗ – КамАЗ, первой сообщила пресс-служба президента Белоруссии 21 июня.
Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил, что минимальный оборот холдинга с МАЗом может составить до семи миллиардов евро.
Российская госкорпорация«Ростехнологии» предложила правительству Белоруссии объединить КамАЗ и Минский автомобильный завод(МАЗ) в феврале 2011-го. Тогда россияне хотели обменять часть акций КамАЗа на 100% МАЗа. Но белорусские власти предлагали создать холдинг, в который будут переданы по 49% акций КамАЗа и МАЗа. Сегодня«Ростехнологиям» принадлежит 49,9% акций КамАЗа. Еще 27,3% ценных бумаг производителя контролирует инвесткомпания«Тройка Диалог», 11% – немецкий концерн Daimler.
Также в пятницу председатель Госкомвоенпрома Белоруссии Сергей Гурулев заявил о планах создания белорусско-российских предприятий в военной промышленности.«Мы прекрасно понимаем, что специфика нашего производства, разработок такова, что большинство их завязано на российский рынок. Экономические условия, нормативно-правовая база позволяют. Мы ведем переговоры со многими российскими корпорациями», – заявил Гурулев.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме