02:15 02.05.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Александр Аниканов: в период кризиса муниципалететы будут сдавать экзамен на хозяйственную зрелость

Заместитель председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, член фракции КПРФ Александр Аниканов в интервью газете «Наше Красково» делится о проблемах реформы местного самоуправления и последствий кризиса на экономику региона.

    -По всей стране проходят акции протеста, пикет ожидается и у нас.Александр Николаевич, а как связан пикет с экономическим положением именно в Красково?

    -Как принято говорить - ничего личного. Напротив, часто бывая в Красково и Коренево по депутатским делам и в своей приемной, могу отметить, насколько разительные позитивные перемены произошли здесь буквально за три последних года.

    Это не просто видимость. Известно, какой бюджет утвердили депутаты по результатам 2008 года. Постоянный анализ происходящего в поселении дает наша партийная организация. Она одна из лучших в области, в которой заключен сплав опытных ветеранов, которые вступили в партию еще в годы войны, людей среднего возраста, научной интеллигенции и молодых коммунистов.

    Среди них депутат Н.Р. Андреев, который руководит финансовой комиссией Совета депутатов и институтом крахмалопродуктов, В.Н Зейрук - заведующий отделом института картофельного хозяйства, мой помощник В.А. Вызов, секретарь партийной организации Б.А. Чулков.

    Пикет не направлен против деятельности местной администрации, мероприятие призвано :юострить внимание и правительства, и наших жителей на ожидаемых проблемах кризисного периода, в который потребуется серьезная поддержка не защищенной части наших жителей.

    Резкое снижение доходов бюджета осенью прошлого года совпало с трудностями по привлечению средств на фондовом рынке. Кроме того, необходимо было гасить кредиты и займы. При обсуждении и принятии Закона о бюджете Московской области на 2009 год мы исходили из необходимости обеспечить в первоочередном порядке финансирование из бюджета Московской области расходов на предоставление мер социальной поддержки незащищенным категориям граждан, на выплату заработной платы, стипендий, расходов по погашению государственного долга Московской области.

    Этот принцип, в результате внесенных поправок, был внесен в текст Закона о бюджете. Также был проведен анализ эффективности расходов.

    К сожалению, пришлось отказаться от многих планов. Выбор был непростым. Сокращались расходы на строительство и капитальный ремонт, ЛПК, материально-техническое обеспечение, страхование, проведение научно-исследовательских работ и многое другое. Чтобы не допустить перебоев в социальных выплатах, пришлось отказаться и от планируемого роста заработной платы государственным служащим. Были резко сокращены планируемые расходы бюджета на содержание органов государственной власти Московской области, на улучшение жилищных условий служащих. Расходы бюджета были уменьшены на 26 млрд. руб. или, примерно, на 8 %.

    По мере развития ситуации стало ясно, что и этих сокращений мало! В декабре и в феврале в Закон о бюджете были внесены изменения. И вновь бюджет корректировался в сторону уменьшения, как доходов, так и расходов. В результате в Законе о бюджете на 2009 год расходы составляют 288,3 млрд. руб. (89 % от запланированных проектом закона о бюджете). В марте Правительство РФ выделило Московской области бюджетные кредиты в размере 5,5 млрд. руб.

    В дальнейшем планируется выделить еще 2 млрд. руб. Условия предоставления таких кредитов намного выгоднее, чем предлагаемые коммерческими банками (процентная ставка -3,25%).

    Сегодня общими усилиями мы добились того, что областной бюджет остается социально направленным. Теперь главная задача - обеспечить выплаты заработной платы бюджетникам и, соответственно, социально незащищенным категориям. Это остается основным приоритетом. И хочу повториться, что уровень этой защищенности будет ничуть не меньше, чем в прошлом году.

    -Если учесть темпы роста цен и тарифов, то по доходам конкретного человека и семьи, он будет ниже, где-то на треть.

    - Официальная статистика ориентируется на другие цифры.

    Мы все получили жировки, и видим насколько у нас подорожал газ, электроэнергия. Но это планируемый рост тарифов. Ситуация достаточно непростая, и всем уровням власти надо стремиться к тому, чтобы удерживать ее под контролем, проявляя особую за боту о социально незащищенных слоях населения и бюджетниках. Надо подчеркнуть, что Московская область выгодно отличается от других регионов. Хотя нашим избирателям и жителям от этого не легче. Прелести кризиса мы уже успели ощутить на себе. Расходы социального характера по-прежнему составляют основную долю - 56.5% в расходах бюджета, или 163 млрд. руб., из них 104 млрд. руб. поступают из бюджета напрямую, а 59 млрд. руб. - в виде помощи на осуществление расходов в социальной сфере муниципальным образованиям Московской области. Сегодня, благодаря принятым мерам, ситуация с исполнением бюджета стабильна. Все расходы финансируются своевременно и в полном объеме.

    -А насколько серьезно сегодня может определить защиту социально незащищенных слоев власть на уровне муниципального образования городского поселения? Составить список особо нуждающихся и выдавать продовольственные наборы, или...?

    - Сегодня администрации муниципальных образований оказались в достаточно серьезной ситуации. И в период кризиса они будут сдавать экзамен, прежде всего, на хозяйственную зрелость.

    Дело в том, что лишних денег сегодня нет ни у кого. Но действуют нормативы, по которым идет финансирование того или иного муниципального образования, в зависимости от численности его жителей.

    Для некоторых образований, по-прежнему, предусмотрены дотации из федерального бюджета, в том числе, наукоградам. На уровне муниципальных образований, таких как Красково или Томилино. Многое, если не все, будет зависеть от того, как ведется городское хозяйство, в каком состоянии котельные, коммуникации.

    Недавно губернатор области собирал совещание Глав муниципальных образований, и на этой проблеме сделал серьезный акцент. Отмечалось также, что должна быть использована любая возможность для пополнения бюджета как областного, так и поселений. Для этих целей в самое ближайшее время предстоит сделать ревизию того имущества и того хозяйства, которое имеется в распоряжении. Вы знаете - один из основных источников пополнения бюджета это, безусловно, налог на землю, которую можно как продать, так и сдать в аренду. Не буду останавливаться на этом подробно, потому что на местах возможности знают не хуже меня.

    От эффективности управления таким, порой совсем немалым, потенциалом, как земля, помещения и другим имуществом, которое находится в муниципальной собственности, зависят и возможности каждого поселения. Самый простой путь - взять и распродать собственность. Сегодня деньги получили - резко увеличилась доходная часть бюджета, можно отчитываться в победах. Но хороший хозяин всегда станет смотреть в будущее. Плюс ко всему, у разных поселений и разные возможности. И у большинства из них доходная часть одна - это земля. Опять же, земля - земле рознь. В ближайшем Подмосковье на нее высокая цена, и совсем другая - в удаленных районах, где стоимость земли и спрос на нее совсем другие. Серьезный вопрос - поддержка малого бизнеса.

    - Каждое городское поселение - это как отдельная семья, которая живет и развивается в своих условиях. Хорошо, если в этой семье 30% населения занимаются предпринимательством, и каждый из бизнесменов, создавая рабочие места, помогает своим сотрудникам еще и содержать, как минимум, по 3 члена семьи. Но как бы не развивалось малое предпринимательство в городском поселении Красково, для наполнения местного бюджета это мало что решает…

    - Я бы не сказал. Можно изменить условия работы бизнеса. Например, заработную плату выдавать не в конвертах, а по ведомости. Это не только налоговые перечисления в бюджет, но еще и социальная защищенность работников, его пенсия в будущем. А когда эти зарплаты серые... Порой смотришь среднюю зарплату в муниципальном образовании и диву даешься -как люди могут на эти средства жить и, вообще, почему работают за эти деньги? Ответ лежит на поверхности - в зарплате есть вторая часть. Значит, надо избавляться от серых схем. Потому что убыток при выплатах в конвертах - это убыток в квадрате.

    - Этот вопрос с большой-большой бородой.

    - Не согласен. Сегодня для его решения сделано многое. Если взять средний показатель заработной платы по Московской области, то она не ниже 25 000 рублей. Я еще держу в запасе, что реально она все равно больше. А губернатор поставил задачу, чтобы средняя зарплата была не ниже 30 000 рублей. Работа в этом направлении ведется огромная.

    - Между реализацией областных программ и уровнем их осуществления в городском поселении есть такая маленькая прослоечка, как район, через который ведется финансирование программ.

    -Скорее всего, на период кризиса эта проблема отойдет сама собой. Финансовое положение таково, что областных программ почти не осталось. Если раньше они формировались и, главное, контролировались законодательной ветвью власти, то теперь и разработка и контроль переданы на откуп правительству. С одной стороны для такого решения есть вполне объективные причины - нехватка средств на все про все. А на этом фоне важно правильно расставить приоритеты. С другой стороны - не учитывается мнение избирателей через своих депутатов. А ведь очень важно, что люди хотят для себя - пекарню, дороги или детский сад. Это же касается и федеральных программ... Что скрывать, при финансировании любой программы у денег настолько длинный путь, что от контроля за расходованием порой впрямую зависит сам итог реализации программы.

    -А на уровне нашего городского поселения, расход средств строго контролируется Советом депутатов.

    -Это правильно. Но сам этот процесс зависит еще и от человека. У вас, я знаю, возглавляет финансовую комиссию опытный руководитель, депутат Андреев. Но есть еще и такой важный орган, как Министерство финансов области, где работают серьезные специалисты, которые досконально все просчитывают и проверяют. За расходованием средств следит контрольно-счетная палата. Так что, контролировать обоснованность расходов есть кому. Мы сегодня говорим о важности правильно выбранных приоритетов самих статей расходов. А определять эти приоритеты от имени избирателей как раз и должны депутаты. И здесь мало решить, куда в первую очередь следует потратить деньги, они еще должны быть предусмотрены в бюджете.

    Сам же бюджет - это очень серьезный документ и, не дай бог, допустить нецелевое расходование средств, за такое нарушение для главы предусмотрена уголовная ответственность по статье "Нецелевое использование бюджетных средств". В регионе прошла муниципальная реформа, после завершения которой, вместо 76 образований, появилось 378. И в каждом из них должны быть люди, которые что-то понимают в вопросах ЖКХ, транспорта, а главное, специалисты, которые бы знали, что такое бюджет, как его формировать и исполнять. Сегодня остро стоит вопрос наличия в муниципальных образованиях квалифицированных кадров.

    Вот почему многие поселения передали полномочия по формированию бюджета на уровень района. Я знаю, что городское поселение Красково не входит в это число, но есть слабые поселения, которым само исполнение бюджета не под силу. Я уж не говорю о тех показателях – 230 %, которые достигли у вас.

    - Понятно. Тяжелые времена. Но вот вопрос - муниципальное образование городское поселение Красково по цифрам в прошлом году сработало здорово. По ситуации, которая видна - тоже неплохо -детские спортивные площадки, скверы налицо.

    - Я часто бываю в городском поселении, и позитивные перемены видны не вооруженным взглядом. Итак, есть поселки, где работает команда, которая в состоянии вести хорошо хозяйственные дела, и есть другие - где не могут и еще не скоро смогут. С 1 января 2009 года, когда закон вступил в полную силу, на ваш муниципальный уровень переданы, практически, все полномочия. Это большой перечень. Причем 131-й ФЗ вступил в силу по всей стране. Но самое печальное в том, что к этому все равно не готовы.

    - Кто не готов? Муниципалитеты районного уровня или поселковые образования?

    - Я опять же не имею в виду Красково, городские округа, зато сельские поселения, в своем большинстве, не готовы. Раньше там были председатель и бухгалтер и все. Они решали простую задачу, как не пропить, а потратить средства на дело.

    Теперь уровень и значимость задач выросли, их надо решать по-другому. Перечислили вам средства по нормативам, а остальное должны заработать, сами, правильно хозяйствуя.

    - Недавно в городском поселении Красково на Совете депутатов утвердили отчет администрации по исполнению бюджета за 2008 год. Для специалиста он как открытая книга, а для простого избирателя, того самого, за которого мы боремся, когда приходит время это сложная арифметика.

    - Цифры - это для руководителей. А для избирателя - важнее информация, которую он получит на открытых слушаниях. Там каждый житель может сравнить список того, что обещано -с реально выполненным. Хотя, в перечне запланированных мероприятий часто значится и такое неблагодарное дело, как ремонт сетей -водопровода, теплотрассы. Ремонтировать трубы, которые лежат в земле, самая неблагодарная работа, трудоемкая. Она затратная, а результат виден только лишь в бесперебойной работе системы. При этом, всем прекрасно известно насколько изношены эти системы.

    Чтобы тратить на них средства нужно обладать не только хозяйственной, но и политической зрелостью. Избиратели на открытых слушаниях, почти всегда, задают вопрос: "А что вы сделали? Перекопали все вокруг, а я месяц без горячей воды..." Хороший хозяин, прежде чем построить дом заложит хороший и крепкий фундамент. Реальный и сильный руководитель муниципального уровня, в первую очередь, займется инженерными сетями.

    Но объяснить жителям саму необходимость, а тем более, наглядно ее продемонстрировать чрезвычайно сложно.

    - И что же делать? При скудном бюджете фейерверки не устроишь, денег, дай бог, хватит на ремонт труб, хорошо, если выборы позади...

    - Популярность газеты у вас в городском поселении стала притчей во языце, особенно, после выборов.

    Из 3 предложений от редакторов районных газет и вашей, вам я даю интервью первым. Знаю, что его обязательно прочтут все 10 000 жителей.

    Газета - это незаменимая информационная площадка, на базе которой можно вести постоянный диалог с жителями. Объяснять людям что делается, почему и зачем, Сколько это стоит, и какую долю в общих расходах займет.

    Прежде чем начать копать, руководителю стро¬ительной службы, при такой газете как в Красково, достаточно сообщить: "Уважаемые жители Красково, извините за неудобства. Мы по таким-то адресам в такое-то время будем вести работы, потому что подготовку к зиме надо начинать не в сентябре, а еще весной, и т. д. Адреса выбраны по тем-то и тем-то причинам. На ремонт будут затрачены такие-то и такие-то средства". Такие разъяснения необходимы еще по социальным программам - детские сады, школы. А сам диалог надо вести постоянно. Роль такой газеты, как ваша многократно вырастет в период кризиса. Когда все знают, что плохо, но только единицы ведают, что нужно сделать для того, чтобы было легче. И через газету они смогут обратиться к большинству. Чтобы предложить и посоветоваться, как правильно потратить деньги. И если люди будут знать перспективу, понимать что происходит рядом, и верить, несмотря на трудности местной власти, шансы пережить кризис возрастают.

    - А что перспективы совсем не радужные?

    - Сейчас в области идет уточнение расходной части бюджета. Первый квартал самый сложный в любом году. С одной стороны, он закрывает долги предыдущего, с другой - показывает, какие доходы есть в бюджете. Пока прогнозы не самые страшные. Доходная часть первого квартала не намного ниже предыдущего. А 2008 год был самым благополучным для страны. Помните, стоимость барреля нефти поднималась до 150 долларов, это был настоящий нефтяной дождь. Он резко иссяк, а чудес в экономике не бывает. Федеральный бюджет, от которого мы все зависим, формировался из доходов от продажи сырья, на которое мировые цены как раз и рухнули. Падает покупательная способность населения, и снижаются доходы от крупных торговых центров. Сейчас все сравнивают прогнозируемые и реальные показатели, скоро будет ясно, насколько можно уменьшить или увеличить расходную часть.

    -Александр Николаевич, вы сказали, что в период кризиса главы муниципальных образований будут держать экзамен и на хозяйственную, и на политическую зре¬лость. И, если на каком-то этапе, глава не выдержит экзамена, а за ним жители, что тогда.

    - Надо отдать должное и правительству области, и губернатору, за положением на муниципальном уровне ведется достаточно жесткий контроль, особенно за финансово-хозяйственной деятельностью.

    Помимо проверки исполнения бюджета ведется оценка деятельности главы по другим показателям. Например, письма и обращения жителей. Это тоже протестные действия, и они отслеживаются, ведется самый тщательный анализ таких писем. Соответственно, и внимание. Я больше, чем уверен, что и сегодня в правительстве прекрасно знают, где какая ситуация на местах сложилась.

    Ваши выступления в газете тоже не остаются без внимания. В министерстве по печати очень внимательно отслеживают и выделяют наиболее грамотные и наиболее талантливые статьи и издания, такие как ваша газета, они тоже закладываются в банк аналитической информации. Мало того, осень пора выборов. Весной они прошли более чем в 25 образованиях, а осенью пройдут в 353. Ситуация отслеживается через кураторов, по партийным линиям.

    - В таких условиях поселковой газете, когда она содержится и средствами, и волей местного главы, остается выписывать на своих страницах пасторальную картину потемкинской деревни. А иначе...

    - Это напрасно, реальный срез технического и экономического состояния на местах легко просчитывается и без газеты. Тем более, что немногие издания публикуют на своих страницах серьезные экономические или аналитические статьи.

    А проблемы надо решать сообща. Так на одной из наших последних встреч с жителями был поставлен вопрос об улучшении организации перевозки пассажиров пригородных электропоездов на остановочном пункте Коренёво. Как по графику движения, так и о приведении платформы в соответствие с требованиями безопасности, ремонт выходов с платформы требует первоочередного решения. Будем этого добиваться 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме