19:00 09.02.2007 | Все новости раздела "Россия"
Налоговый прогресс
Фракция «Родина», которая получила новое название «Справедливая Россия – Родина» (Народно-патриотический союз), внесла 7 февраля в Госдуму пакет законопроектов. Среди них – документы, которые в случае их поддержки кардинально изменят существующую систему налогообложения и позволят более справедливо распределять доходы внутри страны. Две законодательные инициативы касаются формирования избиркомов и добровольного вступления в политическую партию.
1. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Предложение фракции предусматривает введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России. Такая шкала налогообложения позволяет государству удерживать социальную стабильность. Кто получает больше от общества, тот должен больше платить за эффективную работу общественных институтов.
Предложения по введению прогрессивной шкалы
Размер совокупного облагаемого дохода | Налоговая ставка |
До 60 000 руб. | Налог не взимается. |
От 60 000 до 120 000 руб. | 10% |
От 120 000 до 1 200 000 руб. | 13% |
От 1 200 000 до 3 600 000 руб. | 20% |
Свыше 3 600 000 руб. | 30% |
Неслучайно прогрессивная шкала налогообложения, когда процент налога возрастает в зависимости от уровня доходов, используется в самых экономически развитых странах: в США налог доходит до 35%, во Франции – до 40%, в Австралии – до 45%, а в Норвегии – до 56%.
Переход на прогрессивную шкалу налогообложения позволит облегчить налоговое бремя для малообеспеченных россиян и увеличит налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов, обеспечивая таким образом социальную справедливость в налогообложении, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В документе отмечается, что данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, поскольку позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. И это несколько снизит импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства.
Авторы законопроекта предлагают освободить от налога доходы бедных категорий граждан, которые не превышают 60 000 руб. в год. Вместе с тем доходы состоятельных людей будут облагаться по высшей ставке в 30%.
2. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение».
Налог на крупное наследство и дары позволяет несколько сгладить стартовые условия в обществе. Ни одно состояние в мире не нажито без участия общества, поэтому при смене владельцев этого состояния общество, предоставившее ресурсы для его накопления, справедливо должно получить социальную компенсацию.
С другой стороны, налог стимулирует к тому, чтобы средства не передавались мертвым грузом, а были инвестированы в экономику и работали. Таким образом, этот налог делает более устойчивой социальную систему, поддерживая равенство условий и увеличивая статус талантливых и инициативных.
Предложения по введению налога на наследство и дарение
Для близких родственников | Для других наследников и одаряемых | ||
Размер наследства | Ставка | Размер наследства | Ставка |
До 15 000 000 руб. | 0% | Не зависимо от размера | 13% |
Свыше 15 000 000 руб. | 13% |
Налог на наследование и дарение был отменен в России в 2005 году, хотя президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, говорил только о том, что необходимо освободить от налога лишь дары небольшой стоимости. Предлагаемый депутатами фракции законопроект, направлен на восстановление налога на наследование и дарение в таком виде, который позволяет дифференцированно подходить к налогообложению имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
В частности, предлагается взимать налог на наследование и дарение по ставке 13% в случаях, если наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15 млн рублей. При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых других льготных социальных групп.
Во фракции считают, что такой подход соответствует принципу социальной справедливости и позволит вернуть необоснованно отмененное налогообложение сверхкрупных состояний.
3. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
Эта налоговая инициатива также направлена на соблюдение принципа социальной справедливости. Сегодня размеры налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода составляют от 400 до 3000 рублей в зависимости от категории налогоплательщиков.
Применение системы стандартных налоговых вычетов приводит к повышению ежемесячного дохода налогоплательщиков на сумму от 52 до 390 рублей. Это, очевидно, является недостаточным для реального увеличения материального благосостояния социально незащищенных категорий граждан, говорится в пояснительной записки к документу.
В предложенном фракцией законопроекте особое внимание уделено налогоплательщикам (в том числе опекунам или попечителям, приемным родителям), имеющим на своем обеспечении детей, детей-инвалидов, а также учащихся очной формы различных учебных заведений.
Предлагаемый законопроект направлен на увеличение размеров стандартных налоговых вычетов для налогоплательщиков отдельных категорий до 5000 рублей, что, в свою очередь, должно привести к росту ежемесячного дохода налогоплательщиков соответствующих категорий на сумму 650 рублей.
В финансово-экономическом обосновании к проекту отмечается, что в связи с принятием этого документа в федеральный бюджет России ежегодно будет поступать налоговых поступлений на 550 млрд рублей меньше. Но это полностью компенсируется профицитом бюджетов 2007 – 2009 годов, согласно перспективному финансовому плану Правительства РФ на эти годы.
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Поправка касается введения запрета на монополизацию избирательных комиссий одной партией. Предлагается ограничить количество членов избирательной комиссии, которые имеют членство в одной политической партии. Кроме того, документ устанавливает дополнительное основание для прекращения полномочий члена комиссии в том случае, если он вступил в партию, представитель которой уже назначен в избирательную комиссию.
Иными словами, пояснил первый заместитель председателя фракции «Родина» в Госдуме Иван Харченко, в комиссии от каждой партии должно быть представлено не больше одного члена.Это означает, что избиркомы будут сформированы не только из представителей «Единой России», КПРФ или ЛДПР, но и из членов других партий.Следовательно, по словам Харченко, и подсчет голосов, произведенный таким составом, будет более адекватным.
Авторы законопроекта предлагают изменить всю систему территориальных избирательных комиссий – от субъектов Федерации и муниципальных образований до участковых комиссий. Сейчас, по словам Харченко, эти избиркомы напоминают организацию «Единой России». Часть комиссии формируются из членов партий, представленных либо в Госдуме, либо в региональных законодательных собраниях, а другая часть – из представителей исполнительной власти. В результате избиркомы монополизированы партией власти.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях».
Этот документ устанавливает административную ответственность за принуждение к вступлению в политическую партию. За это правонарушение предлагается налагать на граждан административный штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.
Дела за подобные административные нарушения, по мнению авторов, должен возбуждать орган, ответственный за государственную регистрацию общественных объединений. Но право принимать решения о наложении взыскания предложено предоставить судам.
Авторы законопроекта объясняют появление этой инициативы тем, что в законе «О политических партиях» добровольность названа одним из основных принципов деятельности таких партий. Вступление в какую либо партию – также дело добровольное. Однако на практике все выглядит несколько иначе. В последнее время участились случаи принуждения граждан к вступлению в партию со стороны должностных лиц и начальства различных организаций. Причем, в законодательстве нет норм об ответственности за подобные действия. Это является существенным пробелом в законодательном регулировании политических партий, полагают во фракции.
Это дебютный шаг к повышению уровня жизни людей
Один из авторов этих законопроектов Секретарь Президиума Центрального совета «Справедливой России», руководитель фракции «Справедливая Россия – Родина» Александр Бабаков считает, что значительно повысить доходы россиян можно уже сегодня.
- Почему «Справедливая Россия» заявила о необходимости повышения доходов граждан, когда федеральные министры на федеральных же каналах говорят об экономическом благополучии?
- Это благополучие кажущееся. Абсурдность ситуации - в том, что в государстве с огромными доходами бюджета бедных людей становится все больше с каждым годом роста экономики, объявленного по тем же телеканалам. Низкие доходы россиян, особенно, в сельских районах не просто заметны, они бросаются в глаза. И не видеть этого, судя по всему, можно только из окон Белого дома.
Поэтому, прежде всего, мы говорим о восстановлении социальной справедливости. В данном случае – о более правильном распределении доходов в России. Речь не идет о том, что государство должно накормить и одеть людей. Смысл в том, чтобы создать равные условия и правила игры, которые бы позволили им самим сделать свою жизнь более комфортной в России.
Я считаю, что число людей с низкими доходами в нашей стране вполне реально снизить до уровня развитых стран.
- Каким образом?
- Первый шаг к этому – принять наше предложение по прогрессивной шкале подоходного налога. Наша позиция такова – те, кто получает минимальную зарплату до 60000 рублей в год, то есть до 5000 руб. в месяц должны быть освобождены от этого налога. И этого, конечно, мало, но намного больше того, что есть сейчас. Повторю, это только наш дебютный шаг к восстановлению социальной справедливости. И у нас в резерве целая система мер для повышения уровня жизни россиян.
- Но если от выплаты налогов освободить около 30% трудящихся, тогда кто будет пополнять казну?
- Я не зря говорил о справедливом распределении доходов в стране. Пропасть между богатыми и бедными слоями российского общества продолжает увеличиваться. Пока незначительная часть граждан строит дворцы и даже замки, передвигается по России и за ее пределы на личных самолетах, вертолетах и яхтах, другая ее часть перебирается с работы домой «на своих двоих», чтобы сэкономить на проезде в транспорте. И в этом есть очень серьезное противоречие.
Почему наши миллионеры и даже миллиардеры платят, например, подоходный налог по той же 13% ставке, что и остальные граждане? Почему порой нарочитое желание демонстрировать свои богатства не приносит пользу обществу, ресурсами которого и воспользовались собственники для накопления своего состояния?
Единая ставка подоходного налога была оправдана, когда надо было вывести на свет «серые» и «черные» схемы заработной платы. Сегодня этот вопрос уже не актуален.
Процент налога должен возрастать в зависимости от размера дохода. Освободив от налога малообеспеченные слои населения, для других граждан нужно установить справедливую прогрессию. Для тех, кто имеет в год от 60 тыс. до 120 тыс. руб., мы предлагаем установить 10-процентную ставку. Для «среднего класса» - от 120 тыс. до 120000 руб. - ставка увеличиться до 13%. Максимум в 30% предусмотрен для самых богатых людей, получающих ежегодно доход свыше 3,6 млн руб.
Государство должно не только контролировать крупный капитал, но и сделать так, чтобы он приносил пользу всему обществу.
- Но пока наш капитал работает главным образом на себя.
- Думаю, что реальный инструмент, который поможет ему полностью осознать свою социальную ответственность – тоже налоги. Подобную цель мы преследовали, когда писали проект закона о налоге на крупное наследование и дарение. Механизм действия этого налога таков: налог, ставка которого составляет 13%, предполагается взимать с близких родственников, получивших наследство или предметы дарения стоимостью более 15 млн руб. Для других наследников или граждан, получивших роскошный подарок, предусматривается та же ставка, но уже независимо от размера наследства и стоимости дара.
Я надеюсь, что все наши законодательные инициативы оценят депутаты Госдумы и наконец-то вспомнят, что они должны защищать, прежде всего, интересы простых граждан.
Источник: Справедливая Россия
Обсудить новость на Форуме