15:15 20.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

26 миллионов американцев без работы или частично заняты. Из доклада национальной комиссии США

Окончательный доклад Национальной Комиссии по расследованию причин финансового и экономического кризиса в США, представленный комиссией по расследованию финансового кризиса, созданной согласно закону 111-21, Январь 2011 г.

Заключение комиссии по расследованию

Часть 1 Кризис на горизонте

Часть 2 Причины

Часть 3 Рост и падение

Часть 4 Ход событий

Часть 5 Последствия

Особое мнение (оппонентов)

Кейт Хеннесси, Дуглас Хольц-Икин и Билл Томас

Питер Уоллисон

Председатель комиссии

Фил Анджелидес (Phil Angelides)

Члены комиссии

Бруксли Борн (Brooksley Born )

Дуглас Хольтц-Икин (Douglas Holtz-Eakin )

Байрон Георгиу (Byron Georgiou)

Хитер Мюррен (Heather H. Murren, CFA)

Сенатор Боб Грэм (Senator Bob Graham)

Джон Томпсон (John W. Thompson)

Кейт Хеннесси (Keith Hennessey)

Питер Уоллисон (Peter J. Wallison)

Члены комиссии, одобрившие итоговый документ: Анджелидес, Борн, Георгиу, Грэм, Мюррен, Томпсон.

Члены комиссии, не согласные с итоговым документом и выразившие особое мнение:

Хеннесси, Хольтц-Икен, Томас, Уоллисон.

с.11….Комиссия по расследованию причин финансового кризиса была создана Конгрессом и представила свои выводы по порученной ей теме.

Более двух лет назад произошел глубочайший в истории финансовый кризис, и наша экономика и граждане продолжают ощущать на себе его последствия. Миллионы американцев потеряли работу и лишились своих жилищ, а экономика все еще продолжает бороться за свое восстановление.

( ) Комиссия была создана согласно Закону о ликвидации последствий мошенничества и восстановлении экономики (Fraud Enforcement and Recovery Act (Public Law 111-21) (федеральный закон 111-21), принятому конгрессом и одобренному президентом в мае 2009 г. Этот орган был составлен из 10 независимых экспертов в сфере экономики, финансов, регулирования рынка, банковского дела и защиты потребителей. 6 членов комиссии были назначены от демократического большинства конгресса и 4 – от республиканцев.

В ходе расследования были изучены миллионы страниц документов, заслушаны показания 700 свидетелей и 19 дней были посвящены публичным слушаниям, которые прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах США, особенно пострадавших от кризиса.

с. 12….Для того, чтобы вывести комиссию из абстрактного рассмотрения проблем, были заслушаны показания финансовых учреждений, сыгравших ключевую роль в кризисе – «Американская интернациональная группа», Бир Стернз, Ситигруп, Кантриуайд Файненшиэл, Фанни Мей, Голдман Сакс, Леман Бразерз, Меррилл Линч, Мудиз и Ваковия (International Group (AIG), Bear Stearns, Citigroup, Countrywide Financial, Fannie

Mae, Goldman Sachs, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Moody’s, and Wachovia)

Были проанализированы деятельность конгресса, администраций, роль регуляторов, включая Федеральную корпорацию по страхованию вкладов, Федеральный резервный совет, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Департамент жилищного строительства и развития городов, Офис контроля за валютой, Офис федеральной агентства по финансированию жилищного строительства, Офис надзора, Комиссия по ценным бумагам и Департамент казначейства.

(Federal Deposit Insurance Corporation, the Federal Reserve

Board, the Federal Reserve Bank of New York, the Department of Housing and Ur-

ban Development, the Office of the Comptroller of the Currency, the Office of Fed-

eral Housing Enterprise Oversight (and its successor, the Federal Housing Finance

Agency), the Office of Thrift Supervision, the Securities and Exchange Commission,

the Treasury Department).

Заключения комиссии по финансовому Кризису

с.15 … Это был крупнейший финансовый кризис после Великой Депрессии 30х годов.

…Тема данного доклада имеет огромное значение для страны. События 2007 и 2008 гг. были ни просто выбоинами на ровной дороге или более острыми, чем ожидалось, следствиями регулярного падения в ходе экономического цикла, которые повторяются время от времени в системе, основанной на свободе рынка. Это был грандиозный провал– если хотите, финансовый взрыв, который привел к экономическому хаосу повсеместно, во всех городах и весях страны.

В результате более 26 миллионов американцев в настоящее время остаются без работы или частично заняты. Около 4 млн. семей потеряли свои дома, а еще 4,5 млн. проходят судебную процедуру по конфискации недвижимости в зачет долгов или имеют огромную задолженность по ипотечным кредитам, которую они не в состоянии погасить. Около 11 триллионов долларов национального богатства просто растворились в воздухе, включая пенсионные накопления и банковские сбережения граждан. Крупные, средние и мелкие предприятия во всех сферах экономики погрузились в состояние глубокого кризиса.

с.16.. Широкое распространение в обществе получили настроения отчаяния и гнева, причем совершенно справедливого. Многие законопослушные граждане, никогда не нарушавшие правила поведения оказались выброшенными с работы и лишенными будущего. Колоссальный удар был нанесен именно по гражданам США и их реальной жизни. Многосторонние последствия этого кризиса будут сказываться по меньшей мере в течение следующего поколения. Стране еще предстоит найти выход из этого тяжелого положения.

В прошедшие два года много внимания уделялось мерам правительства по массированной финансовой поддержке финансовых учреждений с целью стабилизации положения и спасению тех из них, крах которых мог бы вызвать необратимые системные сбои в экономике страны.

Главным для нашей комиссии был ответ на центральный вопрос: каким образом наша страна дошла до того, что в 2008 г. она была вынуждена сделать выбор между двух величайших зол – либо полного коллапса всей финансовой системы, либо необходимости впрыскивания триллионов долларов, собранных с налогоплательщиков, в эту финансовую систему, в то время, когда миллионы людей лишались работы, жилья и банковских вкладов?

Резюмируя выводы комиссии, мы считаем, что следующие проблемы финансовой системы нарастали в течение ряда лет и привели к взрыву мыльного пузыря в сфере жилищного кредитования – низкие ставки банковских процентов, доступность и дешевизна кредитов, прорехи в законодательстве и «токсичные» ипотечные обязательства – все они стали искрами, которые привели к цепной реакции и обвалу осенью 2008 г. Триллионы долларов крутились вокруг рискованных ипотечных бумаг, принимались и обрабатывались финансовыми учреждениями, под них выдавались страховые обязательства, гарантии, гарантии под гарантии и т.п. и все они выплескивались за пределы страны и продавались инвесторам в США и за рубежом.

Когда пузырь лопнул, сотни миллиардов долларов были потеряны по закладным и другим ипотечным обязательствам, и это потрясло финансовые рынки всего мира. Потери многократно увеличились за счет производных ценных бумаг (деривативов), таких как «синтетические гарантийные обязательства».

Кризис достиг размеров землетрясения, после того как в сентябре 2008 г. лопнула крупнейшая финансовая корпорация «Леман бразерз» (Lehman Brothers), а вслед за ней – «Американская интернациональная группа» (American International Group - AIG). На биржах началась паника, вызванная помимо прочего, отсутствием достоверной информации и отчетности о финансовом положении главных банков и финансовых корпорации, вкупе с крахом надежд на то, что некоторые из них «слишком громадны, чтобы обанкротиться». Основные площадки по всему миру были закрыты, чтобы не наступил полный обвал. «Свободные рынки» отреагировали хаотичным ростом цен, и экономика погрузилась в состояние глубокого кризиса.

с. 17… За последние 30 лет произошли колоссальные изменения, мир стал более глобальным, и существенно возросла роль финансовых учреждений, через которые проходят миллионы различных сделок с ценными бумагами. Финансовый сектор стал господствующим в экономике страны.

С 1978 по 2007 гг. сумма долгов, причитающихся финансовому сектору подскочила с 3 до 36 триллионов долларов, более чем в два раза превысив размеры ВНП. Изменилась сама природа компаний с Уолл-Стрита – из стабильных, уравновешенных частных партнерских обществ они превратились в огромные корпорации с активами, свободно покупаемыми на биржах, со все большим вовлечением в спекулятивные и рискованные зоны финансового бизнеса. К 2005 г. 10 крупнейших коммерческих банков США владели 55% промышленного сектора страны, увеличив свою долю вдвое по сравнению с 1990 г. На пороге кризиса 2006 г. доходы финансового сектора составляли 27% от всех корпоративных доходов США, увеличившись с 15% в 1980 г. Эти цифры очень важны для описания контекста, в котором начался финансовый кризис.

Мы пришли к заключению, что финансового кризиса можно было избежать. Кризис был результатом сознательных и бессознательных действий людей – никоим образом не Матери-природы, ни сбоев в компьютерных системах.

Руководители финансовых учреждений и общественных (государственных) органов, контролирующих эту сферу, проигнорировали подаваемые им предупреждения, не подвергли анализу и не пытались справиться с рисками, которые угрожали стержневой системе американского общества. Это было ошибкой, а не роковым стечением обстоятельств.

Несмотря на все уверения Уолл-Стрита и Вашингтона в том, что кризис невозможно было предвидеть или избежать его, налицо были явные, очевидные признаки. Трагедия состояла в том, что их игнорировали или не принимали в расчет. Наблюдался взрыв рискованных сделок по капиталовложению на вторичном рынке и рынке ценных бумаг, экспоненциальный рост биржевой активности финансовых фирм, отсутствие регулирования на рынке вторичных бумаг (деривативов) и резкий рост краткосрочны сделок «репо» на межбанковском валютном рынке капиталовложений – и это лишь часть «красных флажков», которыми обычно обозначаются признаки надвигающегося кризиса.

Однако на рынке господствовала всепроникающая вседозволенность – ровным счетом ничего не было сделано для ликвидации угрозы.

Главным примером была позиция ничегонеделания, занятая ФДР в отношении «токсичных» закладных, вместо того, чтобы установить строгие критерии выдачи банковских кредитов. ФДР была единственной структурой, имеющей на это право, и она не воспользовалась этим правом.

Наш отчет переполнен доказательствами подобных упущений и ошибок: финансовые учреждения печатали, покупали и продавали закладные и другие ценные бумаги без всякой проверки, не заботясь об их дефектах или обеспечении; фирмы зависели от получения десятков миллиардов займов, возобновляемых ежедневно, займов под обеспечение ценными бумагами и закладными со вторичного рынка; и крупные компании и инвесторы слепо полагались лишь на кредитный рейтинг агентств в оценке возможных рисков. Чего же следует ожидать, если едешь по шоссе, где нет никаких знаков ограничения скорости и линий дорожной разметки?

с. 18 Мы пришли к заключению, что огромные изъяны в финансовом законодательстве, регулировании и контроле над рынком ценных бумаг привели к подрыву стабильности финансового рынка страны. Это было частично следствием широко распространенной веры в саморегулирующую природу рыночных отношений и способность финансовых учреждений эффективно проводить контроль изнутри. Более 30 лет отсутствия регулирования и опоры на саморегуляцию финансовых учреждений, ярым приверженцем которых был экс-глава ФДР Алан Гринспэн и другие финансисты, которых поддерживали все предшествующие президенты, их администрации и все составы конгресса, и которые активно лоббировались финансовой сферой, отбросили в сторону ключевые рычаги контроля, которые помогли бы избежать катастрофы. Этот подход открыл зияющие прорехи в важнейших областях, где обращались триллионы долларов, и эти деньги использовались на рискованные сделки в теневой банковской системе и закулисном рынке вторичных бумаг (деривативов). Вдобавок ко всему, государство позволило финансовым корпорациям самим выбирать удобных им регуляторов, и эти выборы превратились в соревнование, где победу одерживал слабейший.

Мы не придерживаемся мнения, что у регуляторов не было полномочий для защиты финансовой системы. У них было достаточно власти, но они не использовали ее. Только три примера: Комиссия по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission) могла потребовать более высокого лимита наличного капитала и запретить заключение рискованных сделок крупными инвестиционными банками. Но не сделала этого. Федеральный резервный банк Нью-Йорка и другие регуляторы могли прекратить эксцессы Ситигруп, которые привели к началу кризиса. Но не сделали этого. Политики и регуляторы могли остановить мчавшийся экспресс с дефектными закладными и ценными бумагами, выдаваемыми для обеспечения сделок. Но не сделали этого. Раз за разом регуляторы продолжали предоставлять высокий рейтинг учреждениям, которые стремились выглядеть респектабельно даже в условиях неразрешимого кома проблем, и резко снижали рейтинг только накануне их краха. Регуляторы и не стремились получить необходимые полномочия в тех сферах, где скапливались проблемы. У них не было политической воли, а также мужества для того, чтобы критически переосмыслить проблемы и дать четкий анализ и план выхода из кризиса, к которому катилась вся финансовая система.

Неудивительно, что регулирующие органы оказались недееспособными. С 1999 по 2008 гг. финансовый сектор потратил официально 2,7 миллиарда долларов на услуги лоббистов в законодательных органах; миллионы долларов были потрачены финансистами как частными лицами в качестве дотаций и пожертвований на различные избирательные и политические кампании.

Все это естественно. Однако нашу комиссию поразило то, что нация была полностью лишена необходимой власти, независимости суждений, оценок и политических решений, необходимых для обеспечения финансовой стабильности.

Мы пришли к заключению, что одними из главных факторов, приведших к кризису были колоссальные изъяны в корпоративном руководстве и менеджменте в условиях риска, которые были характерны для важнейших финансовых учреждений.

Широко был распространен взгляд о том, что инстинкт самосохранения внутри главных финансовых корпораций защитит их от принятия фатальных решений и без нужды в постоянном стабильном надзоре со стороны регуляторов, которые будут сдерживать их «инновационные программы». Большинство этих учреждений действовало грубо, неосмотрительно, зачастую не имея достаточных капиталов и под спудом огромной зависимости от краткосрочных сделок для пополнения фондов. Это отражало фундаментальные перемены в этих учреждениях, особенно в крупных инвестиционных банках и холдинговых компаниях, которые концентрировались на раскручивании рискованных и сверхрискованных сделок, которые приносили огромные дивиденды.

с. 18 Они брались прежде всего за приобретение и поддержку проектов на рынке вторичных бумаг, а также создание, продажу и перепродажу ценных бумаг стоимостью в триллионы долларов, связанных с закладными, включая «синтетические финансовые инструменты» (вторичные ценные бумаги, предназначенные для покрытия кредитных рисков). Как у Икара, у них не было страха того, что они могут взлететь слишком высоко и приблизиться к обжигающему солнцу.

Дешевые деньги, резкий рост конкуренции и прорехи в регулировании стимулировали заключение краткосрочных сделок и получение краткосрочной выгоды – без учета долгосрочных последствий. Система поощряла заключение крупных сделок с большим выигрышем, при ограниченном или отсутствующем обеспечении – и это наблюдалось на всех уровнях, от советов директоров крупнейших корпораций до уличных брокеров по закладным бумагам.

Мы вскрыли потрясающие случаи безответственности в корпоративном управлении. Например, полное игнорирование руководством AIG рисков, связанных с тем, что принадлежащие компании 79 миллиардов долларов ценных бумаг обеспечены дефектными (практически не обеспеченными) закладными.

Мы пришли к выводу, что сочетание чрезмерных займов, рискованных капиталовложений и отсутствия прозрачности завели финансовую систему на порочный путь кризиса.

Крупнейшие инвестиционные банки Bear Stearns, Goldman Sachs, Lehman

Brothers, Merrill Lynch, and Morgan Stanley работали с очень маленьким обеспечением. На каждые 40 долларов активов приходился лишь 1 доллар капитала для покрытия убытков. Падение стоимости активов менее чем на 3% могло привести к банкротству. Более того, большинство вложений приходилось на краткосрочные сделки, что означало необходимость ежедневного привлечения огромного заемного капитала. В 2007 г. у Bear Stearns было 11,8 млрд. собственного капитала, 383,6 млрд. по обязательствам и 70 млрд. ежедневного заимствования.

с. 19 Если использовать сравнение с малым бизнесом, то это равнозначно компании стоимости 50 тыс. долларов, которая заняла 1,6 млн. и должна выплачивать ежедневно около 300 тыс. долларов. Любой человек, оценив эти цифры, вправе спросить: «Чем эти люди думали?», и этот вопрос еще более законен, если учесть, что подобной тактики придерживались почти все.

Эти изъяны прикрывались оптимистичной банковской статистикой, рейтингами на рынке ценных бумаг, радужными отчетами и балансами, которые заманивали инвесторов из числа ничего не подозревавших граждан.

с. 21 Мы пришли к заключению, что правительство не было готово к кризису, и его действия усилили неуверенность и панику на финансовых рынках.

Во многом это было вызвано отсутствием прозрачности на ключевых валютных рынках.

с. 22 Мы пришли к выводу, что систематически нарушалась и подтасовывалась отчетность, а также этические нормы ведения банковского дела.

Прочность и процветание нашей экономической системы покоятся на понятиях деловой этики, честности в ведении бизнеса, ответственности и прозрачности. Мы понимаем, что бизнесмены и отдельные граждане заинтересованы в получении прибыли, однако ожидаем, что они будут производить качественные товары и услуги, и будут вести себя достойно.

Печально, но мы вынуждены констатировать, что спекулятивные «мыльные пузыри» и взрывы на финансовом рынке сопровождались падением ответственности и этики, что способствовало углублению и обострению кризиса. Эти явления были характерны для всех уровней финансовой системы. Они нанесли глубочайший урон доверию инвесторов, промышленников и общественности к финансовой системе.

с. 22 Как нация мы должны принять на себя ответственность за то, что случилось.

Мы пришли к заключению, что уничтожение норм и стандартов по закладным и вторичным ценным бумагам стало фитилем, возгорание которого привело к пожару финансовой системы.

Когда упали цены на жилье и заемщики по закладным стали банкротиться, на Уолл-Стрите померк свет.

Кризисные тенденции не были секретом. Со всех сторон в адрес ФДР и других регуляторов раздавались предупреждения о том, что неразборчивое предоставление ипотечных кредитов, включая случаи грабежа и мошенничества, стали господствующей практикой. Однако ФДР пренебрегла своей миссией гаранта по «обеспечению надежности и стабильности национальной банковской и финансовой системы и защиты прав потребителей».

с 22 Мы пришли к выводу, что значительную роль в кризисе сыграли внебиржевые деривативы (over-the-counter derivatives - OTC).

с. 23 Мы пришли к выводу, что большую роль в кризисе сыграли изъяны в работе рейтинговых агентств.

с. 25 Существует множество точек зрения по поводу причин кризиса.

Мы считаем, что одной из фундаментальных причин было наличие огромных свободных капиталов и избыточная ликвидность. Низкие процентные ставки, большие свободные капиталы и существование интернациональных инвесторов, которые желали вложить деньги в недвижимость стали предпосылками создание кредитного пузыря.

Эти условия создали повышенные риски, которые надо было сразу же распознать биржевикам, политикам и регуляторам. Однако наличие свободной ликвидности не обязательно должно было привести к кризису. Главную роль сыграли изъяны в руководстве – включая отсутствие контроля в сфере закладных по ипотеке, а также в целом контроля на рынке ценных бумаг – и это стало основной причиной кризиса. И на самом деле, наличие больших свободных капиталов является всегда залогом экономического развития и роста, если его использовать в производительных целях.

с. 26 Один из главных вопросов – была ли политика государства в области жилищного строительства одной из причин кризиса, ведь в течение десятилетий государство поощряло покупку домов и ввело ряд стимулов, программ помощи и т.д.

Но мы пришли к выводу, что главную роль сыграла не политика государства в этой области, а уничтожение стандартов предоставления ипотечных кредитов (наличие достаточного обеспечения ипотеки было предусмотрено в законодательстве 1977 г., однако эти нормы были обойдены посредством использования рынка вторичных бумаг для кредитования жилья).


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме