13:46 14.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Белгород: Чего же хотят авторы нынешней «реформы» образования?

В дни празднования 50-летия космического полёта Юрия Гагарина в Белгородском государственном университете по инициативе обкома Ленинского комсомола был проведен «круглый стол», посвящённый положению в российском образовании, сути и возможным результатам нынешнего его «реформирования».

Свои мнения по этим вопросам высказывали преподаватели БелГУ, белгородские педагоги, студенты, депутат областной Думы, юрист. Были приглашены на «круглый стол» и школьники.

Собравшиеся подробно обсудили все «за» и «против» предложенного Минобразования нового закона. Мнения всех участников «круглого стола» совпали в главном: большая часть из того, что предлагает ведомство господина Фурсенко, совершенно неприемлемо с точки зрения интересов общества.

Участники «круглого стола» размышляли над тем, экономика ли влияет на образование или образование на экономику? И чем чревато то, что сейчас происходит в образовании, для будущего России? На этом вопросе остановился, в частности руководитель фракции КПРФ в областной Думе, кандидат экономических наук В.А. Шевляков: «Сегодня очевидно, что в сложившихся условиях рынок диктует, как будет дальше развиваться наука и образование. Но что на сегодня представляет этот самый «рынок»? Это, прежде всего, стремительное расслоение общества на богатых и бедных. И результатом «реформы» станет то, что уже в близком будущем высшее образование станет доступным далеко не для всех, а только для тех, кто сможет его «купить». По предложенной Фурсенко программе, основными предметами в школе станут физкультура и ОБЖ и пара им подобных дисциплин. А остальные предметы, включая все естественные науки, окажутся «дополнительными», и родители школьников будут вынуждены платить, чтобы ребёнок имел возможность их изучать. Это, по предварительным подсчётам, составит около шести тысяч рублей в месяц. А ведь большая часть населения России живёт на грани бедности или за ней. Получается, что дать своим отпрыскам достойное образование смогут только состоятельные люди».

Напрашивается вывод, что авторы нынешнего «реформирования» образования видят свою определяющую цель именно в том, чтобы образование сделалось инструментом закрепления чудовищного социального расслоения населения России.

Молодой юрист Елена Шерстюк подчеркнула, что грядущая реформа противоречит конституционным принципам. В Основном законе страны сказано, что «каждый гражданин имеет право на бесплатное начальное образование». Но как было выше сказано, это положение идет вразрез с новым законом (имеется в виду всё те же «дополнительные» платные предметы). И как же тут быть? Очевидно, что образование является важнейшей функцией государства и рассматривать его как некую платную услугу для своих граждан, как минимум, неправильно.

Напрашивается ещё один неутешительный вывод: нынешнему государству не нужны грамотные специалисты, да и просто образованные люди.

Активно обсуждали участники «круглого стола» альтернативный проект закона «Об образовании», предложенный фракцией КПРФ в Госдуме (среди его авторов - Нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров). По мнению депутата В.А. Шевлякова этот проект предлагает принципиально иной подход к реформированию образования. Валерий Алексеевич представил некоторые основные положения данного проекта. Прежде всего, это абсолютно бесплатное школьное образование, улучшение учебно-материальной базы для образовательных учреждений, а также предоставление молодым людям возможности получения высшего образования независимо от финансовых возможностей их родителей. Стипендия студента должна составлять 80% от прожиточного минимума. «Человек должен учиться, а не думать, где взять деньги на учёбу. Только в этом случае в будущем у нас будут высококвалифицированные специалисты», – подчеркнул депутат. Не менее важно повышение социального статуса преподавателя. Тогда повысится и престижность этой профессии, а сегодня она находится на недопустимо низком уровне.

Живое обсуждение затронутых тем и многочисленные вопросы к выступавшим со стороны аудитории свидетельствуют, что поднятые на «круглом столе» проблемы далеко не безразличны молодым людям. Ни у кого не возникает сомнений в том, что государство при желании его руководителей вполне может, не прибегая ни к каким шокирующим нововведениям, обеспечить своим гражданам достойное образование. Но возникает сомнение: а хотят ли они этого? Как объяснить с позиции искренней заботы о развитии системы образования, например, то, что наше государство, обладающее такими ресурсами и доходами, выделяет на образование менее 4% от ВВП в то время, как правительство Японии – 11%? Почему по плану нынешней реформы к 2020 году количество студентов должно снизиться до 50%, когда в той же Японии и Западной Европе, напротив взят курс на то, чтобы высшее образование имел как можно более широкий круг людей?

Всё это заставляет задуматься. И не только над проблемами образования.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме