21:02 08.10.2007 | Все новости раздела "Россия"

Москва: "Доктор Живаго" — главная книга поэта и писателя Бориса Пастернака"

О творчестве лауреата Нобелевской премии, всемирно известного поэта и писателя Бориса Леонидовича Пастернака беседуют член ФПС СПС Олег Наумов и директор дома-музея в подмосковном Переделкине Наталья Анисимовна Пастернак

, 30.09.07 г.

: На долю Бориса Пастернака выпали тяжелые времена революций, террора, двух мировых войн. Все это прошло через его сердце, все это он сказал в своих стихах и в главной книге своей жизни «Доктор Живаго». Он родился в семье академика живописи и известной пианистки, в детстве занимался живописью и музыкой, учился на философа, а стал поэтом. Почему?
Наталья Пастернак: Я думаю, что это не очень простой вопрос. И когда он всерьез занимался со Скрябиным музыкой, а потом с Когеном писал философские трактаты и рисовал дома, он сам не знал, кем он будет. Он пробовал себя. Но на каждом этапе результат его не устраивал. Он был темпераментным, вспыльчивым и самокритичным. И только в слове он нашел удовлетворение. Друзья поддержали его, и он стал писателем.

Олег Наумов: Борис Леонидович жил в непростое время: революции, войны, тоталитарный режим. Какой он видел свою миссию?
Наталья Пастернак: Он просто жил, получал от жизни удовольствие, общался с людьми, творил. И весь невероятный подъем, который был в начале века, удовлетворял его внутренним запросам, потому что это было разрушением старых форм и переход на новые формы, что для поэта казалось просто благодатью.

Олег Наумов: Интерес к творчеству Бориса Пастернака со временем только увеличивается. Дмитрий Быков в прошлом году получил национальную литературную премию «Большая книга». Как вы оцениваете эту работу?
Наталья Пастернак: Мы благодарны Быкову, человеку талантливому, за то, что он привлек внимание к имени Бориса Леонидовича Пастернака. Кроме того, он написал эту книгу с любовью. Разбор некоторых стихов нам кажется очень удачным. Но в целом книга грешит и неточностями, и своим субъективным мнением. Он не очень щадит мнение самого поэта, его больше интересует его собственная роль в этом. Но, судя по тому, сколько людей он задел этой книгой и каких людей, можно даже так сказать: победителей не судят.

Олег Наумов: Доктор Живаго«- самое большое произведение писателя. Какие чувства испытывал Борис Леонидович при написании романа? Ведь он не мог не понимать, что его вряд ли напечатают в Советском Союзе?
Наталья Пастернак: Пастернак, особенно по поводу романа «Доктор Живаго», выражался конкретно и четко. Он был готов ради издания и существования этого произведения отказаться от своей поэзии. Он сравнивал этот роман с огромным полотном художника, который всю жизнь пишет маленькие эскизы, чтобы потом внести их на огромное полотно. Всю свою поэзию он считал таким эскизом. Поэтому, когда кто-нибудь из его высокоинтеллектуальных друзей начинал критиковать «Доктора Живого», он из интеллигентного, мягкого, доброго человека превращался в резкого, категоричного. Он был абсолютно уверен в том, что он прав и нам, следующему поколению, он оставляет только «Доктора Живаго».

Олег Наумов: Есть ли у его героев реальные прототипы?
Наталья Пастернак: Очень много. Эта история его второй жены, Зинаиды Николаевны, ее ранняя любовь с Мелетинским. Мелетинского он превращает в Комаровского. Мелетинский был милый и безобидный человек, он его превращает в злого монстра, наделяя его немного схожей фамилией Комаровский. И история с номерами в гостинице, встречи с шестнадцатилетней гимназисткой, все это имело место быть. Очень многие его друзья из его раннего окружения — философы. Он с ними обсуждал те же темы, которые он приводит в романе. Даже фамилия Живаго, она была на слуху. И все типичное он старается внести в роман, который был для него очень важен.

Олег Наумов: Существуют несколько экранизаций романа «Доктор Живаго». Какая из них нравится вам больше?
Наталья Пастернак: Американский вариант с Омаром Шерифом и Джулией Кристи до сих пор существует на кассетах в прокате, а прошло почти полстолетия. Поэтому говорить, что этот фильм не удался, мы не имеем права. В кинотеатрах он до сих пор собирает полные залы.

Олег Наумов: А последнюю картину с Олегом Меньшиковым вы тоже смотрели?
Наталья Пастернак: Здесь надо было больше вдохнуть московской обстановки, эти типажи, их еще можно на улице встретить. В фильме я их мало увидела, к сожалению. Но я думаю, что это не последняя попытка экранизации романа.

Олег Наумов: Как удалось из дачи, в которой долгое время жил поэт, создать музей?
Наталья Пастернак: Мы создали его только в 90-м году после прихода к власти Горбачева. В год 100-летия Пастернака, когда ЮНЕСКО объявило год Пастернака, только на этой волне удалось создать музей. А при советской власти дом был полуразрушен, музея не было.

Олег Наумов: Говорят, что великие, творчески одаренные люди часто имеют тяжелый характер. Каким был Борис Пастернак дома? Как складывались отношения с близкими?
Наталья Пастернак: Можно сказать, что он был достаточно мягок, он был невероятно трудолюбив, также как и его жена. Если у него не было переводов или он не работал над произведениями, он работал на огороде, обожал топить печи, любил много гулять. Он был неприхотлив в быту. Наоборот, к концу жизни он перешел в какой-то подчеркнутый аскетизм. И это не было связано с материальными проблемами. Шли пьесы во МХАТе, других театрах. Ему хотелось так жить, он часто повторял: «Как все, как все». Это доставляло ему внутреннее спокойствие.

Олег Наумов: После присуждения Нобелевской премии в 1958 году началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Существует мнение, что вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. Так ли это? Другой наш Нобелевский лауреат уехал за границу и много сделал полезного для России и мира.
Наталья Пастернак: Солженицын был выдворен из России, и он был значительно моложе. Бориса Леонидовича после «Доктора Живаго» больше не интересовало, что здесь, в стране, в данный момент происходит. В своих художественных помыслах он возвращался к крепостному праву, к древней истории. Ему за границей работалось бы гораздо хуже. Видеть приятные декоративные пейзажи ему было бы мучительно. Только русские деревья, русские тропы, русские закаты, только они его вдохновляли. Он же сказал «для меня жизнь вне России равносильна смерти». Здесь мы должны вспомнить Неру и Альбера Камю, которые несколько раз вели телефонные разговоры с Хрущевым и остановили насильственное выдворение верного сына России. И он остался и умер на Родине.

Олег Наумов: Борис Пастернак очень тяжело переживал то, что его главная книга, получившая всемирное признание, встречает такое неприятие на родине, а против него развязана настоящая травля, инспирированная властями.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Можно ли сказать, что судьба Поэта в России всегда трагическая?
Наталья Пастернак: Вы произнесли слова его друга профессора, философа Асмуса, который при захоронении поэта на нашем Переделкинским кладбище сказал, что Пастернак разделил судьбу всех гениев, которые собственными поколениями не всегда бывают поняты, и только грядущие поколения в состоянии полностью оценить их личности и их творения.

Олег Наумов: В своих произведениях Пастернак утверждал превосходство человека и его чувств над государственной машиной. Как вы считаете, такое время уже наступило?
Наталья Пастернак: Конечно, не пришло. Но мы будем надеяться, что придет, потому, что это основа бытия человеческого, так нам сказали поэты, философы. Это необходимо для того, чтобы мы жили и развивались.

Олег Наумов: Поэт верит в человеческие христианские добродетели, утверждает ценность жизни, красоты, любви и природы. Он отвергает идею насилия. Борису Пастернаку, воспитанному на идеях гуманизма и религии, трудно было принять советские принципы материализма, коллективизма и атеизма. Своими стихами и прозой он утверждал превосходство человека, человеческих чувств над репрессиями диктаторского режима.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца. 

 



Источник: СПС - Регионы

  Обсудить новость на Форуме