21:30 31.05.2007 | Все новости раздела "Россия"

Успехи преувеличены

Марина Ивашина

На последней сессии Совета депутатов Орловской области коллеги отрапортовали о неимоверной заслуге по наполнению казны области за I квартал 2007 года. Бравурно прозвучала фраза: «Областной бюджет исполнен с профицитом в 224 млн рублей». Казалось бы, крыть нечем. Область «пошла в гору», заработали предприятия, обозначился прорыв в сельском хозяйстве, начали зашкаливать налоговые доходы, выросли заработные платы с их непременной составляющей — подоходным налогом. На область обрушился поток изобилия и золотоносные фонтаны — это логический результат неусыпной и всенощной работы отряда областных управленцев, это чуткая забота «Единой России», квинтэссенция квалифицированной и грамотной экономической политики.

Засыпав депутатов громадьем цифр выполнения и перевыполнения бюджета, руководитель департамента финансовой политики Валентина Щипкова технично увела обсуждение вопроса в констатацию великих позитивных перемен.

Губернатор Егор Строев обозначил тему еще конкретней: бюджет области приобрел яркий социально-ориентированный характер, невзирая на «мелкие отклонения» от норм Бюджетного кодекса, возникшие из-за оперативной реакции на текущие проблемы. Между тем, успехи руководящих мужей областной администрации в перевыполнении бюджетного плана явно преувеличены.

Это банально, но областной бюджет должен был быть перевыполнен не на 224 млн рублей, как заявили с высокой трибуны, а как минимум на 259 млн рублей. Именно на эту сумму больше запланированного поступило средств из федерального бюджета. И если мы по собственным доходам исполнили план на 122%, то федеральный центр перечислил нам более запланированного на 140,8%. Вот этим и объясняются все показательное экономическое процветание области в I квартале 2007 года.

О том, насколько был социально ориентирован областной бюджет и чья это заслуга, можно поспорить. Возьмем федеральные транши. Так, Москва, превысив свои обязательства, перечислила сверхнормативно в Орловскую область:

- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности — 90 млн рублей,

- субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан — 5,2 млн рублей,

- на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан —1,7 млн рублей,

- субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и специалистам скорой медицинской помощи — 6,4 млн рублей,

- на частичное возмещение расходов бюджетов по мерам социальной поддержки реабилитированных и репрессированных лиц — 0,4 млн рублей,

- на частичное возмещение расходов на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла — 0,9 млн рублей.

Вне плана из столицы пришли в наш бюджет деньги на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, на пособия для детей, лишенных родительского попечения, на оздоровительную кампанию детей, на содержание детей в приемных семьях, на компенсацию платы на содержание ребенка детских садах.

Были и другие сверхплановые «подарки» из федеральных источников. По сути, если бы не «рука Москвы», то простой арифметический подсчет показывает: собственные доходы не покрывают расходы. Бюджет дефицитен.

Любопытным был диалог на сессии, когда один из депутатов спросил: почему без внесения поправок в бюджет вновь дали кредиты «Орловской ниве»? Почему десятки коммерческих структур, учрежденных на народные деньги с участием администрации области, реально стали не донорами казны, не плательщиками дивидендов и источниками капитализации, а примитивными вымогателями новых и новых допингов? Тут и выяснилось, что «Ниве» «закрывали» долги по зарплате. «Фаворитка» губернатора вновь не может расплатиться с персоналом… А на вопрос, проверялась ли платежеспособность этого «шедевра» агрохозяйствования (доколе же можно ее кормить с руки?), тему замяли.

Из уст губернатора прозвучала сакраментальная фраза: «Не надо нас упрекать за поддержку родной орловской деревни», дескать, областной бюджет выделил селянам деньги на ГСМ и на кредиты, после чего «тихо, без лишнего шума», без митинговщины на всей Орловщине весной вспахали землю и засеяли поля. Да, этот довод выглядел убедительно. Но на деле все иначе. На днях я была в Сосковском районе, там четыре хозяйства из двенадцати весной не пахали вообще. Такая же ситуация в Должанском, Малоархангельском, Троснянском районах. Да и только ли в них? О какой «тиши и глади» говорил губернатор?

Впрочем, где-то действительно и пахали и сеяли. Но если взять роспись бюджета, то оказывается, что не из областного, а из федерального бюджета была «спущена» целевая сумма 99,9 млн рублей на приобретение дизельного топлива для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, как и 115,7 млн рублей - на возмещение процентов по кредитам. Выходит, хотим казаться лучше за чужой счет? Политика двойных стандартов... Но разве не этот порок обличал наш спикер Иван Мосякин, когда доложил, что партия «Единая Россия» достала откуда-то «извне» сотни миллионов рублей на ремонт дорог в Орловской области и чтобы к этому не вздумали «примазываться» другие. Достала, но не в закромах у губернаторов-олигархов, не с пожертвований политиков-меценатов, а «нашла» все в том же бюджете страны, который собран со всей России.

Возможно, отчет о поступлении доходов областного бюджета за I квартал 2007 года у областных чиновников и вызывает чувство гордости: профицит как-никак. Кто там полезет в детали? Но даже на беглый взгляд ситуация с казенными доходами и расходами вызывает тревогу. Крупнейшая составляющая бюджета — налог на доходы физических лиц. Сборы от него ниже запланированного более чем на 2 млн. рублей. Значит, не растет зарплата и не увеличивается количество официально трудоустроенных граждан. 34,4% от плана составили сборы от единого сельскохозяйственного налога — это признак краха сельскохозяйственной политики области. Налогоплательщиков на селе практически не стало. Практика банкротств сельхозпредприятий — палка о двух концах. С одной стороны «кидалово» для кредиторов, а с другой стороны - нулевые доходы областного бюджета. Вряд ли сезонные вспышки доходности сильно исправят активы орловского бюджета.

Что касается среднего и крупного бизнеса в целом, пора бить в набат по поводу его материально-технического обнищания и низкой степени оснащенности основными фондами, помещениями и оборудованием. Крупнейший налогоплательщик из системы Газпрома взял и перекинул свои активы из области, и наступила катастрофа. Судите сами: только из-за этого налог на имущество предприятий (всей области!) составил лишь 21 млн рублей вместо 61 млн, это 34,4% к плановому заданию. То есть фактически более 2/3 орловских предприятий и организаций либо не имеют на балансе собственного имущества, либо оно обесценено и выведено из-под налогообложения.

Впрочем, анализ расходов областного бюджета за I квартал тоже наводит на размышление. Так, на содержание и функционирование областного Совета народных депутатов за три месяца потрачено 13,6 млн. рублей (это 141,5% к плану), а аппарата губернатора — 51 млн рублей, в то время как, например, обеспечение противопожарной безопасности профинансировано лишь на 74%. 

Откровенно говоря, все дифирамбы руководству области по поводу высокой степени социальной ориентации бюджета разбиваются в прах, когда видишь результаты финансирования областных социальных программ (цифры даны в тысячах рублей):

Наименование программы

План бюджетного финансирования на I квартал 2007 г.

Отчет об исполнении Финансирования за I квартал 2007г.

Областная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии»

210

-

Региональная целевая программа «Онкология»

252

-

Областная целевая программа «Развитие физкультуры и спорта»

714

-

Областная целевая программа «Развитие туризма»

295

-

Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»

301

92

Областная комплексная программа «Молодежь Орловщины

495

-

Областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения области»

125

-

Областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области»

9450

-

 Одним из самых характерных показателей экономической стабильности является долгосрочное планирование капитальных вложений в социально значимые объекты. Возможно, руководство Орловской области в угаре предвыборных баталий отвлекло средства бюджета на другие приоритеты, но было хронически сорвано финансирование строительства тех объектов, на которых базировалась выборная агитация «Единой России». На деле темы «поматросили и бросили».

Из запланированных в I квартале 2007 года денег ни копейки на капитальное строительство не получили средняя школа в селе Спасское-Лутовиново Мценского района, Ломецкая школа Залегощенского района, универсальная фундаментальная библиотека Орловского госуниверситета, пристройка актового зала Орловского государственного аграрного университета, пристройка к зданию института культуры, школа в микрорайоне Лужки города Орла, Ливенская ЦРБ и Детский реабилитационный центр в городе Ливны, пищеблок  Плещеевской ЦРБ Орловского района, хирургический корпус больницы им. Семашко в Орле, поликлиника в поселке Корсаково, крытый тренировочный каток по Наугорскому шоссе в Орле, спальный корпус в санатории «Дубрава».

Вопреки утвержденному бюджету, областные его распорядители не выделили ни гроша на капитальный ремонт детских загородных оздоровительных лагерей, профессиональных технических лицеев, детских домов, школ-интернатов. Не профинансировано плановое задание по Добринскому психоневрологическому интернату, Центру профилактики и реабилитации инвалидов «Березка» в Свердловском районе, Болховскому дому-интернату для престарелых и инвалидов, Каменскому геронтологическому центру Мценского района.

Достаточно лукаво выглядят уверения администрации области о «железобетонном» финансировании защищенных статей расходов областного бюджета в I квартале: отчетная сумма по заработной плате бюджетникам на 70 млн рублей ниже плановой. На 90,3% профинансированы выплаты реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий. Почти на миллион меньше плана выделено средств на доплаты труженикам тыла. А выплаты ежемесячного пособия на ребенка вместо запланированных в бюджете 45,9 млн рублей фактически за квартал составили 29,1 млн рублей, то есть почти на 17 млн меньше.

Еще больше удивляет наличие в бюджете «упырей» и «вампиров». Тех, кто «не лаптем щи хлебает» и мог бы жить и без бюджетных вливаний. «Нищенский» торговый комплекс «На Щепной», частный субъект хозяйствования, в состав учредителей которого входят фирмы семей губернатора и директора центра «Развитие», оказывается, получил бюджетный кредит. Естественно, беспроцентный и, видимо, бессрочный. Еще одна «сирота» - фирма «Русское поле», «правнучка» стопроцентно кипрской фирмы. И опять «сосут» из бюджета кредиты «Орловская нива», Центр «Развитие», «Союз Орловщины», Фонд поддержки малого предпринимательства. Весь букет обычных фигурантов — в сборе. И ведь что странно: не слышно было ни о конкурсах по предоставлению бюджетного кредита, ни о его условиях, ни о других структурах, способных в нем участвовать.

Областной Совет своим квалифицированным «единороссовским» большинством одобрил бюджетный квартальный отчет. «Принять к сведению» — такова была формулировка, поставленная на голосование. Безобидная вроде бы. Как голосовать — дело каждого депутата в зависимости от их взглядов и оценки, что допустимо и приемлемо, а что безответственно и аморально. Кто-то видит в докладах позитив и мелкие недочеты, а кто-то за цифрами таблиц — откровенные нарушения, злоупотребления и  огрехи, из-за которых страдают живые люди — жители области.  Моя позиция — оценивать результаты бюджетной политики по конкретным суммам и цифрам и не поддаваться на эмоциональные комментарии, объясняющие сбои и недостатки.

Автор -   председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Орловской области, депутат областного Совета народных депутатов



Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме