11:15 13.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
13 апреля начали строить легендарный БАМ. Этот день в летописи магистрали
"...От Байкала до Амура мы проложим магистраль..." - строчки из песни "О БАМе" напомнят сегодня о ранней истории Байкало-Амурской магистрали, пишет ИА Амур.инфо (amur.info). В 70-80-х годах в Советском Союзе было как-то не принято рассказывать о начале строительства железнодорожной магистрали. День 13 апреля, зафиксированный в амурской летописи, восполнит этот пробел и сообщит некоторые детали первой попытки построить БАМ.
Это потом, в 1975-м, через год после начала грандиозной комсомольской стройки, вся страна пела: "...Слышишь, время гудит: БАМ!/ На просторах крутых: БАМ!/И большая тайга покоряется нам..." На самом деле первые участки в далеком 1932-м строили всего 2 500 человек - десятая часть от требуемого минимума. А самые первые упоминания о транспортной дороге в восточной части страны датируются 1886 годом.
Итак, 13 апреля 1932 года Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР) принял два постановления "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". В этих документах назывались конечные пункты магистрали: станция Уруша на западе и станция Пермское (ныне Комсомольск-на-Амуре) на востоке. Совет народных комиссаров потребовал от Наркомата путей сообщения обеспечить "немедленный приступ ко всем подготовительным работам по сооружению БАМа" с тем, чтобы к концу 1935 года обеспечить сквозное движение поездов на всем протяжении железной дороги в режиме рабочей эксплуатации. Тогда же решением Политбюро ЦК ВКП(б) руководителем строительства был назначен Сергей Витальевич Мрачковский. Именно он утверждал, что для выполнения этой задачи необходимо иметь не 25-26 тысяч человек (среднесписочный контингент работающих), а в два раза больше. Первые месяцы строительства показали острый дефицит трудовых ресурсов. Несмотря на массовый энтузиазм людей, стремление трудиться самоотверженно и с полной отдачей ("все неудачи, сбои в нас самих"), несмотря на предложения самих рабочих решить кадровую проблему путем создания курсов повышения квалификации, кружков совершенствования знаний ИТР, изучения явлений вечной мерзлоты и особенностей строительства в ее условиях, кружков по подготовке в вузы и техникумы, проблема не была снята и к концу 1932-го. Прекращение финансирования БАМа и предопределило судьбу новостройки. Сооружения Байкало-Амурской дороги были переданы из подчинения Народного комиссариата путей сообщения в ведение Объединенного государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ). Рабочую армию строителей БАМа пополнили заключенные. Основную часть составили те, кто отбывал срок в БАМЛАГе. В 1933 году они строили головной участок железной дороги от станции Тахтамыгда до Тынды.
Позже выяснилось, что территория потенциального БАМа до конца еще не изучена. Власти решили возводить вторые пути Транссиба, на что и направить основные силы. Постановление от 1938 года предусматривало сдать всю железную дорогу в постоянную эксплуатацию к 1945 году. Великая Отечественная приостановила строительство, но уже в 1943-м стал появляться участок линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Сквозное движение поездов здесь открылось уже в мирном июле 1945 года. Строительство западного участка БАМа возобновилось через месяц, в августе. В 1947-м была сдана в эксплуатацию дорога Тайшет - Братск. В 1950 году были созданы условия для открытия движения от Тайшета до Лены (700 км). Затем строительство БАМа вновь было приостановлено. В конце 60-х решением правительства были продолжены изыскания и проектирование Байкало-Амурской магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре и строительство Малого БАМа (Бам - Тында - Беркакит). Современный этап строительства БАМа начался в 1972 году. Через два года аббревиатуру БАМ знала вся страна - со всех республик Союза строить дорогу и новую жизнь поехали комсомольцы-добровольцы.
13 апреля 1926 года проведена I Амурская окружная партийная конференция. ммунисты Заслушали и обсудили отчеты губкома ВКП(б) и губернской контрольной комиссии, подвели итоги районирования, рассмотрели вопросы внутрипартийной работы, избрали окружной комитет ВКП(б) и контрольную комиссию.
В этот день через 12 лет, в 1938-м, в Благовещенске закончилась городская олимпиада художественной самодеятельности. В ней приняли участие самодеятельные кружки и индивидуальные исполнители из школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) связи, завода им. Ленина, средних школ № 1 и № 4, горного, строительного и сельскохозяйственного техникумов, пединститута. Лучшим признан драматический коллектив педагогического института.
13 апреля 1980 года дальневосточные строители электрических сетей начали сооружение в Амурской области линии электропередачи, которая открывала путь энергии Зейской ГЭС к отдаленным рабочим поселкам строителей БАМа.
В 1983-м в Приамурье прошла очередная "Вахта мира". Как сообщала 13 апреля "Амурская правда", участвовало в ней 250 тысяч человек. Они перечислили в Фонд мира 722 600 рублей.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме