15:45 26.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
А.В. Багаряков: Взять на вооружение опыт Наполеона и расширить функции Счетной палаты!
26 января на заседании Госдумы выступил депутат от фракции КПРФ А.В. Багаряков по вопросу утверждения Председателя Счетной палаты Российской Федерации
Нарушителей бюджетной дисциплины – под суд!
Депутат Госдумы А.В. Багаряков считает, что необходимы более жесткие меры по борьбе с нарушителями бюджетной дисциплины. Онпривел тревожную статистику, основанную на цифрах, представленных Счетной палатой в ежегодных заключениях на отчеты Правительства об исполнении федерального бюджета. В этих заключениях Счетная палата готовит сводную таблицу выявленных нарушений в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета. Речь идет о нарушениях при осуществлении государственных закупок, о нецелевом использовании средств, о нарушении при работе с госсобственностью и многих других достаточно серьезных нарушениях.
Алексей Владимирович продемонстрировал в цифрах динамику выявленных нарушений за последние 3 года: «В 2008 году получателями бюджетных средств было допущено нарушений на сумму 96 млрд. рублей, в 2009 году – на сумму 238 млрд. рублей, в 2010 году – на сумму 484 млрд. рублей. Фактически объем нарушений удваивается каждый год». «Таким образом, кризис был использован различными ведомствами как предлог для всевозможных нарушений бюджетного процесса, включая случаи необоснованного завышения стоимости при госзакупках, не говоря уже о прямых хищениях», - считаете депутат Багаряков.
Конечно, отчасти такая динамика объясняется тем, что Счетная палата повышает эффективность своей работы, что позволяет выявлять все больше нарушений. Однако при этом общий тренд на увеличение объема нарушений все же достаточно устойчивый, что, вероятно, объясняется относительной безнаказанностью крупнейших нарушителей бюджетного процесса. По данным А.В. Багарякова, оказывается, что в 2009 году из общего объема нарушений в четверть триллиона рублей свыше 90% этой суммы относились к нарушениям, которые были засекречены. «По таким нарушениям конкретные детали в заключении Счетной палаты не раскрываются, вследствие чего допустившие их лица имеют возможность избежать огласки, что создает условия для ухода виновных лиц от заслуженной ответственности», - рассказал депутат.
В подтверждение этих опасений он привел такие данные: «По итогам 2009-2010 годов Счетная палата направила в соответствующие органы более 250 представлений, для того, чтобы они принимали решения о возбуждении уголовных дел. В итоге было возбуждено лишь 81 уголовное дело, из-за чего Счетная палата вынуждена использовать материалы контрольных мероприятий повторно для того, чтобы контролирующий орган снова их рассмотрел».
А.В. Багаряков рассказал, что в мире существует 2 основных модели работы контрольно-счетных органов – англосаксонская и наполеоновская.
Анголосаксонская модель: Счетная палата пишет представления в контролирующий орган и направляет собранные материалы в соответствующие органы, которые уже сами принимают решение о дальнейшем продвижении материалов, наказании провинившегося ведомства и возбуждении уголовного дела. Так обстоит дело у нас, и в российских условиях эти схема имеет серьезные изъяны.
Наполеоновская модель: действуюет во многих странах мира - Франции, Португалии, Испании, Италии, большинстве стран Латинской Америки, а также Бразилии, Индии и Китае. Если кратко изложить суть такой системы, то ее можно условно обозначить как Счётный суд, где есть своя финансовая прокуратура и все выявленные нарушения рассматриваются в этом суде.
По мнению А.В. Багарякова, для России внедрение наполеоновской системы означает усиления роли Счетной палаты, необходимость чего сегодня признается экспертами, придание Счетной палате права самостоятельно накладывать штрафные санкции на ведомства и привлекать конкретных лиц к административной ответственности, если иные меры воздействия малоэффективны, и для этого потребуются соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
«Учитывая ситуацию в России, которая по уровню коррупции согласно оценкам международных организаций находится на последнем месте в Европе и на 154 месте в мире из 178 стран, потеряв за год 8 позиций, и принимая во внимание последние антикоррупционные инициативы руководства страны, нужно серьёзно проанализировать такой вариант и подготовить соответствующие поправки в российской законодательство. В противном случае побороть негативную динамику нарушений будет проблематично», - считает депутат А.В. Багаряков.
Тревожная тема – это аудит деятельности государственных корпораций
Алексей Владимирович напомнил, что в декабре 2010 года Государственная Дума приняла закон, который распространил действие контрольных полномочий Счетной палаты на государственные корпорации и компании. При этом был ослаблен контроль со стороны наблюдательного совета корпораций, включающего в себя министров и иных должностных лиц, за сделками ГК объемом менее 5% стоимости их активов, что, к примеру, для Росатома составляет 65 млрд. рублей – сумма, достаточная для строительства энергоблока АЭС.
Он также напомнил, что госкорпорации получили из федерального бюджета только в виде денежного взноса свыше 1,2 трлн. рублей, а также им было передано в собственность федеральное имущество на сравнимую сумму. При этом возможности государственных органов по контролю за использованием переданных госкорпорациям средств были жестко ограничены. «В связи с чем, учитывая, что к настоящему времени эти организации проработали уже достаточно внушительный срок, сейчас наступило самое подходящее время для проведения комплексной проверки их деятельности», - считает А.В. Багаряков.
Так, госкорпорация Роснано, по словам Багарякова, получившая из бюджета в виде взноса 130 млрд. рублей, а также государственные гарантии на общую сумму 180 млрд. рублей, становится акционерным обществом и в будущем, вероятно, будет приватизироваться. При этом Роснано последовательно добивалась расширения своих прав по работе на финансовом рынке, сначала в декабре 2008 года получив статус квалифицированного инвестора, подразумевающий возможность торговать иностранными ценными бумагами и финансовыми инструментами, приобретать паи хедж-фондов и фондов рискованных инвестиций.
В сентябре 2010 года Президентом России Д. Медведевым было дано поручение Правительству, которое было истолковано общественностью как разрешение госкорпорации Роснано терять бюджетные деньги на рискованных инновациях. «Таким образом, если компания-инноватор потратила деньги из бюджета, но не достигла результата, то она может избежать ответственности. Нетрудно понять, что при таком подходе без должного контроля со стороны Счетной палаты вероятность малоэффективного использования средств и коррупционных проявлений резко возрастает», - считает А.В. Багаряков.
«Наконец, буквально в последние дни минувшего года, 29 и 30 декабря 2010 года, госкорпорация Роснано разместила на ММВБ облигации на сумму 33 млрд. рублей, что в совокупности с привлеченными ранее банковскими кредитами позволило ей задействовать весь лимит госгарантий на 2010 год – 53 млрд. рублей. К чему такая спешка со стороны Роснано, если еще осенью 2009 года проверка Контрольного управления Президента выяснила, что средства госкорпорацией осваиваются крайне медленно, причем значительная их часть уходит попросту на содержание аппарата Роснано», – Алексей Владимирович полагает, что в этом вопросе предстоит разобраться Счетной палате.
Аналогичные проверки, по мнению депутата, необходимо провести и в других госкорпорациях. «При этом особого внимания требует проверка расходования госкорпорациями средств из бюджета не только на предмет соответствия целям деятельности этих организаций, но также эффективности их использования, поскольку работающие там юристы достаточно грамотные, чтобы формально соблюсти требования законодательства, по сути их обойдя», - заключил А.В. Багаряков.
Госдуму и Счетную палату – запрячь в одну упряжку!
По мнению А.В. Багарякова, в настоящее время механизм взаимодействия Госдумы со Счетной палатой недостаточно отлажен. В качестве примера он привел Совет Федерации, в котором была создана представительная комиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, которая собирается раз в неделю, и куда приглашаются представители ведомств и организаций, в отношение которых проводятся проверки, благодаря чему сенаторы могут получить полную информацию, которую затем используют в работе при встречах с избирателями. «В нижней палате парламента взаимодействие со Счетной палатой происходит на куда более скромном уровне подкомитета при бюджетном комитете, о работе которого, в общем, мало кто слышал», - с горечью сказал А.В. Багаряков.
По его мнению, Счетной палате следует рассмотреть возможность повышения информационной открытости в своей работе. «Так, достаточно распространена практика, при которой материалы контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, не публикуются в бюллетене Счетной палаты на том основании, что материалы проходят под грифом «Для служебного пользования» и «Секретно», и нередко общественно значимые проверки удостаиваются лишь пары абзацев, - продолжил А.В. Багаряков. - При этом, как правило, публикация данных материалов с некоторой задержкой во времени не нанесла бы ущерба государству или чьим-то коммерческим интересам. Более того, в некоторых комитетах в Государственной Думе эти материалы зачастую хранятся не более года, в результате чего даже парламентарии не могут получить детальные результаты проверок».
В заключении Алексей Владимирович предложил повысить открытость в работе Счетной палате путем публикации более развернутых материалов проверок, а также снятия грифов «Для служебного пользования» через некоторое время после выхода отчета, что будет способствовать более эффективному депутатскому и общественному контролю за расходованием бюджетных средств, в результате чего у нарушителей бюджетной дисциплины будет меньше шансов остаться незамеченными и безнаказанными.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме