10:30 13.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Алтайский край. «ЕР» «завернула» предложение депутатов-коммунистов обязать руководителей и членов избиркомов приносить клятву о честности

Руководство АКЗС в лице вице-спикера Андрея Осипова «завернуло» предложение фракции КПРФ обязать руководителей и членов избиркомов приносить клятву о честности.

Фракция КПРФ в АКЗС по инициативе депутата заксобрания Нины Даниловой внесла на второе полугодие 2012 года проект закона об установлении принятия присяги членами избирательных комиссий на территории Алтайского края. В конце прошлого года было получено заключение правового комитета о том, что руководителям им членам избиркомов клятву лучше не произносить. Как выяснилось из источников в краевом избиркоме, сами члены (и руководители) избирательных комиссий от этой инициативы не в восторге. Не из-за того ли, что они боятся гнева народного (и Господнего!), в случае вполне ожидаемых нарушений на предстоящих выборах?

Как пояснила инициатор законопроекта Нина Данилова, реализация обозначенной нормы могла бы сделать законодателей региона пионерами в практике приведения к присяге и разработке механизмов ответственности за ее нарушение. Она так же намерена настаивать на необходимости введения клятвы перед вступлением в должность для всего круга должностных лиц органов государственных власти и органов местного самоуправления.

Предлагаем вашему вниманию полный вариант ответа на возражение о включении предложения фракции КПРФ АКЗС о клятве в План правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на второе полугодие 2012 года:

На Ваше заключение от 25.05.2012 года № вн. 24/01-09 – считаем объективно оправданным, принципиально важным и необходимым обратить Ваше внимание на невыверенность, неаргументированность и несостоятельность с научной и правовой точек зрения, представленной в нем позиции об отказе включения в план работы АКЗС на второе полугодие 2012 года проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» (в части установления принятия присяги членами избирательных комиссий на территории Алтайского края) и с х о д я и з с л е д у ю щ е г о:

1. «Нужно, чтобы вы понимали, граждане, - обращаясь к своим соотечественникам, говорил знаменитый спартанский оратор Ликург,- что клятва является основой демократии. Ибо трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек. Каждый из них приносит эту клятву верности».

И по сей день в правовых системах большинства современных государств институт клятвы или присяги на верность (согласно большинству словарей данные термины являются синонимами) продолжает существовать.

Так, практически везде на конституционном уровне предусматривается присяга главы государства. При этом сам текст присяги может фиксироваться непосредственно в конституции (как, например в США, ФРГ) либо конституция может указывать на то, о чем должно говориться в присяге ( например, в Италии).

Иногда присягу приносят депутаты парламентов; повсеместно присягу приносят судьи конституционных судов; во многих странах присяга является обязательной и для судей в целом, а также для некоторых государственных служащих.

В России согласно нормам действующей Конституции 1993 г. и ряду законов к присяге приводится не только Президент Российской Федерации, но и, например, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов, Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры (следователи), главы субъектов Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, врачи, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и некоторые другие категории должностных лиц.

При этом разнообразии субъектов и формулировок присяга – это всегда официальное и торжественное обещание (клятва) в верности.

Она обусловлена объективной потребностью общества, в котором существует вероятность обмана, и, следовательно, есть повод к недоверию.

При помощи клятвы люди стремятся сделать более достоверными свои обещания.

Сущность клятвы, в ее истинном понимании, состоит в том, что приносящий ее подтверждает перед кем-либо свое обещание, ясно сознавая, что за любую неправду его ожидают те или иные последствия. Соответственно считается, что к присяге необходимо серьезно приготовиться через осознание важности предстоящего шага и ответственности за него.

Справочно:

1).Ликург. Речь против Леократа ( Вестник древней истории. 1962. №2 с.79)

2).«Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» ( Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994г. №13 ст1447)

3).«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (Закон от 26 июня 1992 г. № 3132 -1 «О статусе судей в Российской Федерации» ( Российская газета,1992г.29 июля)

4).«Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; Непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; Четко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.». (Закон от 17 января 1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета.1992г.18 февраля)

5) Присяга Губернатора Алтайского края: « Клянусь верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Губернатора Алтайского края, уважать, защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской федерации, федеральные законы, Устав (Основной закон Алтайского края) и Законы Алтайского края»

Еще в ряде нормативных правовых актах прописаны присяги для должностных лиц. См. Собрание законодательства Российской Федерации за 1997г. №9 и № 30., за 1998г. № 13 и др.

2. Значение и юридический смысл присяги – по Ликургу: «основы демократии» - понимается на примере присяги, к которой приводится Президент России.

Согласно части 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации, при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». А часть 2 той же статьи гласит, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда. Что же стоит за этим?

Наиболее распространенными и не вызывающими никаких вопросов являются, по меньшей мере, два значения президентской присяги.

Во-первых, присяга- это символический торжественный акт:

передачи народом- сувереном, являющимся единственным источником власти в Российской Федерации, «мандата» на осуществление полномочий главы государства (в установленном объеме и на определенный срок) законно избранному Президенту;

признанный удостоверить легитимность Президента, избранного народом;

обозначающий его особый статус, его ответственность перед обществом.

Во-вторых, президентская присяга понимается как определенный момент, юридический акт, с которым Конституция связывает осуществление полномочий раннее избранного Президента и начало отсчета времени президентства вновь избранного лица, его вступление в должность (ч.1 ст.92 Конституции)

То есть принесение присяги выступает обязательной процедурой, обойтись без которой нельзя. При этом значение имеет именно факт принесения присяги, а не ее содержание.

Юридический смысл имеют и оговоренные непосредственно в Конституции условии принесения присяги в части присутствия на церемонии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда.

Без преувеличения – это торжественное обязательство является одним из базовых элементов легитимности всей президентской власти, неотъемлемым условием доверия народа к своему президенту, и, конечно же, важным и действенным ограничителем для самого Президента, если вдруг он окажется перед соблазном отступить от буквы закона.

С этой точки зрения не только факт, но и текст присяги Президента, который включает особые формулировки, отражающие в общей, концентрированной форме содержание президентских полномочий, имеет юридический смысл.

Недаром вопрос о тексте присяги Президента Российской Федерации неоднократно обсуждался и в рамках Конституционной комиссии, и в рамках Конституционного совещания.

Справочно:

1). См. Сахаров Н.А Институт президентства в современном мире. М., 1994. с.12

2). Конституционное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля-10 ноября 1993. Т.20 28 октября-10 ноября 1993года. М., 1996 С.334.

3). Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 ноября 1993 г. №717-рп «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации» (Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации.1993г. №45 Ст. 4378)

Кроме того, присяга имеет значение для адекватного определения круга и содержания конституционных функций, полномочий и обязанностей Президента, прямо не предусмотренных Конституцией, со ссылкой на обязательства, возложенные на него присягой

Т. О., в присяге заключен глубокий конституционно-правовой смысл.

Текст присяги, будучи записан в Конституции – является актом, соединяющим моральные и юридические аспекты.(см. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). (М.Б. Смоленский.- Ростов н/Д: Феникс.2010.С.180).

Точка же зрения, согласно которой в Российской Федерации текст присяги, которую произносит Президент, хотя и изложен в форме обещания (клятвы)- не порождает у него никаких прав и обязанностей, носит исключительно формальный характер и не может рассматриваться как самостоятельная норма права, за нарушение которой предполагается ответственность – является ошибочной и упрощенной.

Так, именно на норму статьи 121.; Конституции Российской Федерации 1978 г. , в которой содержится текст присяги Президента, приносимой им при вступлении в должность, ссылался Конституционный Суд в резолютивной части своего постановления от 30 ноября 1992 года №9-П по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР, придав тем самым ему качество одного из самых весомых аргументов, на которых базировались выводы Суда о конституционности ряда положений проверявшихся им актов Президента.

Нарушение присяги может служить косвенным основанием даже для импичмента. В мире есть случаи, когда лица, получившие кредит доверия от своего народа и тем самым избранные на высокую президентскую должность, при осуществлении возложенных на них полномочий нарушили эти обязательства.

К примеру, 6 апреля 2004 года был отстранен парламентом Литовской Республики (Сеймом) в порядке импичмента от должности Президента Республики Р. Паксаса. Президент был обвинен в грубом нарушении Конституции, в нарушении принесенной им присяги.

В рамках Конституционного совещания в России тоже не раз поднимался вопрос о том, чтобы нарушение присяги (равно как и нарушение Конституции) было закреплено в качестве основания для отрешения Президента от должности.

3. Учитывая, что Конституция является ядром правовой системы Российской Федерации – ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется и в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во

всем текущем законодательстве, и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они выражаются: в верховенстве Конституции; в ее высшей юридической силе.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

Поскольку институт присяги, к которой приводится Президент России, предусмотрен на конституционном уровне (ч.1 ст.82 Конституции), а Конституция является источником всякого права, то очевидно, что:

а) введение института присяги для других категорий лиц, приводимых к присяге – в том числе для членов и председателей комиссий – не будет противоречить Конституции Российской Федерации в случае закрепления такого института в Кодексе Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, и, учитывая верховенство Конституции и ее высшую юридическую силу – не может рассматриваться (в том числе прокурором края) как акт, противоречащей федеральному законодательству;

б) по аналогии с присягой Президента – приведение к присяге членов и председателей избирательных комиссий – послужит важным и действенным ограничителем для тех из них, кто окажется перед соблазном отступит от буквы Закона, нацелит их на соблюдение тех же высоких общественно-политических и морально-этических норм, соблюдения которых требует даже от Президента Конституция Российской Федерации.

Ряд известных ученых-правоведов (например, Кукушкин Е.В., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Зуйков А.В. и др.) считают, что практику приведения к присяге и разработку механизмов ответственности за ее нарушение нужно распространить на весь круг должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это создало бы пусть первые, но все же предпосылки для формирования государственного аппарата нового типа, ориентированного в первую очередь на человека и гражданина, его права и свободы, на интересы многонационального российского народа, являющего в Российской Федерации единственным источником власти.

Включение в проект Плана правотворческой, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания на второе полугодие 2012 года предложения постоянного депутатского объединения – фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» Алтайского краевого Законодательного Собрания – проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве» (в части установления института принятия присяги членами и председателями избирательных комиссий на территории Алтайского края) – могло бы сделать законодателей Алтайского края и сам Алтайский край пионерами в практике приведения к присяге и разработке механизмов ответственности за ее нарушение для данной категории лиц), а возможно и для всего круга должностных лиц органов государственных власти и органов местного самоуправления.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме