14:30 11.02.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
А.В. Потапов: Олигархи сделали себе подарочек, выставив на торги государственную долю аэропорта «Внуково»
2014-02-11 13:47
Пресс-служба ЦК КПРФ
11 февраля на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил А.В. Потапов.
- Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, 5 января в разгар каникул на сайте правительства была обнародована прошлогодняя информация, мы узнали какой новогодний подарок сделало себе и приближённым олигархам правительство.
Оказывается, распоряжением Дмитрия Медведева от 30 декабря под ёлочку был положен «подарок» в виде приватизации государственных долей аэропорта "Внуково" - одно из ключевых аэропортов московского авиаузла.
Главным распорядителем подарка была назначена брокерская компания "Ренессанс-брокер", аффилированная с группой "ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова.
Неужели в очередной раз правительство собирается забрать у граждан остатки общественного достояния, созданного за годы советской власти?
Сейчас государство еще является собственником 75 процентов акций ОАО "Аэропорт "Внуково", а также порядка 25 процентов акций плюс 1 акция "Международный аэропорт "Внуково", остальные принадлежат частным компаниям ОАО "Внуково-инвест" и ОАО "Авиационная нефтяная компания", конечными бенефициарами которых называют Виталия Ванцева и его партнеров. Но их имена и их доли достоверно неизвестны.
Господин Ванцев в середине 90-х годов продвинулся в сфере нефтеперерабатывающего бизнеса, поставок авиационного топлива, а позже по мере роста финансового влияния им было создано ОАО "Внуково-инвест", которое и стало врастать в аэропортовый бизнес. И тут государство стало приватизировать Внуковский аэропорт.
На первом этапе в 1998 году оно оставило у себя 60 процентов акций, а остальные распределились между 5 тысячами работниками и членами трудового коллектива. И вот после этого прямо в аэропорту тогда была открыта касса по скупке акций. ОАО "Внуково-инвест" скупило тогда у трудового коллектива 36 процентов акций и приблизилось к возможности контроля над аэропортом.
Затем ими же с взятием в аренду на 50 лет нового участка земли и при поддержке Правительства Москвы при Лужкове в виде 25-процентного участия было создано ОАО "Международный аэропорт "Внуково" и построен новый терминал.
Сегодня аэровокзальный комплекс в аэропорту "Внуково" по площади крупнейший в стране, сейчас после завершения второго этапа приватизации государство полностью выйдет из уставных капиталов акционерных обществ, кто же завтра получит полный контроль над аэропортом? Усилит ли своё влияние группа Иванцева или произойдёт передел собственности и аэропорт возглавит новая олигархическая структура, пока вопрос. Может быть, поэтому подписанное распоряжение тогда происходило в обстановке такой секретности? Почему, например, в качестве посредника, так сказать, свахи, была выбрана определенная компания? Известно, что в России такой выбор может отражать очередную вариацию соотношения сил в окружении президента и правительства, а также экономические официальные и неофициальные интересы и политические обязательства.
Смотрите, борьба за место посредника по "Внуково" началась ещё в 2010 году. Тогда председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение, взмахом авторучки определившее состав возможных участников продажи приватизируемого имущества. Среди них были и банк "ВТБ Капитал", и "Дойче Банк", и "Морган Стенли банк" и десяток претендентов. Состав этой команды приватизаторов представляет самостоятельный интерес для анализа, но не кажется ли вам, что формирование такого списка уже противоречило действовавшему тогда федеральному закону от 21.07.2005, так как существенно ограничивало конкуренцию при выборе организатора продаж приватизированного имущества.
Следующий шаг делает Минэкономразвития. Осенью 2013 год мэр начинает работу по отбору юридических лиц для проработки подходов и организации от имени Российской Федерации отчуждения пакетов акций ОАО "Аэропорт "Внуково" и "Международный аэропорт "Внуково". Вызывает сомнение, что этот порядок отбора согласуется с вышеупомянутым ФЗ. Как отмечается в справке к распоряжению, ОАО "Ренессанс Брокер" отобрано в соответствии с порядком, утверждённым Минэкономразвития и исходя из опыта организации и критерия наименьшего размера вознаграждения за организацию продаж.
Но не получится ли так, что минимальные премиальные за продажу будут сопровождаться откатами и занижением стоимости продажи? И как будет учтено законодательство? В опубликованных официальных документах отсутствуют принципиальные условия продажи и критерии выбора покупателя. Неужели Минэкономразвития при поддержке правительства пошло на грубейшие нарушения законодательства, которые само и разрабатывало? За существенно меньшие нарушения, вы знаете, бывший глава Правительства Украины госпожа Тимошенко, который год отбывает срок в тюрьме.
При принятии закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения госнужд я неоднократно и официально выступал с критикой проекта, вносил антикоррупционные поправки, направленные против ограничения конкуренции. С подачи Минэкономразвития эти поправки были отклонены.
Но может ли теперь высокий орган госвласти сам ограничивать конкуренцию? Так разве борются с коррупцией? Как же тогда рассматривать распоряжение премьера Медведева от 30 декабря? В нём делается попытка соблюсти законодательные нормы, но весьма странная. Как законодательная норма может подменяться распоряжением правительства? Что же получилось в итоге.
По многочисленным данным, ООО "Ренессанс Брокер" создано в 1998 году и является оффшорной дочерней компанией "Абелардо Холдингз Лтд" Кипр, принадлежащей крупному инвестиционному банку "Ренессанс Капитал". Как тут не вспомнить призывы президента о борьбе с оффшорным капиталом? До ноября 2012 года банк входил в "Ренессанс Групп", затем был выкуплен группой "ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова. Что это серьёзный карт-бланш Михаилу Прохорову при приватизации крупного и престижного государственного объекта? Жизнь покажет.
Но несомненным является факт очередной распродажи стратегического госимущества, в котором присутствует труд советских людей нескольких поколений. Ведь аэропорт был запущен ещё до войны. В годы Великой Отечественной войны во "Внуково" базировалась московская авиагруппа особого назначения. Свыше 60 лет аэропорт обслуживает рейсы воздушных судов высших должностных лиц, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в страну.
Кроме того, как известно, сейчас положение в гражданской авиации довольно тяжёлое. Притом, что объём воздушных перевозок ещё как-то наращивают, безопасность полётов падает. Используются бывшие в употреблении зарубежные лайнеры, а отечественные самолёты, не будучи востребованными по совершенно необъективным причинам, перестают производиться. Погибает и отечественный авиапром, о чём мы неоднократно говорили.
Необходимо государственное регулирование и использование воздушного пространства, а теперь осуществлять его будет ещё сложнее.
Государство не обеспечивает решение этих и многих других проблем. Именно в этот момент оно делает шаг по дальнейшему своему уходу из отрасли. Согласно прогнозному плану приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы предусматривается прекращение участия России в уставных капиталах "Международный аэропорт "Внуково" и ОАО "Аэропорт "Внуково" до 2016 года, с учётом решений президента и правительства, так это записано, в отношении стратегического развития Московского авиационного узла.
Но посмотрите, какая политика сегодня существует в отношении гражданской авиации? И как это у нас могут приниматься столь серьёзные решения без технико-экономических обоснований и их целесообразности, без подписания ответственными экспертами? Вообще такие решения должны представляться парламенту. И, в конце концов, мы скорее наблюдаем шараханье из стороны в сторону в этой ключевой отрасли.
То вносится идея объединения всех аэропортов в Московский авиаузел, то вдруг поворот на 180 градусов: приватизация сначала "Внуково", а теперь озвучивают уже идею Минтранса о продаже госсобственности и в "Домодедово", причём без конкурсной основы. Открыто говорится.
Где борьба с коррупцией? Нет никакого обоснованного плана или "дорожной карты", нет такой политики, ввиду неумелого ни государственнического, ни в интересах граждан управления, при настоящем дефиците доходной части бюджета беззастенчиво распродаётся оставшаяся стратегическая собственность, созданная всей страной.
А на словах объясняют это будущим повышением эффективности управления после продажи. Слышали насчёт эффективных менеджеров. Мы знаем, чем может оборачиваться у нас в стране такое повышение эффективности: значительно осложнится возможность для работы профсоюзов по защите интересов трудовых коллективов.
Потребитель также почувствует последствия такой эффективности на размерах стоимости билетов. Сама отрасль может разориться и погибнуть, а ведь это тоже реальный сектор, который может и должен приносить доходы государству.
Ведь государство долгие годы получало и получает часть прибыли от деятельности аэропорта "Внуково". Кому это мешало? Сегодня на судьбу гражданской авиации и её будущее надо обратить самое пристальное внимание. Хотелось бы, чтобы руководство страны поняло, насколько серьёзен этот вопрос. А так как сейчас у нас бюджет, сидящий на нефтегазовой игле, будет всё больше и больше хиреть и хиреть.
Стране будет ещё тяжелее выполнять свой долг перед социально нуждающимися категориями граждан (микрофон отключён).
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме