20:00 11.12.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

А.В. Багаряков: Проблема в том, что клановые интересы отстаиваются в ущерб приоритетам развития России

11 декабря депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков должен был выступить на пленарном заседании Государственной Думы по вопросам госкорпораций, но без каких-либо комментариев этот вопрос был снят «Единой Россией» с повестки дня. Предлагаем вашему вниманию текст подготовленного выступления

- Уважаемые коллеги.                             

В апреле 2009 года Госдума приняла закон, в соответствии с которым госкорпорация “Ростехнологии” наделялась дополнительными полномочиями в отношение вопросов формирования ее имущества. В частности, для госкорпораций устанавливались особые условия при покупке крупных пакетов акций открытых акционерных обществ.

Согласно действовавшему законодательству в случае приобретения 30 и более процентов акций открытого общества покупатель обязан в течение 35 дней направить публичную оферту владельцам остальных акций о приобретении у них соответствующих ценных бумаг. Так вот, в законе, принятом Госдумой в апреле текущего года, было оговорено, что при приобретении госкорпорациями акций открытых акционерных обществ в целях формировании имущественного взноса публичную оферту собственникам остальных акций направлять не требуется.

Несмотря на то, что данный закон был подписан Президентом 7 мая 2009 года, правило в отношении публичной оферты было распространено на все правоотношения, возникшие с 1 декабря 2008 года, то есть еще за полгода до принятия закона.

Однако еще до указанной даты, в ноябре 2008 года другая госкорпорация – “Росатом” приобрела 42,5% акций ОАО “Интер РАО ЕЭС” стоимостью 21,3 млрд. рублей. Указанный пакет акций был передан госкорпорации “Росатом” в качестве имущественного взноса для реализации задач по управлению атомной отраслью в соответствии с Указом Президента, подписанным в марте 2008 года.

Публичной оферты остальным акционерам сделано не было, поскольку на это потребовалось бы почти 30 млрд. рублей, а таких средств у госкорпорации не было. И хотя Госдума рассматривала закон, разрешающий не направлять оферту, во втором чтении в апреле 2009 года, то есть спустя почти полгода после покупки акций “Росатомом”, какой-то из комитетов, судя по всему, недоглядел, и в качестве даты вступления пункта об оферте значилось, как уже говорилось, 1 декабря 2008 года.

В результате “Росатом” оказался в сложной ситуации. Поскольку в соответствии с законом предлагаемая при обязательной оферте цена акций не может быть ниже среднерыночной или цены приобретения, то теперь, если следовать указанным правилам, госкорпорации предстоит раскошелиться на 21,5 миллиардов рублей, которые предстоит выплатить частным акционерам. Как говорилось ранее, таких денег у “Росатома” нет, поэтому они могут быть получены лишь из федерального бюджета. Сегодняшний бюджет, крайне напряженный и конечно же возможности финансировать оферту нет.

А теперь немного об  “Интер РАО ЕЭС”. Компания контролирует ряд энергетических активов в России и за рубежом, суммарная мощность входящих в его состав электростанций составляет 18 гигаватт. “Росатом”, владея в общей сложности 57% уставного капитала “Интер РАО ЕЭС”, в сложившихся условиях может голосовать только 30 %, и у меня возникают крамольные мысли, может быть не спроста определенные силы в стенах ГД стремятся не дать возможность Росатому контролировать ситуацию в компании, допускаю, что это кому то очень выгодно.

И именно для этих товарищей я напомню, что госкорпорация “Росатом” была образована в 2007 году, и на нее возложена нелегкая задача по управлению и развитию ядерного гражданского и военного комплексов страны. Хотя в последнее время государственные корпорации стало модно критиковать, хочу отметить, что “Росатом” оказался единственной госкорпорацией, к которой не возникло претензий в ходе проверки деятельности всех госкорпораций, проведенных Генпрокуратурой и Контрольным управлением Президента России.

 Уже видны результаты работы госкорпорации: впервые за много лет российская атомная промышленность приступает к серийному производству атомных станций. В следующем году запускаются блоки атомных электростанций в Индии и Иране. Достраивается Калининский блок атомной электростанции. Объем производства электроэнергии предприятиями госкорпорации в текущем году превысил плановые показатели, а также прошлогодние уровни.

Но все же кто-то пытается заставить “Росатом” платить двадцать с лишним миллиардов рублей по оферте, это можно сделать только в одном случае – устроить распродажу активов корпорации Росатом, на которые я думаю найдётся много желающих.

Несмотря на то, что решение было поддержано и комитетом по промышленности, комитетом по собственности, по бюджету и налогам, более того Правительство так же направило положительный отзыв по этому закону, несмотря на всё это, комитет по финансовому рынку высказывает своё особое мнение, якобы о том, что недопустимо менять практику адаптации законодательства Российской Федерации под конкретного хозяйствующего субъекта, хотя это уже было сделано в отношении корпорации Ростехнологии. Другими словами говорится, что недопустимо лоббировать интересы какой то отдельной структуры, даже государственной.  

Я могу привести для примера инициативы, которые поддерживал комитет по финансовому рынку и Вы можете сами сделать вывод, какова в них степень лоббизма:

- крупнейшим банкам в рамках антикризисных мер выделялись огромные суммы 500 миллиардов Сбербанку, 200 миллиардов банку ВТБ. Всё это оказалось на валютном рынке, а не в реальном секторе;

- предоставлена возможность госкорпорации “Роснано” имущественным взносом участвовать в фондовых спекуляциях в ущерб прямой деятельности, в последствии проверка, проведенная Генпрокуратурой, показала, на недопустимость подобных действий;

- закон, разрешивший крупнейшим банкам, получившим кредиты ВЭБа, на пролонгацию договоров;

- отсрочка в погашении кредитов в ВЭБ, ограниченному количеству частных компаний, на выгодных для них условиях;

- снятие ответственности с Центрального банка за непринятые меры в отношении банков, санацию которых проводил Внешэкономбанк осенью прошлого года, и которые нарушили все возможные нормативы. А речь шла о сотнях миллиардов рублей, большая часть из которых по нашему убеждению была израсходована впустую.

- Вспомните, как этим летом Комитет принял закон, разрешающий Фонду содействия развитию ЖКХ держать деньги на счетах только в тех банках, которые укажет Минфин, нарушая права всех остальных банков.

- кроме того была предпринята уж вообще вопиющая инициатива, позволяющая одной из госкорпораций заниматься официальной благотворительностью за государственный счёт, к счастью эта инициатива все же была отклонена;

Это ли не примеры явного лоббизма в интересах вполне определённых структур.

Сегодня же мы говорим о лоббировании интересов атомной промышленности, представляющей особую значимость для нашей страны. И мы считаем, что лоббирование приемлемо, когда оно отвечает национальным интересам страны.

Проблема возникает, лишь когда отстаиваются какие-либо клановые интересы в ущерб приоритетам развития России. В данном случае это, очевидно, не так, а иначе что мы будем делать, когда в стране истощатся нефтяные и газовые запасы? Вся надежда только на ядерную, и, в недалеком будущем, термоядерную энергетику. К чему ставить препоны в развитии госкорпорации, занимающееся развитием атомной отрасли? В противном случае мы поставим под угрозу энергетическую, а, возможно, и военную безопасность страны!

Принимая во внимание интересы развития атомной промышленности, наша фракция считает возможным поддержать данный законопроект для принятия в первом чтении.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме