21:45 24.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Алексей Багаряков: Нас не устроил отчет Центрального Банка России. Мы не поддерживаем кандидатуру Игнатьева на должность Председателя ЦБ РФ

На пленарном заседании Госдумы 24 июня 2009 г. позицию фракции КПРФ по вопросам финансово-экономического блока озвучил депутат Госдумы от Алтайского края Алексей Багаряков.

Багаряков Алексей Владимирович

 

Алексей Багаряков выступил по двум вопросам: "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2008 год" и "О назначении Игнатьева Сергея Михайловича на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации". Алексей Багаряков дал жесткую оценку деятельности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, указав на ряд нерешенных проблем и присутствие серьезных, непростительных ошибок в политике проводимой руководством Банка России:

- Уважаемые коллеги! На Центральный банк возложены важнейшие экономические функции. Обладая столь широкими полномочиями, Банк России оказывает огромное влияние на всю российскую экономику. Сергей Михайлович Игнатьев является председателем Центрального банка с 2002 года. За это время было многое сделано для укрепления банковской системы и повышения доверия со стороны вкладчиков банков. Была создана система страхования вкладов, которая показала свою эффективность с началом экономического кризиса. Проведена модернизация инфраструктуры платежной системы.

Осенью 2008 года с большим трудом удалось предотвратить крах банковской системы, в том числе путем снижения нормативов обязательных резервов и введения беззалоговых кредитов. К сожалению, ЦБ не смог удержать рубль от обвала и провел очередную в истории нашей страны девальвацию.

Однако есть и очень важные нерешенные проблемы в деятельности Центрального банка, многие из которых были выявлены начавшимся экономическим кризисом, а часть – сегодняшней политикой ЦБ. Перечислю важнейшие из них.

1. Уровень инфляции.

Это одна из основных задач, контроль над которой возложен на Банк России. ЦБ ежегодно публикует свой прогноз инфляции и ежегодно предсказывает ее снижение. Тем не менее, если в 2006 году по официальной статистике инфляция составила 9%, то в 2007 – 12%, а в 2008 – 13,5%. По нашим прогнозам инфляция в 2009 году составит более 14 %. Для сравнения, в США и ЕС инфляция в последние годы не превышала 2-4%, а в настоящее время вообще наблюдается дефляция (отрицательная инфляция).

Под предлогом рисков роста инфляции Центробанк совместно с Минфином многие годы выступали против инвестирования золотовалютных резервов в экономику страны, размещая их в экономиках стран – наших конкурентов. Сегодня очевидна ошибочность такой политики. Инфляция все равно росла год за годом, а задача по диверсификации экономики, важность которой неоднократно подчеркивал Президент РФ, не выполнялась. Время, столь благоприятное для инвестирования, было безвозвратно упущено.

Наше мнение: учитывая то, что методы, которыми Центробанк добивается снижения инфляции, не оправдали себя, следует диверсифицировать вложение наших золотовалютных резервов и инвестировать часть валютных резервов страны в отечественную экономику для финансирования национальных инфраструктурных проектов, тем более, что сегодня цена на многие технологии сильно упала и момент для инвестиций очень благоприятный.

2. Плавная девальвация не принесла ощутимых выгод, зато оказалась очень дорогостоящей.

По различным оценкам, на проведение этой процедуры было потрачено до 200 млрд. долларов, это 6,0 триллионов рублей. Тем не менее, эти меры не спасли наш рубль от обвала. Более того, не было достаточного контроля над банками, которые занимались валютными спекуляциями, зарабатывая сверхприбыли, ведь сам ЦБ установил ориентиры, до которых будет снижаться курс рубля, и спекулянты, конечно же, этим воспользовались.

Действительно, в то время решения надо было принимать очень быстро. Другие страны действовали иначе, например, Белоруссия и Казахстан в подобной ситуации обошлись разовой девальвацией на 20-25%, сохранив так нужные сейчас резервы, и добились таких же результатов в плане ослабления национальной валюты.

В результате так называемой плавной девальвации, большинство наших граждан стали ещё беднее, и лишь немногие смогли сохранить свои сбережения, постепенно переведя их в валюту, и за все это государство заплатило 200 млрд. долларов.

На наш взгляд, этой сумме можно было бы найти более разумное применение.

3. Кризис выявил несовершенство механизмов контроля ЦБ за кредитными организациями.

С началом кризиса были проведены десятки санаций банков, в том числе, и самим ЦБ. Стоимость процедуры санации многих банков оказались фантастически дорогой. Особенно показательны примеры санации банков ВЕФК, Связьбанк, ГЛОБЭКС и др. Несмотря на ежедневную отчетность банков перед ЦБ, в ряде случаев в процессе санации оказывалось, что капитал у банков фактически отсутствовал (Связьбанк). Рыночная стоимость активов многих банков оказалась многократно ниже балансовой, что порождает сомнения в качестве надзора, который осуществляет ЦБ за банковской системой. Кроме того, кризис наглядно показал, что государственные банки находятся в привилегированном положении, а контроль за их действиями со стороны ЦБ менее жесткий. Пример тому ВТБ, создавший за государственный счёт дорогую игрушку под названием ВТБ-Капитал с дорогими менеджерами и красивой легендой, через которую сегодня совершается значительное количество, на наш взгляд, необоснованных приобретений, замечу все это за наш с вами счёт.

На наш взгляд, ЦБ следует обратить особое внимание на качество надзора, необходимо принимать меры для повышения финансовой прозрачности. Одной из таких мер, на наш взгляд, должны быть регулярные стресс-тесты банков. Информация о них должна быть открытой, как это происходит в других странах.

4. Размещение золотовалютных резервов (ЗВР).

Подтвердились опасения, что Россия фактически кредитует американскую экономику, причем почти бесплатно. В 2006-2008 гг. наибольший объем вложений Банка России был в обязательствах американских ипотечных агентств, от которых ЦБ избавился только в 2009 году, но взамен были куплены государственные облигации США на еще большую сумму – порядка 140 млрд. долларов. И это притом, что доходность по таким бумагам в последние месяцы измеряется долями процента!

Нам представляется куда более разумным подходом диверсификация резервов за счет покупки золота, серебра, прочих драгоценных металлов, а также вложений в активы развивающихся стран, в первую очередь, Китая, Индии и Бразилии. Нужно налаживать взаимодействие с этими странами и уходить от долларовой зависимости.

Помимо красивых заявлений нужны понятные действия по превращению рубля в региональную резервную валюту. Президент Медведев неоднократно говорил о необходимости такого шага, однако каждый раз, когда на международных встречах и саммитах поднимается эта тема, решение вопроса откладывается на неопределенный срок.     

В пример можно привести Германию, которая в XX веке дважды переживала гиперинфляцию – в 23 году и в 46-47гг., в то время зарплаты выплачивались дважды в день, чтоб граждане смогли хотя бы что-то купить в период ежедневного роста цен. А всего спустя 10 лет они добились того, что дойчмарка стала одной из самых надёжных и стабильных мировых валют.

А ведь Германия была морально деморализована поражением во Второй Мировой войне, промышленность и экономика фактически разрушены, но тем не менее грамотная и чёткая монетарная политика властей привела к фантастическим результатам.

Мы же уже 15 лет пытаемся сделать что-то подобное, замечу, в совершенно других, более комфортных условиях, а в последние годы в очень благоприятных условиях, но тем не менее топчемся на месте

5. Задача по кредитованию реального сектора экономики провалена.

Это ещё одна не решённая на сегодня проблема. Государство выделило почти триллион рублей банкам в 2008 году, однако, вопреки заверениям банкиров, деньги до предприятий практически не дошли.

В то же время многие банки начали все активнее привлекать средства населения, обещая уже 20-21% годовых, что приводит к еще большему удорожанию кредитов и создает риски для банковской системы. ЦБ решительных мер в отношение нарушителей не принимает. В итоге риски банкротства таких банков ложатся на плечи их вкладчиков, наших граждан и государства.

На наш взгляд, руководство Центрального банка России должно обратить самое серьезное внимание на проблему кредитования реального сектора, ограничить возможность спекуляций банков на валютном и финансовом рынках введением ограничений. Надо применять серьезные санкции в отношении нарушителей, независимо от их статуса и близости к власти, в противном случае кризис в стране рискует затянуться на долгие годы. Задача преодоления экономического спада должна быть одной из главных.

Учитывая то, что фракция КПРФ считает курс, проводимый экономическим блоком Правительства, не соответствующим интересам страны, нас не удовлетворяет отчет о деятельности ЦБ, считаем его не объективным и не поддерживаем кандидатуру С.М. Игнатьева на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации".





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме