10:45 11.10.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

А.Е. Клычков о коллегах-единороссах: «Позиция страуса - лучшая позиция в Мосгордуме»

10 октября Мосгордума рассмотрела проект федерального закона «О народном образовании», подготовленный общественной организацией «Образование для всех» и внесенный фракцией КПРФ в Госдуме. Положительный отзыв на проект представила фракция коммунистов в столичном парламенте.

Напомним, неделю назад Мосгордума рассмотрела отзыв на правительственный законопроект об образовании, положительный отзыв на который подготовили депутаты «Единой России». Коммунисты рассчитывали обсудить оба законопроекта одновременно, в качестве альтернативных, но исполнительная власть сделала все от нее зависящее, чтобы своевременно отзыв КПРФ на рассмотрение Думы не попал.

Представляя законопроект «О народном образовании», руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков подробно остановился на его принципиальных положениях и новациях.

Прежде всего, как отметил депутат, развитие отечественного образования останется лишь благим пожеланием, если нормативно не подкрепить его финансовыми гарантиями со стороны государства.

«По данным Общественной палаты, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 3,5 процента ВВП. Международный опыт показывает, что для осуществления модернизации необходимо затрачивать не менее 7 процентов. Причем многие страны, находящиеся на одном уровне развития с нами, выделяют до 10 процентов. Настоящий законопроект устанавливает ежегодное выделение на нужды образования не менее 7 процентов ВВП», - подчеркнул Андрей Клычков.

Законопроект устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и требования к ним, в частности, к содержанию основных образовательных программ, к максимальному объему учебной нагрузки, к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательных программ. «Это одна из больных тем, которые сегодня широко обсуждаются в обществе, - заметил депутат. - В настоящее время содержание образования государственным образовательным стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к ухудшению качества образования. Не предусматривает это и законопроект, внесенный Правительством РФ».

Что касается статуса педагогических работников, то, по словам Андрея Клычкова, сегодня их социальное положение «нельзя назвать даже удовлетворительным». Так, средняя зарплата педагогов составляет всего 64 процента от зарплаты в промышленных отраслях. «Я акцентирую ваше внимание, что сегодня мы рассматриваем не закон города Москвы, а федеральный закон, который затрагивает все, в том числе самые отдаленные территории, и исходит из их состояния, - подчеркнул лидер фракции. - Законопроект устанавливает, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников должен быть не меньше, чем: для учителей и воспитателей детских садов - среднего размера оплаты труда в промышленных отраслях России; для мастеров производственного обучения и педагогических работников государственных и муниципальных техникумов - полуторного среднего размера оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации; для преподавателей государственных и муниципальных вузов - не менее двух средних размеров оплаты труда в промышленных отраслях».

Кроме того, обратил внимание депутат, законопроект устанавливает ежемесячные надбавки педагогам, имеющим ученые степени.

«Необходимо отметить, что правительственный законопроект после цензуры в Министерстве финансов не содержит никаких конкретных норм в отношении заработной платы педагогических работников», - добавил коммунист.

Что касается социальных гарантий, то законопроект «О народном образовании» предлагает распространить социальные гарантии, предоставляемые федеральным гражданским служащим, на педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Законопроект также устанавливает максимальную наполняемость классов в 20 учащихся, что позволит улучшить условия труда, повысить качество школьного образования и отказаться от массовых сокращений школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными.

Кроме того, Андрей Клычков обратил внимание на вопрос стипендиального обеспечения. По его словам, законопроект приближает размеры академических стипендий к нормам советского периода, устанавливая, что размер стипендии не может быть менее 40 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в России для учащихся, осваивающих основные образовательные программы начального профессионального образования, 60 процентов - для учащихся заведений среднего профессионального образования, 80 процентов - для учащихся вузов. «Новацией законопроекта является установление социальной стипендии за счет бюджетных средств учащимся из малообеспеченных семей, из числа детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, студентам федеральных государственных вузов из числа проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ», - пояснил депутат.

Законопроект предусматривает гарантии сохранения сельской школы. Кроме того, одним из положений является расширение прав и социальных гарантий студентов вузов. Сохранение имеющихся и предоставление новых возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья также предусмотрено в проекте.

«Авторы законопроекта исходили из того, что образование является главным средством человеческого развития. С этой точки зрения свобода в образовании и равный доступ к образованию являются основой развития в обществе демократических начал: социальная свобода и равенство начинаются со школы. В соответствии с этими принципами законопроект запрещает какой-либо конкурсный отбор и какие-либо испытания при поступлении детей в дошкольные образовательные организации и в общеобразовательные школы, - отметил Андрей Клычков. - Правительственный законопроект в процессе обсуждения полностью заимствовал это положение нашего законопроекта».

Один из принципиальных моментов - установление ЕГЭ как одной из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы, предоставление права выбора таких форм выпускнику.

«Закономерно предположить, что реализация закона будет поддержана не только участниками образовательного процесса, но и гражданским обществом страны в целом», - заключил депутат.

Однако депутаты «Единой России», принявшие положительный отзыв на правительственный законопроект еще неделю назад, по всей видимости, даже не попытались вникнуть в документ, подготовленный коммунистами, не говоря уже об обсуждении путей реформирования образования и выработке конструктивных предложений для коллег в Госдуме. Глубоко проработанный законопроект «О народном образовании», над которым трудились лучшие умы российского образовательного сообщества, они обозвали популистским. И много говорили о том, что принимать отзыв смысла нет, что он ни на что не повлияет.

«Абсурдом является то, что, когда поступают проработанные законопроекты, которые содержат коренные изменения в подходах к системе образования, исполнительная власть не считает необходимым их подписывать, и законопроекты об образовании рассматриваются в разное время. А популизмом является то, что, когда говорим о модернизации, уничтожаем образование, создаем такие условия, от которых во всем мире отказываются», - заявил в заключительном слове Андрей Клычков.

По его словам, столичный парламент не имеет права устраняться от обсуждения значимых федеральных инициатив и «создавать условия, когда позиция страуса является лучшей позицией в Мосгордуме».

Как сообщил коммунист, результаты соцопросов москвичей свидетельствуют о том, что из 35 они знают всего 4 депутатов. «Не кажется ли вам, что это показатель нашей деятельности? Мы с вами не входим в федеральные процессы, считаем, что это не наша компетенция, говорим, что законопроекты являются популистскими, при этом иногда принимаем такие законопроекты, которые даже выносить на обсуждение не стоит!» - добавил коммунист.

«Мы должны находить золотую середину среди всех инициатив, которые поступают от научного, экспертного сообщества, а не подходить по партийному признаку. Закон об образовании является принципиальным, от него зависит наше будущее», - заявил Андрей Клычков.

Единороссы, как всегда, дружно нажали нужную кнопку и проголосовали против положительного отзыва на законопроект КПРФ.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме