15:15 15.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

15 октября 2009 года в помещении фракции КПРФ в Государственной Думе проходит Пленум Центрального Совета РУСО

О чрезвычайном положении в сельском хозяйстве Российской Федерации и мерах обеспечения продовольственной безопасности страны на основе отчечественного производства

Доклад Председателя ЦС РУСО академика РАСХН В.С.Шевелухи

На V Пленуме Центрального Совета РУСО

(Общероссийской Общественной Организации

«Российские Ученые Социалистической Ориентации»)

Уважаемые товарищи, члены ЦС РУСО, приглашенные и гости.

Постоянное и полное обеспечение народа продовольствием является  центральной задачей и обязанностью  руководства страны и важнейшей составной частью национальной безопасности государства. Нам  известно знаменитое выражение выдающегося французского философа-гуманиста Х1Х века Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что государства и их Правительства, не способные прокормить свой народ и  свою армию, обязательно будут кормить чужие армии, которые победят голодные страны. Россия ускоренными темпами  уверенно движется в этом направлении.       

Замечательные слова высказал по этому поводу народный артист РСФСР, лауреат Госпремии РСФСР, депутат Московской городской  думы Николай Губенко: «Ни ребенок, ни пенсионер не должны просыпаться с мыслью о том, что им нечего есть. Это должно быть аксиомой для любой власти».

Новый Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник после ознакомления с положением дел в аграрном секторе экономики заявила, что село развивается в оптимальном режиме, что сельское хозяйство «остается локомотивом экономики, все у нас в порядке». При этом она все же не без оснований выделила ряд принципиально важных положений, явно отражающих крайне неблагополучную  ситуацию в этой важнейшей отрасли. Это выражено постановкой  вопросов  в сделанных ею  заявлениях: «Кому работать на селе?», «…почему урожаи растут, а хлеб не падает в цене?», «мы должны прийти к тому, чтобы в регионах производили продукты питания, точно зная, куда и как они будут реализованы». Ну что же, Министр одновременно и политик и хозяйственник, ей необходимо соблюдать известный уровень дипломатии.

Но я хочу  напомнить сегодня на Пленуме членам Центрального Совета,  советским людям,  всем россиянам накануне 65-летнего юбилея исторической победы нашего  народа в Великой отечественной войне, разгромившего самого жестокого  агрессора – фашистскую Германию и спасшего нашу  Родину и все народы мира от  порабощения о том, что сегодня Россия  потеряла свою  продовольственную безопасность, являющуюся важнейшей частью национальной безопасности.

Ученые Центрального Совета РУСО и его Президиума, региональных отделений организации глубоко и всесторонне проанализировали социально-экономическое, политическое и морально-нравственное состояние российского общества, а также причины потери нашей страной в настоящее время продовольственной, экономической, военной, экологической, морально-нравственной и других составляющих национальной безопасности и предпринимаемые правительством страны меры по их восстановлению и вынуждены со всей ответственностью и остротой поставить на настоящем Пленуме РУСО  вопрос о чрезвычайном положении в сельском хозяйстве страны в связи с потерей  Россией продовольственной безопасности.

Ученые РУСО считают, что происшедшие коренные изменения в России создали  реальную угрозу  для самого существования нашего государства.

Наша страна неоднократно переживала за  годы своего существования и  развития нехватку продовольствия и голод, но всегда находила выход из национального кризиса,  вызванного крупнейшими природными стихиями и прежде всего  жесточайшими засухами.  Это были также годы  гражданской войны и послевоенного периода развития страны. Осуществляя мобилизационные планы  антикризисных мер, опираясь на волю и самоотверженный труд народов СССР,  на достижения ученых, оперативно управляя всеми ресурсами советское  правительство обеспечивало население страны продовольствием и спасало людей от голода, а  страну от разорения. В другие времена даже в условиях колебания важнейших показателей экономического развития и объемов валового производства сельскохозяйственной продукции границы самообеспечения страны продовольствием никогда не опускались ниже 70 %, за которыми наступает потеря страной продовольственной безопасности и создается угроза политического и физического порабощения  государства враждебными  социализму внешними и внутренними силами.

 В лучшие годы, а их было немало, в истории СССР уровень производства  зерна достигал в среднем около одной  тонны и потребления  110-120 кг в расчете  на душу населения, потребления мяса – 70-75 кг, молока – 370-386кг, яиц – 290-300 штук, растительного масла – 10-11 кг, сахара и кондитерских изделий – 40-47 кг, картофеля – 100-106 кг, овощей – 80-90 кг, фруктов и ягод – 30-35 кг, зерна – 110-120 кг. Сегодня эти важнейшие показатели обеспечения российского народа продовольствием, особенно продукцией животноводства, упали в 2 – 3 раза. Недостаток продовольствия собственного производства в стране пополняется импортом: по мясу в объеме 3 млн. тонн и молоку 315 тыс. тонн, сахару – 2,5 млн. тонн, рыбе 910 тыс. тонн.

В текущем году, по предварительным данным, большинство показателей по производству сельскохозяйственной продукции снизилось по сравнению с прошлым годом. Производство зерна по состоянию на 6 октября составило 93 млн. тонн, что на 15 млн. тонн меньше чем  на эту же дату прошлого года. Подсолнечника, сахарной свеклы, льна и ряда других важнейших культур также произведено меньше уровня прошлого года. В области животноводства сохраняются прежние стратегические тенденции:  практически не растет производство мяса и других продуктов  и остается на уровне половины потребности.

Продовольственная безопасность – это не только наличие продуктов питания на полках магазинов. Перекупщики, а по советским определениям  спекулянты, бессовестным образом обдирают и без того обездоленных людей, пользуясь абсолютной бесконтрольностью со стороны государства в области торговли а также и полным беспределом в рамках так называемой системы рыночных отношений и плавающих цен. Практически все пенсионеры и большая половина трудового населения не имеют возможности купить крайне необходимых  мясных, молочных  продуктов и овощей, живут впроголодь, болеют и умирают. 

Наша богатая страна, располагающая огромными возможностями, не в состоянии обеспечить население даже на уровне предельно низких нормативов так называемой продовольственной корзины. А нефтедоллары  расходуются не по назначению, разворовываются и отправляются в зарубежные банки. В Советском Союзе, как известно, государство регулировало цены на продовольствие и обеспечило достаточный продовольственный минимум за счет постоянного повышения уровня заработной платы, фондов общественного потребления и ежегодного, так называемого мартовского снижения цен на продовольствие и другие товары первой необходимости.

Центральный Совет РУСО считает своей неотложной задачей обратиться к руководству страны с требованиями сделать все для того, чтобы коренным образом изменить  ситуацию с продовольственным обеспечением трудящихся. Правительство утверждает, что в условиях рыночных отношений нет возможности и необходимости вмешиваться в законы рынка и регулировать цены на продовольственные и другие товары.  Это не правда. Правительство обязано это сделать немедленно, если складывается ситуация голода или близкого к нему состоянию в обществе. Правительству необходимо поднять уровень минимальной заработной платы до 25 тысяч рублей, снизить цены на продовольствие и другие товары, обеспечивающие безбедный уровень жизни народа.          

Социалистический путь развития экономики СССР гарантировал самообеспечение продовольствием населения всех входящих в состав страны республик, городов, рабочих поселков, сел и деревень, армии и флота, северных территорий, сибирского региона в целом. В СССР всегда создавались резервы государственных запасов, выполняющих большую компенсационную роль при возникновении чрезвычайных ситуаций в отдельных регионах, республиках и городах.  Поэтому умышленные, провокационные  выступления и заявления отдельных  антисоветски настроенных лиц, так называемых диссидентов, по поводу якобы имевшего место в СССР постоянного дефицита продовольственных товаров и являются необоснованной  и преднамеренной клеветой.

Разумеется, в отдельные периоды развития страны по субъективным и объективным причинам в условиях нарушения социалистических методов организации и управления производством: резкого сокращения объемов финансовой и материально-технической поддержки сельского хозяйства со стороны государства, допущенного  диспаритета цен в товарообмене между городом и деревней, вследствие технологических  и кадровых просчетов и ошибок в руководстве страны, отставания инновационных проектов реконструкции сельскохозяйственного производства от новых научных разработок и по другим причинам время от времени в сельском хозяйстве страны происходили сбои в продовольственном обеспечении населения, граничащие с кризисными явлениями. Но в эти периоды правительство, Госплан, руководящие кадры и специалисты всех уровней государства в режиме строгой дисциплины и ответственности в сравнительно короткие сроки преодолевали эти отрицательные явления и выравнивали положение дел с обеспечением народа продовольствием.

 Даже в годы Великой отечественной войны  на пределе своих сил и возможностей советское государство и его руководство обеспечивали армию и флот продовольствием и другими необходимыми для фронта и тыла товарами, а в послевоенное время оказали большую  помощь странам социалистического содружества, слаборазвитым государствам и голодающим народам.

В условиях нынешнего режима власти и рыночных отношений, разрушение  экономики происходит в масштабе всей страны, что вызывает необходимость срочного и решительного принятия мер  государственными структурами по прекращению дальнейшего разрушения  сельского хозяйства и других отраслей экономики, возрождению и обеспечению продовольственной  и общенациональной безопасности в России.

Всесторонний, тщательный анализ и глубокая объективная аргументация достижений социализма на продовольственном фронте во все периоды развития советского государства в настоящее время выполнен  учеными РУСО. Нами издан фундаментальный монографический сборник под названием «Теория и практика социализма и перспективы его в XXI веке». Эту работу выполнил  коллектив ученых в составе академиков и профессоров  И.М.Братищева, Л.Е.Криштановича, В.С.Шевелухи, Р.И.Косолапова,  Ф.М.Рудинского, Ю.К.Плетникова, кандидатов наук В.А.Бударина и других.

Авторы книги сделали важнейший вывод «о необходимости восстановления движения России в направлении социалистического строительства». Они пришли к заключению о том, что поражение социализма в СССР  имеет не просто регрессивный характер, а представляет собой антиисторическое и, следовательно, временное явление, за которым неизбежно последует восстановление социалистического пути развития России. 

Вторая группа ученых РУСО из ленинградской школы экономистов, социологов и политэкономов во главе с руководителем регионального отделения РУСО, членом Президиума ЦС РУСО, членом Петровской академии наук профессором А.В.Воронцовым подготовили и  издали в этом году коллективную монографию на тему «Мировой кризис и его социально-экономические последствия для России», в которой, развивая идеи академика В.И.Вернадского, сделали вывод о том, что «мировой экономический кризис есть начало исторического краха глобальной капиталистической системы и перехода человечества к биосферному социализму». Член РУСО и Петровской академии наук профессор А.И.Субетто до основания обнажил важнейшие противоречия между глобальным империализмом и социализмом и их роль в развитии человечества и судьбе России в XXI веке.

«XXI век – заявляют  ленинградские ученые РУСО - начался и можно не сомневаться в том, что будет продолжаться как век, который характеризуется тесными взаимопроникновениями социализма, национального развития и научно-технического прогресса. Марксизм-ленинизм, социалистическое переустройство общества, теория и историческая практика дают все основания утверждать об исторической неизбежности социализма и коммунизма».

Временное отступление социализма в России и ряде стран социалистического содружества в условиях предательской «деятельности» Горбачева, Ельцина, Шеварднадзе, Яковлева и других подобных им деятелей под напором внутренних и внешних контрреволюционных сил  привели к разрушению СССР, к временной потере завоеваний Великого Октября  и национальной безопасности России.

Наибольшая катастрофа в период так называемых реформ произошла в сельском хозяйстве России и других стран СНГ, за исключением Республики Беларусь. Была разрушена промышленность по производству средств для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в России за эти годы (1990-2008 гг.) снизилось почти в два раза. Удельный вес внутреннего валового продукта сельского хозяйства в общем объеме ВВП страны снизился в три раза;  производство продуктов животноводства -  мяса и молока уменьшилось в два раза; инвестиции в основной капитал сократились в три с половиной раза. Произошли крупные отрицательные изменения в демографической ситуации на селе - трудоспособного населения в деревнях и селах практически осталось в пределах 10 %, немногим более 530 тыс. человек; молодежь покинула деревню и возвращаться в нее не собирается; правительственная программа социально-экономического развития села на период до 2012 года, восстановления всей инфраструктуры сельских территорий  не выполняется; на ее развитие направляется менее 10-15 % необходимых бюджетных средств; более 40 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий в стране превращены в пустыри, заросшие лесом, кустарником и сорняками; на площади  20 млн. гектарах пашни крестьяне прекратили возделывание  сельскохозяйственных культур, что равноценно потере 40 млн. тонн  продовольственной продукции в пересчете на зерно.

При восстановлении дореформенного объема производства минеральных удобрений в 16 млн. тонн (6 млн. тонн действующего вещества) фактическое их использование в сельском хозяйстве России составляет немногим более 1 млн. тонн по действующему веществу, что в расчете на гектар пашни составляет в среднем 25-30 кг действующего вещества, что в 10 раз меньше, чем было до проведения реформ; все остальные удобрения продаются за рубеж; вырученные на экспорте удобрений средства в сельское хозяйство России не возвращаются. Машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве почти не обновляется; всего осталось техники в сельскохозяйственных предприятиях в пределах 30 % их потребности, но и эта техника давно исчерпала  амортизационный срок  и фактически должна быть повсеместно списана. Новые поступления техники отечественного и зарубежного производства, в том числе и за счет лизинга составляет в год не более 2-5 % от оптимального ее количества. Для  полного обновления машинно-тракторного парка на селе  потребуется минимум 40-50 лет.  Уровень оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к среднероссийскому уровню всех работников снизился до 43 %. На большей половине площади земель сельскохозяйственного назначения ускорились процессы  деградации почв, разрушения их плодородия за счет потери гумуса, их закисления изасоления. Из 40 млн. га орошаемых и осушенных земель осталось только 10 млн. га. На остальной территории системы разрушены, оборудование разворовано, сдано в металлолом.  Урон сельскому хозяйству от такого «реформирования» составляет ежегодно в переводе на зерно до 40 млн. тонн.

В сельском хозяйстве нарушение основных законов земледелия – закона возврата, незаменимости факторов, прогрессирующего  снижения показателей экономической эффективности ресурсов на единицу дополнительных объемов полученной продукции. В сельском хозяйстве происходит резкое ухудшение экологической обстановки. Ужасающая ее острота несколько ослабла в настоящее время в связи резким падением использования основных факторов интенсификации сельскохозяйственного производства. 

 Чрезвычайная ситуация в сельском хозяйстве России, объективная оценка всего того, что происходит в аграрном секторе экономики страны не может не вызвать у всех ученых-аграрников вопроса: «Что же  происходит с Россией, ее важнейшей отраслью – сельским хозяйством? Преднамеренное уничтожение важнейшей отрасли экономики России или это неумелое руководство и управление продовольственным цехом и страной в целом?». И второе – «Что же необходимо сделать в этой ситуации сегодня для села и восстановления продовольственной безопасности России?».

Известно, что в стране принимаются некоторые меры на уровне центра,  субъектов федерации, районов, сельскохозяйственных предприятий по так называемой реконструкции сельского хозяйства и увеличению производства  сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Эти меры  отражены в важнейших документах Президента и правительства. Это национальный проект «Развитие АПК», правительственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг., правительственная программа антикризисных мер, в том числе в агропромышленном комплексе России и другие.

Совет Федерации под председательством С.М.Миронова недавно рассмотрел на правительственном часе доклад нового Министра сельского хозяйства Российской Федерации Елены Борисовны Скрынник «О ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и осуществлении антикризисных мер в агропромышленном комплексе». О содержании доклада и ходе его обсуждении  членами  Совета Федерации  газета «Сельская жизнь», где Генеральным директором и Главным редактором является известный и уважаемый журналист Шамун Мусаевич Кагерманов, опубликовала обстоятельный отчет  под  названием «Село развивается в оптимальном режиме». Сделано это было после  публикации в этой же газете нашей статьи под названием «Ошибки нужно исправлять». Копия этой статьи роздана всем участникам настоящего Пленума.

Судя по всему, и докладчик, и выступившие  члены Совета Федерации при обсуждении не учли, к сожалению,  важнейшего документа КПРФ «Антикризисная программа КПРФ», в которой детально и глубоко разработаны и утверждены на Пленуме ЦК КПРФ по докладу ее Председателя Г.А.Зюганова меры выхода из кризиса,  в том числе и по проблеме восстановления продовольственной безопасности России.

В Антикризисной программе КПРФ приводится мировой сценарий преодоления кризиса и конкретные меры, которые необходимо осуществить в России. Главное избавить экономику страны от подчинения финансовым спекулянтам.

В разделе «Наши задачи» Программы КПРФ  и книги Г.А.Зюганова «Выход из кризиса – социализм» предлагается 15 крупнейших научно и практически обоснованных предложений партии, охватывающих основные причины кризиса и выхода из него России. В разработке «Антикризисной программы КПРФ» участвовали и ученые РУСО, в первую очередь, члены Президиума Центрального Совета.

Основным стержнем, внутренней структурой программы антикризисных действий являются меры, вытекающие из перехода России на путь социализма, укрепления государственного сектора экономики, повышения ответственности и активности всех патриотов страны в решении этой общенациональной задачи. 

Мы, члены РУСО, считаем и просим участников Пленума,  поддержать нас в том, что «Антикризисная программа КПРФ» является основой действий всех государственных и общественно-политических движений. Она  должна быть максимально использована государственными структурами в центре и на местах для скорейшего вывода России из мирового и национального кризисов. Ученые РУСО считают, что предлагаемые ЦК КПРФ И ЦС РУСО меры могут способствовать выполнению предложений по консолидации российского общества, изложенного в статье Президента РФ Д.А.Медведева  «Россия вперед» и его выступление в городе Ярославле на международном экономическом форуме «О роли государства в современных условиях». Другого пути к такому единению народов, партий и движений  по такой проблеме, как возрождение могущества нашей страны и успешного решения социально-экономических задач, повышения уровня жизни народа, по нашему мнению, не существует. Министерство сельского хозяйства должно  учесть  и реализовать предложения КПРФ, РУСО, других лево-патриотических партий и движений в безотлагательных действиях по  восстановлению реальных секторов экономики, максимальной государственной поддержке в выполнении программы развития сельского хозяйства, восстановлении ее продовольственной безопасности.

На продовольственную безопасность России большое влияние оказывают энергетические проблемы: быстрое сокращение запасов основных невозобновляемых источников – нефти, газа и угля и крайне медленные, если не сказать ничтожные, масштабы и темпы роста объемов возобновляемых источников энергии – солнца, ветра, отходов сельскохозяйственного производства, а в последние годы водорода.

По расчетам ученых и специалистов, при нынешних темпах расходования разведанных запасов нефти осталось на 30 лет и газа – на 50 лет, угля – на 100 лет. Биотехнологические источники с использованием растительной массы и ее переработки для получения дизельного топлива и этилового спирта являются ограниченными по причине сокращения производства продовольственной продукции (зерна, растительных масел, кормов для животноводства). Использование водорода – самого экологически чистого и неограниченного по масштабам источника – резко ограничено пока по отрицательному показателю баланса выделяемой энергии при сжигании водорода в сравнении с энергией, идущей на диализ воды. Работы по повышению энергетической эффективности при использовании водорода резко отстают от мирового уровня  и особенно от работ, проводимых в США.

В такой ситуации необходимо резко сократить, а затем и полностью прекратить экспорт нефти и газа. По нефти он достиг 50 % (300-350 млн. тонн в год), что приведет к сокращению продолжительности периода оптимального обеспечения страны этим видом топлива. Несмотря на эту опасную тенденцию, увеличение экспорта нефти ежегодно возрастает на 50 и более млн. тонн, создается опасность энергетической катастрофы в России через 20-25 лет. За счет замены невозобновляемых источников энергии на возобновляемые можно увеличить срок оптимизации энергетического баланса всего лишь на 5-10 лет.

Очень слабо развиваются в стране работы по повышению КПД солнечной энергии в сельском хозяйстве. На фотосинтез используется только 0,5 % физиологически активной части солнечного спектра. Энергетическая эффективность использования в сельском хозяйстве абсолютного большинства современных агротехнологий составляет всего лишь от 1 до 2 единиц. Биоэнергетики, селекционеры и технологи должны коренным образом изменить этот показатель в сторону увеличения, по крайней мере, до 3-5 единиц.

Сегодня необходимо  остро поставить вопрос на Пленуме о зерновой проблеме, о стратегическом направлении ее решения. Среди крупных ошибок в растениеводстве и управлении экспортно-импортной политикой по причинам, далеким от экономического расчета, руководство страны взяло курс на объявление России зерновой мировой державой и отправкой на экспорт  20 и более млн. тонн зерна  ежегодно. Во время ознакомительной поездки Президента Д.А.Медведева в Орловскую область было объявлено о намерении властей довести экспорт зерна из России до 50 млн. тонн при полном обеспечении страны на  все внутренние потребности в нем: на семена – 15 млн. тонн, на продовольствие – 30 млн. тонн, на корма – 25 млн. тонн, в госрезерв – 10 млн. тонн. Всего потребности страны в зерне определяются на ближайший период в 75-80 млн. тонн. Зерно, полученное  в стране сверх этой цифры, объявляется излишним и отправляется на экспорт. И в это же время Россия закупает за рубежом, главным образом, в США и Австралии свыше 3 млн. тонн мяса в убойном весе, молока – 315 тыс. тонн и сливочного масла – 142 тыс. тонн (это около 5 млн. тонн в переводе на молоко). На закупку этой продукции за рубежом ежегодно расходуется одна пятая часть расходной части бюджета страны. На производство такого количества импортируемой продукции животноводства затрачивается 23-25 млн. тонн  кормовых единиц (в зерновом эквиваленте).

Как видите, Правительство и Министерство сельского хозяйства  поступают не по-хозяйски – вывозят зерно за рубеж, а свое животноводство не развивают. Ученые РАСХН и специалисты сельского хозяйства в один голос ставят перед  Минсельхозом и Правительством Российской Федерации вопрос о том, чтобы это  зерно  оставалось  в хозяйствах России или закладывалось в государственные хранилища для производства мяса и молока на месте, исключив их импорт из-за рубежа, для чего, конечно, потребуется восстановить фермы и животноводческие комплексы, разрушенные в период реформ. Одновременно должно быть увеличено поголовье мясных пород крупного рогатого скота, свиней и птицы отечественных пород, надо восстановить старые и построить новые перерабатывающие предприятия различных типов и мощностей. Это и будет ответом на критику о допускаемом Правительством России крупном просчете в руководстве и управлении сельским хозяйством.

Хочу остановиться на уровне ответственности и функциональных обязанностях государственных органов и лиц за обеспечение продовольственной безопасности страны. Стремясь сбросить со своих «слабых» президентских плеч ответственность за обеспечение продовольствием народа страны, Горбачев безапеляционно утверждал и действовал в этом направлении, заявляя, что у нас  будет введен основной рыночный механизм как регулятор ее продовольственной безопасности. Проблема будет решена автоматически. Рейган и Тэтчер подтолкнули Горбачева к решению этой идеи.   Зачем  Вы, господин Горбачев, спросили они,  взвалили на себя такой непосильный сизифов труд; разве можно Президенту такой огромной страны, да и любом другом государстве, решить задачи: накормить, обуть, одеть, обеспечить жильем весь народ за счет государства. Дать всем квартиры, отправить на лечение в санатории? Пусть каждый гражданин заботится сам о себе и своей семье лично.   Горбачев с себя ответственность снял. Развалил Советский Союз, разрушил сельское хозяйство. Ельцин и последующие Президенты проблемой  обеспечения страны    продовольствием не занимались и никакой ответственности не несли. Правительство Черномырдина и лично Виктор Степанович занимались газовой и нефтяной трубами и ничего полезного для сельского хозяйства России не сделали. Продолжалось разрушение села до крайней черты, за которой наступило чрезвычайно опасное состояние общества.

Первый заместитель Премьера Д.А.Медведев включил механизм государственной помощи селу через реализацию целевой программы «Развитие АПК», организацию выполнения которой он взял под свой личный контроль. Но масштабы этой важной работы составили в пределах 3-5%  от потребности отрасли.

Министерство сельского хозяйства и его Министр Гордеев были в свое время по существу отстранены от государственной ответственности за продовольственное обеспечение страны. Вместе с тем создание оптимальных экономических условий для эффективной работы всех форм сельскохозяйственных предприятий, включая фермерско- крестьянские хозяйства, на что правительство сориентировало министерство,  оно также не обеспечило. Правительство Путина ему не позволило. Таким образом, Министерство сельского хозяйства России оказалось полностью отстраненным от обязанностей и ответственности обеспечить продовольственную безопасность государства. Сельское хозяйство погрузилось в стихию, осталось без руля и без ветрил в обстановке полной изоляции кадров на всех уровнях и отсутствия его государственной защиты.  

Идея создания «стратегического собственника» - настоящего хозяина на земле в России за счет фермеризации сельского хозяйства полностью провалилась.  А колхозы и совхозы были ликвидированы и разорены. Земля как основное средство производства оказалась предметом залога и обогащения  вновь зарождающихся латифундистов. Теперь требуется принятие и экономических  и политических решений по этой проблеме.            

Огромную роль в реализации антикризисной программы КПРФ, ученых РУСО, эффективных предложений правительства, других патриотических партий и движений могут и должны выполнить средства массовой информации СМИ. Многие из них сегодня, в условиях чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве, потери национальной безопасности России,  этой роли не выполняют. Большинство из них взахлеб восхваляют и защищают одностороннюю точку зрения Президента РФ Д.А. Медведева на положение дел в стране и сохраняют молчание обо всем, что исходит от КПРФ, РУСО, лево-патриотических сил страны. В то же время огромную, весьма эффективную работу в этом направлении осуществляют газеты «Правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь». 

При выборе основных мер восстановления продовольственной безопасности России было бы разумным и правильным использовать  опыт республики Беларуси – нашего стратегического партнера по совместному Союзному государству. Под руководством Петра Мироновича Машерова в республике был заложен прочный современный курс на использование трех главных факторов возрождения села: социалистическое устройство общества, кадровое обеспечение, научно-технический прогресс. Мне довелось участвовать в его осуществлении на этапе быстрого подъема экономики республики в качестве секретаря ЦК КПБ. Этот курс успешно развивается сегодня под руководством нынешнего Президента А.Г.Лукашенко.

     Вся структура и экономика сельского хозяйства Белоруссии сохранилась и развивается при активной реконструкции научно-технического и производственного потенциалов в том виде, в каком она была в Советской Белоруссии.  Валовое производство продовольствия и другой продукции сельского хозяйства за период 1991-2009 годы в республике удвоилось, и производство зерна возросло до 10 млн. тонн.

 Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте   составляет около 40 процентов. Республика полностью обеспечена продовольствием собственного производства. Мяса производится 1,5 млн. тонн и молока до 6 млн. тонн. Свыше 30% продовольственных продуктов экспортируется из Беларуси в Россию. Уровень технической и энергетической оснащенности сельскохозяйственных предприятий и отрасли в целом  и темпы ее обновления превзошли дореформенные показатели. Республика Беларусь стала одним из основных поставщиков в Россию товаров пищевой и легкой промышленности. Беларусь реализует в России почти половину товаров указанных отраслей. В Беларуси господствует стиль высокой персональной и государственной ответственности кадров за выполнение плановых заданий во всех отраслях народного хозяйства и видах государственной и общественной деятельности кадров и работников производственной и управленческой сфер деятельности.

Пример республики Беларусь наглядно показывает, какого огромного масштаба было совершено в России предательство по разрушению реальных секторов экономики, государственной системы  управления, организационно-технологических процессов производства, внедрению инновационных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность выпускаемой продукции. В свое время нами предложения по использованию белорусского варианта развития села вносились нами в сельхозотдел и руководство ЦК КПСС.

Члены Президиума ЦС РУСО при обсуждении проекта постановления Пленума внесли ряд концептуальных положений, вытекающих из анализа причин деформации аграрного сектора экономики в России. Отставание сельского хозяйства нашей страны от уровня высокоразвитых стран мира и особенно на рыночном этапе развития села после контрреволюционного переворота в СССР. Главными из них являются: нарушение политэкономических законов развития сельскохозяйственного производства,  прежде всего закона стоимости, эквивалентности товарообмена между промышленностью и сельским хозяйством; закона пропорционального роста производительности труда и меры потребления доходов, закона о комплексном решении проблем сельского хозяйства, а также по причине происшедших коренных  изменений политических и экономических условий жизни народа.

Агробизнес с его главной целью получения максимальной прибыли подменил аграрную политику советского государства, рассчитанную на создание оптимальных условий жизни крестьян и всего народа страны, олигархической, банковской и частно-предпринимательской деятельностью имущих слоев населения, при которой капитал служит интересам буржуазии и используется для безудержного обогащения так называемых стратегических собственников. 

Власть в России не обеспечивает даже общецивилизованных условий развития сельского хозяйства – высокого уровня производства, устойчивого развития, продовольственной безопасности, высокой культуры, образовательной и духовно-нравственного потенциала.

В итоге ученые РУСО сделали важнейший принципиальный вывод, что в нынешней России нет национальной аграрной политики, обеспечивающей высокий уровень жизни и процветания страны.

Современное российское село в большинстве своем продолжает разрушаться, превращается в натуральное хозяйство с запущенными угодьями, полуразрушенными производственными,  бытовыми и другими постройками и сооружениями, с бездорожьем, заболоченными и закочкаренными лугами и пастбищами, без молодежи, с сокращением до минимума активной трудовой части населения. На этом фоне, конечно же нельзя не сказать, об успешных областях, районах и хозяйствах, которые даже в этих крайне  неблагоприятных  социально-экономических условиях, при отсутствии государственной поддержки ведут дело по производству продовольствия и создание условий жизни для крестьян на приличном уровне, добиваясь высоких показателей своей деятельности.

В целом в Белгородской области, например,  (губернатор Савченко ) успешно решаются многие проблемы и в животноводстве и в растениеводстве. Область занимает лидирующее положение по темпам увеличения производства мяса. Они составляют 20% прироста  валового производства в год. По зерну,  сахарной свекле, валовому производству всей продукции и выходу продукции на один га пашни темп годового роста составляет 12,5%. В области интенсивно  ведется  новое строительство производственных и культурно-бытовых объектов.  Губернатор Савченко  является инициатором многих новаций: введение единого сельскохозяйственного налога, планировке и застройке всей территории хозяйств, внедрение новых технологий и форм организации производства.

В Саратовской области достигнуты высокие ежегодные приросты животноводческой продукции – молока 38,9%, мяса 29,8%. Развернуты работы по получению биотоплива из растительной массы при себестоимости одного литра из кукурузы 14, 5 рубля, из пшеницы 16,15 рубля и из сорго 8,59 рубля.

Ленинградская область (Губернатор Сердюков В.П.) обеспечивает ежегодных прирост валового производства сельскохозяйственной продукции 13%, государство в свою очередь обеспечило увеличение  инвестиций в основной капитал в 4,5 раза.
                Тамбовская область обеспечила рост валового производства за 4 года в 4 раза. Государственная поддержка области в виде инвестиций возросла за 5 лет в 7,5 раз.

 Орловская  область  - валовое производство сельскохозяйственной продукции, в основном зерна, возросло в стоимостном выражении за 4 года в 4 раза и составило 23, млрд. руб .

Оренбургская область довела производство зерна в крайне засушливом 2009 году до 3,5 млн. тонн.

Более 100 крупных сельскохозяйственных  предприятий России вошли в список лучших эффективно работающих хозяйств благодаря умелому руководству, государственной поддержке и  максимальному использованию научных достижений и современных технологий. Многие из этих хозяйств и указанные выше области были широко показаны на ВВЦ в Москве на выставке «Золотая осень». Этот показ свидетельствует о наличии определенных резервов для восстановления сельскохозяйственного производства. Но их реализация сдерживаются огромными противоречиями, которые возникли в России в результате разрушения государственной собственности и социалистических принципов руководства АПК и всей экономикой России.

Из анализа чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве России – разработок и предложений ученых РУСО, НИИ, высших учебных заведений, специалистов практиков России, опыта передовых сельскохозяйственных предприятий России, Беларуси и других стран вытекают следующие предложения ЦС РУСО для включения их в Постановление нашего Пленума:

1) Предложить Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину объявить сельское хозяйство отраслью национального бедствия; создать Государственный Комитет по спасению всего агропромышленного производства и восстановлению продовольственной безопасности России;

 Принять Закон РФ о продовольственной безопасности страны

2) Предусмотреть в Федеральном Законе о продовольственной безопасности страны следующие важнейшие меры по его реализации:

-  персональную ответственность  Президента РФ, Председателя Правительства РФ и Министра сельского хозяйства РФ за обеспечение продовольственной безопасности государства и реализацию важнейших общегосударственных мер по восстановлению сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности страны на уровне, предусмотренном доктриной Президента РФ;

-  ежегодное выделение в течение первых 5 лет, начиная с 2010 года,   из федерального бюджета на восстановление, дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности страны денежных средств в размере не менее 20% и в последующие 10 лет не менее 10% от расходной части бюджета;

- отмену частной и  восстановление общественной (государственной) собственности на землю как основного средства производства, уголовной ответственности за порчу земельных угодий и использованию ее не для сельскохозяйственных целей, восстановления продовольственной безопасности страны;  внесение этих изменений в земельный кодекс России.

- восстановление в сельскохозяйственном обороте 40 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 20 млн. га обрабатываемой пашни, вовлечение их в севообороты и размещение на них зерновых, кормовых сельскохозяйственных культур для пополнения продовольственного баланса страны;

- пересмотр программы социально-экономического развития села и укрепление всей инфраструктуры сельских поселений, пролонгацию ее действие до 2020 года и увеличение  бюджетных средств на эти цели до 50% от суммы, предусмотренной в целом на программу АПК.

-  приоритетное развитие всех животноводческих отраслей  и прежде всего по производству мяса и молока на основе роста бюджетного и инвестиционного финансирования, строительства современных  животноводческих комплексов и ферм с применением новейших методов комплексной механизации и автоматизации производств, комплектование их высокопродуктивным скотом лучших отечественных пород;

- широкое внедрение биотехнологических методов производства животноводческой и растениеводческой продукции, а также биологизации всего агропромышленного комплекса, используя для этого научные достижения в области биотехнологий и современных генно-инженерных методов трансформации растительных и животных организмов в целях повышения их продуктивности и комплексной устойчивости к  опасным болезням, вредителям, засухе и другим стрессовым факторам среды;

-  восстановление и значительное увеличение объемов   применения в сельском хозяйстве и в АПК интенсивных факторов развития производства: минеральных и органических удобрений, средств защиты растений,     водных и химических мелиораций, комплексов новейших сельскохозяйственных машин и оборудования и информационных технологий, а также новых методов оплаты и стимулирования труда. Довести средний уровень оплаты труда в сельском хозяйстве до среднего уровня рабочих промышленных предприятий всей страны;

- осуществить крупные мероприятия в повышении эффективности системы  подготовки кадров массовых профессий в среднем и высшем сельскохозяйственном образовании; восстановить профессиональные учебные заведения (ПТУ) для подготовки кадров массовых профессий, учебные хозяйства в сельскохозяйственных университетах, институтах и техникумах, остановить перевод высших учебных заведение на  «болонскую» систему обучения, закрепить и развить отечественные программы по подготовки специалистов высшей и средней квалификации, оснастить все сельскохозяйственные учебные заведения и общеобразовательные средние школы компьютерами, сельскохозяйственной техникой и учебными приборами для практической подготовки студентов и учащихся;

- разработку системы морального и материального поощрения  всех категорий работников государственных сельскохозяйственных предприятий, научных организаций и учебных заведений за активное участие в научном и практическом обеспечении роста продуктивности, устойчивого развития и эффективности сельскохозяйственного производства;

3. Центральному Совету РУСО, руководителям региональных отделений и местных организаций РУСО осуществить следующие меры по улучшению деятельности организации в области теории и практики социалистических преобразований,  научного обеспечения продовольственной безопасности России:

- организовать активную работу в трудовых коллективах на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, учебных и научных учреждениях и заведениях по вовлечению молодежи в работу по обучению и воспитанию трудящихся, развитию у них творческого отношения к реализации научно-технического потенциала страны, повышению производительности труда, реализации новейших инновационных технологий – создания условий для получения конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- целеустремленно и активно проводить просветительскую работу по борьбе с пьянством, наркоманией, хулиганством, сквернословием в обществе, за повышение общей культуры населения, духовно-нравственных ценностей, создание здорового образа жизни, улучшение здоровья нации;

- добиваться от органов власти, от работодателей, недобросовестных собственников   на всех уровнях принятия ими мер по защите трудящихся от нарушения трудового законодательства по оплате труда, незаконных увольнений, обеспечения людей рабочими местами, снижения цен на продовольственные и другие товары, повышения качества жизни населения.

- создавать комитеты защиты трудящихся от насилия со стороны собственников-работодателей, так называемых хозяев,  и привлечения их к строгой ответственности.

                                                          *    *    *

Пленум ЦС РУСО от имени всех членов Организации обращается к руководству страны с  требованием обеспечить выполнение  всех перечисленных в Постановлении предложений  по  восстановлению сельского хозяйства России и обеспечению продовольственной безопасности страны.

Председатель ЦС РУСО

Академик РАСХН                                                          

В.С.Шевелуха. 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме