17:15 16.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
А.А. Пономарев: Потери в лесном хозяйстве - это результат сознательной, продуманной разрушительной политики сегодняшней власти
Костромской лес – отрасль нереализованных намерений
За последние годы в Костромской области довольно часто инвестпроекты лесной отрасли не переходят в процесс практической реализации. На стадии декларации о намерениях остались инвестпроекты строительства
Чем объяснить столь низкую инвестиционную привлекательность лесной отрасли в Костромской области? Ведь лес – главный источник богатства нашего региона.Леса занимают площадь 4,7 миллионов гектаров, 86% территории области. По лесным богатствам Костромская область занимает 6-е место в европейской части и 1-е место в ЦФО. Расчетная лесосека (допустимый объем ежегодной лесозаготовки) – 12,4 млн. куб. м.
В 80-е годы заготавливалось 7,5 млн. куб. м. древесины. В области работало 19 крупных леспромхозов, два фанерных комбината, мебельное объединение, две бумажные фабрики. В лесном комплексе области было занято свыше 100 тысяч человек. Удельный вес лесопродукции составлял около 16% валового регионального продукта (ВРП).
В начале 90-х лесозаготовка снизилась до 2,8 млн. куб. м. в год. В период 1998-2003 года все леспромхозы области (за исключением Буйского) прошли процедуру банкротства, в ходе которой они были ликвидированы, на месте некоторых возникли новые предприятия, многие были потеряны безвозвратно. На их место пришли частники.
Потерянный миллиард
Доля лесопромышленного комплекса в структуре валового регионального продукта снизилась с 16% до 6% (без учета того, что и совокупный объем ВРП сократился). В «Костромалеспром» трудилось 46 тыс. человек, теперь тысячи квалифицированных рабочих остались без работы. Сегодня в лесной отрасли заняты всего 16 тыс. человек. Лесные поселки, развитию инфраструктуры которых ранее уделялось повышенное внимание, остались без финансовой поддержки. Это Якшанга, Полдневица, Первомайский, Шекшема и др.
Существенный спад в лесной отрасли в связи с кризисом пришелся на 2009 год. В этом году за 9 месяцев освоено крайне мало - 2,8 млн. куб. м.
В связи с сокращением
В чем основные причины такой ситуации,пытались разобраться участники заседания Общественной палаты Костромской области.
В лесную область завозим лес?
Только фанерным предприятиям требуется порядка 4 млн. куб. м. леса, добавим потребности «Кроностара» и более мелких лесопереработчиков области. А заготавливается лесных ресурсов для них значительно меньше. На какой древесине они работают, выполняя свои объемы? Привлекают лесные ресурсы из соседних: Вологодской, Кировской и других областей. У соседей выгоднее покупать сырье, чем в Костромской области. Но проблема не только в этом. Костромские лесозаготовители попросту не в силах обеспечить необходимые объемы.
Ранее на один ЛПХ приходилось в среднем по 390 тыс. куб. м. заготовки древесины. Сейчас на одного инвестора в среднем приходится 5 тыс. куб. м., есть в аренде участки и того меньше. С помощью «пилы и топора» лесозаготовка низкорентабельна. Использование в ней машин типа «Хорвестера» или «Форвардера» заменяет маленький леспромхоз. Стоимость «Хорвестера» - 30 млн. рублей (их производят в Белоруссии, открылось производство в Калуге). Если арендатор имеет мизерные объемы заготовок леса, он не в состоянии приобрести эту «чудо-машину».
Чем помочь лесопромышленнику?
Курс на производство переработанной древесины объявлен, но на местах реалии зачастую иные. Взять, к примеру, Парфеньевский район: перерабатывается только 10% древесины, остальное вывозится кругляком. Да и что такое лесопереработка в отдельно взятых районах? Это несколько лесопилок, на которых используется несколько пилорам, устаревших и морально и физически. Производимая на них доска некачественная, не соответствует стандартам, соответственно и прибавочную стоимость обеспечивает минимальную. Обременяет инвесторов и то, что сегодня на них переложена ответственность за восстановление леса, обеспечение мер пожаробезопасносности и затратной рубки ухода молодняка.
Мелкие инвесторы не решат своими силами и проблему инвестирования в строительство лесных дорог. Необходимы областные и федеральные инвестиции в лесные дороги. А для крупных лесопереработчиков препятствием по транспортировке продукции и наращиванию объемов становится сокращение вагонного парка. Передача в частные руки делает услуги транспортировки дороже на 30-40%.
Недостаток оборотных средств в бизнесе восполняется кредитами. Предприниматели сетуют, что не могут получить кредиты в костромских отделениях ни Сбербанка, ни Россельхозбанка, либо предлагаемые там условия неподъемны. Кредиты костромские предприниматели вынуждены брать… в Вологодском отделении Сбербанка!
Энергетики же в отношениях с предприятиями лесной отрасли занимают жесткую позицию – плати вперед или перекусываем провода.
Реализация областной программы
Поднималась и проблема спроса внутри области на продукцию ЛПК. Взять, к примеру, сократившийся выпуск стандартных деревянных домов. Только солигаличское предприятие «Лесресурс» готово производить из местного сырья в год до 100 малоэтажных деревянных домов. И таких немало, был бы спрос. Стимулировать рост спроса на жилые дома через софинансирование программ по строительству жилья, выделение участков, обеспеченных инфраструктурой, под малоэтажное строительство - реально. Департамент лесного хозяйства передал предложения в департамент строительства. Каков ответ?! Смотрим цифры проекта бюджета области на 2011 год: «При выделении леса для строительства домов на селе предусматривается коэффициент – 1,67». А в Вологодской области лес под строительство индивидуального дома выделяется бесплатно.
Сколько социальных объектов, объектов здравоохранения и спорта, производственных объектов сельского хозяйства
Выводы Общественной палаты - раздробленность заготовки леса мелкими частниками не создает реальных условий для применения высокопроизводительной техники по заготовке и переработке лесной древесины. Мелкий арендатор не сможет наращивать объемы. Да и арендаторов-лесозаготовителей в области, по данным департамента, всего 260 человек. Необходимо разработать областное Положение, через которое заинтересовать и простимулировать объединение арендаторов. Требуется привлечение инвесторов, особенно для переработки низкосортной лиственной древесины. Для выхода на объемы заготовки леса в соответствии с расчетной лесосекой и повышением эффективности лесозаготовителей требуется выполнение конкретной программы развития отрасли на 2011-2015 год.
Кто виноват, и что делать?
Алексей Алексеевич Пономарев, депутат Государственной Думы РФ, избранный от Костромской и Ивановской областей, дает свою оценку положению дел в лесной отрасли.
- Ситуация в лесной отрасли Костромской области мне
Я очень рад, что этой теме было посвящено заседание общественной палаты Костромской области, на котором было рассмотрено состояние и перспективы
Территория Российской Федерации на 69% покрыта лесами - это составляет 25% лесов нашей планеты. Лесному хозяйству и в царское время, а особенно в советское время придавалось очень большое значение.
В СССР руководством и организацией работ лесной отрасли занималось два министерства - Министерство лесного хозяйства и Министерство целлюлозно-бумажной промышленности. А сейчас этим вопросом занимается всего-навсего Федеральное агентство лесного хозяйства.
В Советском союзе эта отрасль в доходной части бюджета давала 80 млрд. долларов, а в настоящее время дает только 4 млрд. долл.
В 2005 году правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект нового лесного кодекса, против принятия которого выступала фракция компартии РФ, но депутаты от фракции Единой России единогласно проголосовали за этот законопроект, который вступил в силу с 1 января 2007 года и снял с государства ответственность за лес. Количество лесников было сокращено с 70 тысяч до 12-ти и это в стране, где леса занимают больше половины территории.
Особенно несостоятельность и пагубность нового Лесного Кодекса проявилась во время сильной засухи и пожаров в текущем году.
Трагические события лета текущего года побудили правительство на то, чтоб внести изменения в существующий Лесной Кодекс.
Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала новый вариант Лесного Кодекса, который внесен на рассмотрение в ГД уже 15 сентября текущего года и я являюсь одним из авторов этого законопроекта.
Где выход из сложившейся ситуации? Там же где и вход! Перезагрузка экономических отношений возможна. Национализация добывающих отраслей, настойчиво предлагаемая КПРФ, существенно пополнит государственный бюджет. Деньги будут направлены на поддержку реального сектора экономики, приобретение высокотехнологичного оборудования. Поддержим науку и получим образцы отечественной современной техники. Заработает в полную мощность производство, наполним рынок собственными товарами.
Также возможно вложение средств в эту отрасль и частных инвесторов, как российских, в первую очередь, так и зарубежных, но я убежден, что лесной комплекс только при основной поддержке со стороны государстве способен дать толчок развитию многих производственных отраслей, доходы от которых позволят реально улучшить качество жизни всего населения Костромской области.
В 2011-2012 гг в нашей стране будут проходить федеральные выборы депутатов Государственной Думы и Президента России. Это как раз тот момент, когда наш российский народ должен осмысленно подойти к избранию главных органов власти РФ, от которых в основном будет зависеть работа реального сектора экономики и социальной сферы страны.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме