20:00 27.02.2015 | Все новости раздела "КПРФ"
А.Д. Куликов: Мы должны ограничить иммунитет гражданина - бывшего президента России
2015-02-27 19:16
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
27 февраля на пленарном заседании Госдумы выступил депутат КПРФ А.Д. Куликов по вопросу «О внесении изменений в ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»».
Уважаемые коллеги!
Цель законопроекта: устранение противоречий отдельных норм Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» положениям Конституции Российской Федерации, общепризнанным нормам международного права и действующим нормам законодательства Российской Федерации.
При подготовке законопроекта принимались во внимание мировая практика применения отлаженного временем института конституционно-правовой ответственности главы государства, существующее правовое регулирование системы льгот и привилегий бывшим первым лицам иностранных государств.
Сегодня мы, коммунисты, в третий раз предлагаем внести ряд изменений в закон, видя в его отдельных нормах не только насилие над «справедливостью права», но и серьезную угрозу обществу, безопасности государства.
Первое. Указом президента Российской Федерации Б. Ельцина № 1687 от 29 декабря 1992 г., упразднен статус «государственные» в отношении дач и других аналогичных объектов, подчинённых федеральным исполнительным органам. Этим же указом признано неправомерным предоставление на льготных условиях указанных объектов лицам, занимающим и занимавшим ранее высокое должностное положение, а также в связи с уходом на пенсию. Указ, коллеги, не отменен, действует. Его содержание носит социально-справедливый характер и для настоящего времени. В связи с этим предлагается исключить из закона положение о предоставлении лицу, прекратившему исполнение должности президента Российской Федерации, право на пожизненное пользование государственной дачей.
Второе. Предлагается исключить (ст. 7 законопроекта) норму, дающую возможность содержать за счет средств федерального бюджета для обеспечения личных нужд лица, прекратившего исполнение должности Президента Российской Федерации, аппарат помощников, Очевидно, что содержание за счёт госказны обслуживающего персонала фактически частного лица со дня прекращения исполнения им должности главы государства Российской Федерации, аморально и противоречит принципу социальной справедливости.
Третье. Федеральный закон (статья 3) наделяет гражданина, прекратившего исполнение полномочий Президента Российской Федерации, пожизненной неприкосновенностью, беспрецедентной, не имеющей аналогов в цивилизованном мире, своего рода личной привилегией. На деле это означает введение законодателем юридической неответственности главы государства за любые прегрешения перед обществом.
Вдумайтесь, коллеги! Невозможно привлечь к уголовной ответственности гражданина - бывшего президента России за любые преступные действия, которые он совершил в период исполнения полномочий президента!
….Даже если эти действия, например, вылились в геноцид, или выразились в антиконституционном насильственном удержании власти, либо в форме государственной измены, нанеся ущерб национальной безопасности (например, разоружение России в интересах другого иностранного государства, либо сдача части территории России иностранному государству).
Невозможно привлечь к уголовной ответственности и гражданина- бывшего президента РФ, если уже в новом качестве привилегированного российского гражданина он совершит преступления, относящиеся к малой и средней тяжести, или к категории особо тяжких. Например, уклонение от уплаты налогов, или совершение ДТП, повлекшее смерть человека, или умышленное убийство, или шпионаж в интересах иностранного государства.
На наш взгляд, разделяемый экспертным сообществом крупнейших ученых, специалистов в области права, установления статьи 3 закона № 12 ФЗ противоречат Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации выделяет лишь три категории граждан, на которых распространяется неприкосновенность. Это-президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ). Лица этих категорий Конституцией не освобождаются от ответственности за совершенные ими преступления.
Конституция не предусматривает наделение неприкосновенностью гражданина РФ, прекратившего исполнение полномочий Президента Российской Федерации. В ней не закреплено наделение экс-президента РФ пожизненной личной привилегией-иммунитетом от юридической ответственности.
Об этом же говорит и Конституционный Суд Российской Федерации, четко раскрывая суть понятий «неприкосновенность», «иммунитет» в своем Постановлении от 20 февраля 1996 года № 5-П по делу о проверке конституционности положений федерального закона от 8 мая 1994 года « О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».
Распространение института неприкосновенности на лицо, переставшее занимать должность Президента Российской Федерации, не обладающее специальным статусом, противоречит и статье 6 (часть 2), статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающих для всех граждан равные обязанности, и гарантирующие равенство всех перед законом и судом.
Кроме того, запрет статьей 3 закона №12-ФЗ на привлечение к уголовной ответственности гражданина Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий Президента Российской Федерации, за большинство противоправных деяний, совершённых им как в связи с исполнением президентских полномочий, так и совершённых не в связи с президентскими полномочиями, прямо противоречит принципам законности и равенства граждан перед законом, сформулированным в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Кроме того, статья 3 закона № 12-ФЗ противоречит и ст. 52 Конституции РФ, определяющей, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений охраняются законом». Она закрывает доступ к правосудию, не обеспечивает компенсацию ущерба потерпевшим от преступлений, если эти преступления совершены гражданином, бывшим Президентом РФ.
Следует так же иметь ввиду, что наделение неприкосновенностью лица, переставшего исполнять должность Президента Российской Федерации, не соответствует статьям 2 и 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах и статье 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающих право каждого на равенство перед законом и правовую защиту от нарушений, даже если эти нарушения были совершены лицами, действовавшими в официальном качестве. Напомню, что эти документы ратифицированы Россией и подлежат исполнению без изъятий.
Убежден, каждый избранный на должность президента России должен знать меру своей персональной не только моральной, не только политической ответственности за положение дел в стране, за конечные результаты своей деятельности как главы государства. Но и юридической, в том числе уголовной ответственности.
В связи с изложенным предлагается исключить статью 3 из Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ.
Коллеги, предлагаемые изменения в статьях 448-450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации корреспондированы с упраздняемой статьей 3.
В пояснительной записке к законопроекту достаточно подробно излагается иные юридико-технического характера изменения в закон № 12-ФЗ, не затрагивающие концепцию законопроекта, обеспечивающие взаимосвязь, согласованность отдельных его статей. Я на них останавливаться не буду.
***
Заключительное слово
- Уважаемые коллеги!
История появления закона №12 ФЗ хорошо известна многим. Понятны и причины появления в нем пресловутой статьи №3. Но кто-бы и что не объяснял о них, о «благородных» мотивах авторов закона, очевидно одно: именно с этого закона начался новый этап беззакония в стране, новый отсчет безудержного развития коррупции в пост ельцинской России. Именно этот закон явился ярким выразителем народной мудрости: «Рыба гниет с головы».
Более чем очевидно, что ФЗ№12 требует новой редакции. Статья 3 закона анахронизм (пережиток старины), более характерный для права дремучего средневековья с его безграничным самовластьем монархов, властителей, «богом избранным» на царство. Ее содержание, вдумайтесь коллеги, превращает в ничтожество конституционные права российских граждан. Большинство же из них и ведать не ведают об этом. Россияне не знают, что президент страны усилиями парламента приравнен к священной особе, неприкосновенной пожизненно, да к тому же наделенный абсолютной властью.
Наши граждане не знают, что закон №12 ФЗ выдал индульгенцию главе государства, отпущение грехов за безответственность и халатность, за произвол и беззаконие. Закон ему, как говорят на Руси, не писан. И как президенту государства, и как бывшему президенту РФ. Что это, господа, как не издевательство над народом, над нашими избирателями, над демократией, над конституцией, наконец, в верности ценностям которой в год ее двадцатилетия клялась чуть ли не вся политическая элита страны.
Разве существование закона №12 с одиозной статьей 3 в его нынешней редакции не дискредитация современной России, провозгласившей себя правовым, демократическим, светским государством! Разве это не унижение каждого из нас, не оскорбление нашего свободолюбивого народа, народа-труженика, народа-освободителя, народа-победителя!
И последнее.
Нам, российским парламентариям нельзя забывать историю своей страны. Тем более недавнюю. Еще свежи в памяти итоги деятельности на посту президента СССР М. Горбачева, результатом которых явился распад СССР, гражданские войны и неисчислимые жертвы на просторах бывшего великого государства.
Еще ноют душевные раны от результатов работы президента Российской Федерации Б. Ельцина, совершившего многочисленные деяния, содержащие признаки тяжких и особо тяжких преступлений, в их числе государственный переворот с насильственным захватом власти и сотнями жертв мирных граждан, вставших на защиту Конституции и высших законодательных органов советской власти.
Каждый из депутатов может убедиться в этом, ознакомившись с документами «Специальной Комиссии Государственной Думы Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных норм и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации» Б.Н. Ельцина, созданной Постановлением Государственной Думы № 2653 от 19 июня 1998 года.
Ельцинская рукотворная гуманитарная катастрофа, обрекшая страну на распад, а народ на вымирание, из которой мы вот уже второе десятилетие с трудом выкарабкиваемся, - убедительное свидетельство высочайшей опасности для общества президентской власти в отсутствие демократического механизма сдержек и противовесов, в отсутствие эффективного конституционного института правовой ответственности президента. Напомню, никакой ответственности за нарушения Конституции и законов, за трагические последствия таких нарушений ни Президент Ельцин, ни гражданин бывший президент Ельцин не понес: его надежно защитили нормы Конституции о неприкосновенности, получившие развитие в президентском Указе №1 "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", и последующий федеральный закон № 12 практически идентичный по названию и содержанию указу.
Ныне же в нашей суперпрезидентской республике с мощной властью президента при слабом, лишь относительно независимом парламенте, при псевдо самостоятельной судебной власти, без реального контроля общества за властными институтами, установленная законодателем пожизненная неприкосновенность президента, обеспечившая юридическую неответственность ( по простому-безнаказанность) президента, - уважаемые коллеги, обращаю именно на это ваше внимание!-может привести к не меньшим бедам.
А тревожных фактов для подобных выводов накопилось немало. В этом зале коммунисты о них говорили неоднократно за годы прошедшие со дня принятия закона №12ФЗ. Упомяну лишь о чудовищной по своим негативным последствиям для наших граждан, для обороноспособности страны приватизации ранее единого электроэнергетического комплекса России, о такой же ущербной для национальной безопасности, разорительной для населения «реформе» РЖД, о «реформе» в середине 2000-х годов вооруженных сил, подорвавшей боеспособность армии, об исключительно затратной для народа «реформе» МВД, резко ослабившей возможности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.
Не мало преобразований, точнее квазиреформ, и в иных сферах жизни общества и государства. Спешно, непродуманно проведенные «с легкой руки» его первых руководителей, они тяжким бременем лежат на плечах простого человека России. Подобные «реформы» не вправе оставаться без ответственности их авторов.
Господа депутаты! Россия - не полигон для социальных, политических и иных волюнтаристских экспериментов, не источник благополучия для отдельной социальной группы. Каждое решение Президента должно идти во благо всего народа, обеспечивая реализацию гарантированных Конституцией прав граждан в полном объеме. Было бы наивным считать, что для этого не требуется обеспечение баланса конституционных прав и конституционно- правовой ответственности президента России.
Нам необходимо вместе в возможно короткие сроки создать надежный, эффективный правовой механизм как юридической ответственности президента России, так и цивилизованного иммунитета главы государства и экс-президента РФ. Первый шаг к этому - отменить пожизненную неприкосновенность Президента РФ, ограничить иммунитет гражданина - бывшего президента России.
Наш законопроект решает эту задачу.
Прошу поддержать законопроект коммунистов во имя настоящего и будущего России!
Итоги голосования:
За – 95
Воздержалось – 2
Не голосовали - 353
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме