13:45 06.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Алгоритм синтеза вузовского образовательного комплекса». Доклад на Международной научно-практической конференции в Якутске доктора философских наук, профессора, академика, члена Якутского рескома КПРФ Ксенофонта Уткина
30 — 31 октября с.г. в Якутске состоится Международная научно-практическая конференция на тему «Национально-региональный компонент вузовского образования: проблемы и перспективы». Ее цель: обсуждение актуальных проблем, связанных с сохранением и развитием национально-регионального компонента в государственной образовательной системе в условиях глобализации общества. Представляем вашему вниманию доклад известного ученого, коммуниста Ксенофонта Уткина, с которым он выступит на конференции.
Введение
Принцип "Разделяй и властвуй" все больше становится парадигмой самодвижения общества. Это суть установки, навязываемой мировым центром. Глобализм как теория, глобализация как процесс являются неприкрытым проявлением, механизмом осуществления финансового диктата капитала. Наравне с угрозой экологической, экономической и этнической катастрофы нарастает угроза исчезновения целых национальных образований. Именно к этому ведет политика всеобщего стирания национальных границ, в конечном счете, национальных понятий.
В связи с этим все сильнее раздаются голоса трезвомыслящих людей и настоящих патриотов Родины, выступающих под лозунгом "За общественную безопасность". Это касается всех нас, индивидуально-семейные образования и общественно-государственные структуры, в том числе и образовательную систему: как высшее, так и среднее звенья. На фоне поступательной динамики образовательного процесса нам близка вузовская подготовка кадров.
Национальный компонент как осознанная необходимость
В педагогике вузовской системы мы еще не отошли от более консервативной, то есть от кодирующей схемы передачи знаний. Сегодня мир становится все больше неузнаваемым и непредсказуемым. Сложившаяся система исторического развития становится далеко недостаточной для базовой основы нового преобразующего процесса и устойчивого установления современного общества. Мир лихорадочно ищет пути и модели своего самосуществования в новых образовавшихся реалиях.
В качестве примера возьмем хотя бы встречу участников международного дискуссионного клуба "Валдай", состоявшуюся в Якутске в сентябре 2009 года. Валдайские встречи, в которых принимают участие известные политологи, ученые, журналисты ведущих российских и зарубежных изданий, информационных агентств, проводятся регулярно в разных регионах страны.
В дискуссиях, организованных этим клубом, иногда звучат весьма оригинальные идеи по выходу из затянувшихся глобальных проблем, кризиса в межгосударственных отношениях и экономических схваток. Но миру еще не представлены модели устойчивого развития мирового сообщества, приемлемые всем.
В этих импульсивных ритмах центробежных и центростремительных сил более или менее предугадываемым является поток волевых устремлений так называемых глобализаторов по созданию мирового порядка по единой управляемой схеме. А это зачастую проводится навязчиво, насильно, без должного учета разнообразия мира и устоявшихся основ культурообразующихся традиций. Отсюда и идут разрушительные процессы дисгармонии, кризисы разных уровней, которые приобретают все больше угрожающий характер.
Именно в этих условиях диктата так называемого мирового правительства особенно актуальным, необходимым является процесс общественного устройства, выравнивающий противоречия сложившихся социальных установок. Начиная со всемирных саммитов, состоявшихся в Рио-де-Жанейро в 1992 году и Иоханесбурге в 2002 году, ищут формулы более устойчивого развития общества, где помимо выставления экономических проблем выдвигаются и концепции общего жизнеустройства, основанные на нравственных основах общечеловеческих ценностей.
Есть еще и другая сторона всеобщего диктата так называемого "золотого миллиарда". Она связана прежде всего с тенденцией выкачивания из природных и человеческих ресурсов всего того, что необходимо для все больше возрастающих интересов финансовых структур мира.
В связи с этим будет уместно напомнить меткую характеристику западных устроителей миропорядка, данную известным исследователем всеобщей глобализации, философом-политологом Константином Павловичем Петровым в его объемистом труде, выпущенном под названием "Тайны управления человечеством".
В нем, в частности, говорится, что "Западная региональная цивилизация в погоне безудержного потребления исчерпала свои ресурсы. Ведь в "благополучной" Европе нет ни газа, ни нефти, ни золота, ни алюминия, ни меди, ни цинка.., там даже леса путевого нет, а есть лишь парки. Однако Запад имеет огромное желание продолжить благоденствие "золотого миллиарда", паразитируя на других странах и народах планеты Земля, в первую очередь, конечно, — на России.
Получив достаточный ответ на свои притязания от наших дедов и отцов в Великой Отечественной войне, глобальные паразиты "мирового закулисья" не отказались от своих целей, они сменили лишь методы их достижения. От прямой агрессии перешли к информационной войне".
Вот это и есть оголенная правда навязчивых процессов так называемой "мировой глобализации", а на самом деле наглого и жадного Запада. Для осуществления своих целей — для морального подавления абсолютного большинства населения, растления нравов молодежи — они используют всеобщую компьютеризацию и религиозный фанатизм, не говоря уже об алкоголизации, наркомании и других орудиях и средствах психотропной войны. Все это мы говорим, поскольку они предметом своего подавления делают подрастающую молодежь, завлекая и привлекая их всякими быстродействующими суррогатами современной цивилизации.
Перед системами высших и средних образовательных структур стоят сильнейшие задачи противостояния влияниям негативно-информационных агрессий. Эта проблема заострилась давно, лет 15 назад. Но, к великому сожалению, общенациональный фронт обеспечения безопасности будущей смены по существу не создан. Зачастую делается видимость противоборства, что само по себе далеко от импульсов и ритмов внешних проявлений глобализационных процессов.
Не ударяясь в одностороннюю крайность, нам следует выработать более устойчивый курс позитивного диалога потоков мировых процессов: наступающего и встречного. По оформленной осознанной воле мы должны акцентировать свое внимание на важности реализации политики учета региональных интересов коренных народов, обитающих на землях постоянных проживаний.
Именно из таких рациональных установок вырисовывается необходимость внедрения в учебно-образовательный комплекс специальных курсов, отвечающих за возрождение и сохранение целостных систем национального самосознания, основных укладов традиционной культуры народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. А это огромная часть всероссийского пространства. Идея и дух внедрения национального компонента в образовании есть востребованная необходимость современной общественной и социокультурной динамики.
Нужна единая государственная идеология, отражающая интересы населения по возрождению устойчивых традиций народов, самобытных их особенностей общего уклада жизни, вместо того чтобы постоянно муссировать вопрос о предстоящем сокращении 200 единиц вузов на территории современной России ("Правда". 5 — 8 сентября 2008 г.). Это будет действенным противовесом односторонней унификации самостоятельных типов и систем этнокультурных разнообразий.
Алгоритм синтеза в вузовском образовании
Вузовское образование на нынешнем этапе развития находится на перепутье: или идти проторенным путем без особых изменений, или в корне менять систему образовательного процесса. Речь идет о принципиальных подходах управленческой структуры, организационных и технологических сторон действенной реализации разработанных концепций.
Сегодня подвижники и патриоты России предлагают совершить Второе культурное преображение современного общества. А это означает, по существу, путь коренного переустройства на началах подъема общей культуры и образованности населения. Тот же Константин Петров сформулировал парадигму коренного обновления. Он предлагает новый вектор самосовершенствования образовательной системы, а именно на весьма перспективном мировоззренческом уровне нового духовного подъема. Он буквально говорит следующим образом: "Перевести систему образования с кодирующей педагогики на методологическую. Это необходимо потому, что в новых информационных условиях прикладная фактология меняется несколько раз в течение жизни одного поколения.
В результате этого на первое место выходит необходимость непрерывного самостоятельного освоения все новых и новых знаний, а потому методология освоения нового знания должна быть доступна всем.
С этих позиций необходимо пересмотреть весь учебный и воспитательный процесс, все учебные программы и учебники в средних и высших школах, в техникумах и профессионально-технических училищах, а также методические пособия в дошкольных образовательных учреждениях.
Сегодня в системе образования нет методологии нового знания и потому идет увеличение сроков времени, необходимых для программирования психики детей за счет наращивания объема фактологии знания".
По существу, все самостоятельно мыслящие педагоги давно пришли к таким заключениям. Но Константин Петров более емко и четко сформулировал новую концептуальную установку по совершенствованию нынешней образовательной системы.
Даже студенты-первокурсники наших дней живо истолковывают и осмысливают факты, процессы и явления не только исторического прошлого, но и современных реалий. Надо в большей степени обучать студентов новой методологии, умению мыслить, помочь им найти свой собственный подход познания, свой путь преодоления возникающих трудностей, свой путь постижения искомой истины, а не зубрить определенный объем навязываемой информации.
Когда речь идет о методологии освоения новых знаний о природе в целом и человеческом обществе в частности, по существу она сводится к слиянию двух мировоззренческих начал: науки и образования. Без эксперимента, анализа, научных обобщений сегодняшняя система вузовского образования не может обойтись в своем преобразовательном движении. А наука всегда есть поиск истины и оформления своего отношения к происходящему процессу.
Мы должны учить студентов двум необходимым парадигмам: во-первых, "стать человеком", то есть преобразовывать и перевоспитывать себя; во-вторых, учиться думать, думать и еще раз думать, то есть стать и быть человеком мыслящим.
Мы скорее всего не должны ограничиваться передачей соответствующих информаций, а должны постараться сообща разрабатывать общие подходы и принципы подбора фактов, процессов и явлений для аналитического рассуждения и рациональных умозаключений.
Только человека ищущего, творчески думающего, аналитически мыслящего и активно действующего можно считать состоявшейся личностью. К этому все мы должны стремиться едино, иначе из рядов вузовских образовательных систем выйдут биороботы или просто зомбированные люди.
Мы должны принять новую концепцию обновления мира, в том числе самого человека. Главное — "Человек должен вырваться из плена животных инстинктов и пут роботизации", освоить новую логику социального поведения на началах обновленных духовных ценностей, то есть быть самостоятельно думающим, жить по совести, быть нравственным и быть носителем положительных начал всего жизнеустройства общества.
Все это говорит о нарастающем влиянии науки со всеми атрибутами поиска истины в текущем образовательном процессе. Другого пути нет, если мы хотим формировать, прежде всего, личностную сущность современного студента.
А этот процесс может успешно продвинуться, если подрастающий молодой человек имеет при себе социальную базовую основу, генетическую исходность от основ своей собственной культуры. "Человек — семья — род — народ" составляют общую линию поведения самодостаточности человека, указывают ему общий путь естественного выхода на уровень общечеловеческих ценностей.
Перепрыгивать нельзя, ибо теряется системная связь поколений, создается рваный ритм общего движения. Отсюда еще раз возникает логика алгоритма синтеза науки и образования на базе национальных и общечеловеческих ценностей.
Заключение
Вузовская система образования должна быть мыслящей, ищущей и творчески устремленной. И самое главное — опережающей. Не идти в ногу со временем, а идти с опережением, хотя бы на 3 — 5 лет.
Иначе — топтание на месте и безнадежное отставание.
Слишком выпячивать объем передаваемых знаний не стоит, ибо в конечном счете определяющим является использование их в позитивном процессе социокультурной динамики.
Образовательный процесс должен отвечать коренным интересам народа, благополучия всех систем общегосударственных образований. Высшая образовательная структура со всеми своими атрибутами должна способствовать осуществлению принципа "Твори и созидай", а не "Разделяй и властвуй".
Поднять дух и духовную сущность человека и сообщества в целом, дать мощный толчок началам и силам Добра, чтобы повсеместно не дать разрастись зловредным поступкам и происшествиям. Иначе тупиковый конец со всеми вытекающими последствиями.
Мы всей своей сущностью и существом своим должны внести в общеобразовательную ткань живого организма "Квадратуру Круга (Жизни)": Разум — Волю — Добро — Красоту, где приоритеты в зависимости от видоизменения ситуаций могут менять свое месторасположение. Такова логика социальной сути нового подъема духовности.
Ксенофонт УТКИН,
доктор философских наук
профессор, академик,
член Якутского рескома КПРФ.
г.Якутск.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме