19:00 09.02.2007 | Все новости раздела "Россия"
Налоговый прогресс
Фракция «Родина», которая получила новое название «Справедливая Россия – Родина» (Народно-патриотический союз), внесла 7 февраля в Госдуму пакет законопроектов. Среди них – документы, которые в случае их поддержки кардинально изменят существующую систему налогообложения и позволят более справедливо распределять доходы внутри страны. Две законодательные инициативы касаются формирования избиркомов и добровольного вступления в политическую партию.
1. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Предложение фракции предусматривает введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России. Такая шкала налогообложения позволяет государству удерживать социальную стабильность. Кто получает больше от общества, тот должен больше платить за эффективную работу общественных институтов.
Предложения по введению прогрессивной шкалы
| Размер совокупного облагаемого дохода | Налоговая ставка |
| До 60 000 руб. | Налог не взимается. |
| От 60 000 до 120 000 руб. | 10% |
| От 120 000 до 1 200 000 руб. | 13% |
| От 1 200 000 до 3 600 000 руб. | 20% |
| Свыше 3 600 000 руб. | 30% |
Неслучайно прогрессивная шкала налогообложения, когда процент налога возрастает в зависимости от уровня доходов, используется в самых экономически развитых странах: в США налог доходит до 35%, во Франции – до 40%, в Австралии – до 45%, а в Норвегии – до 56%.
Переход на прогрессивную шкалу налогообложения позволит облегчить налоговое бремя для малообеспеченных россиян и увеличит налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов, обеспечивая таким образом социальную справедливость в налогообложении, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В документе отмечается, что данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, поскольку позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. И это несколько снизит импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства.
Авторы законопроекта предлагают освободить от налога доходы бедных категорий граждан, которые не превышают 60 000 руб. в год. Вместе с тем доходы состоятельных людей будут облагаться по высшей ставке в 30%.
2. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение».
Налог на крупное наследство и дары позволяет несколько сгладить стартовые условия в обществе. Ни одно состояние в мире не нажито без участия общества, поэтому при смене владельцев этого состояния общество, предоставившее ресурсы для его накопления, справедливо должно получить социальную компенсацию.
С другой стороны, налог стимулирует к тому, чтобы средства не передавались мертвым грузом, а были инвестированы в экономику и работали. Таким образом, этот налог делает более устойчивой социальную систему, поддерживая равенство условий и увеличивая статус талантливых и инициативных.
Предложения по введению налога на наследство и дарение
| Для близких родственников | Для других наследников и одаряемых | ||
| Размер наследства | Ставка | Размер наследства | Ставка |
| До 15 000 000 руб. | 0% | Не зависимо от размера | 13% |
| Свыше 15 000 000 руб. | 13% | ||
Налог на наследование и дарение был отменен в России в 2005 году, хотя президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, говорил только о том, что необходимо освободить от налога лишь дары небольшой стоимости. Предлагаемый депутатами фракции законопроект, направлен на восстановление налога на наследование и дарение в таком виде, который позволяет дифференцированно подходить к налогообложению имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
В частности, предлагается взимать налог на наследование и дарение по ставке 13% в случаях, если наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15 млн рублей. При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых других льготных социальных групп.
Во фракции считают, что такой подход соответствует принципу социальной справедливости и позволит вернуть необоснованно отмененное налогообложение сверхкрупных состояний.
3. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
Эта налоговая инициатива также направлена на соблюдение принципа социальной справедливости. Сегодня размеры налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода составляют от 400 до 3000 рублей в зависимости от категории налогоплательщиков.
Применение системы стандартных налоговых вычетов приводит к повышению ежемесячного дохода налогоплательщиков на сумму от 52 до 390 рублей. Это, очевидно, является недостаточным для реального увеличения материального благосостояния социально незащищенных категорий граждан, говорится в пояснительной записки к документу.
В предложенном фракцией законопроекте особое внимание уделено налогоплательщикам (в том числе опекунам или попечителям, приемным родителям), имеющим на своем обеспечении детей, детей-инвалидов, а также учащихся очной формы различных учебных заведений.
Предлагаемый законопроект направлен на увеличение размеров стандартных налоговых вычетов для налогоплательщиков отдельных категорий до 5000 рублей, что, в свою очередь, должно привести к росту ежемесячного дохода налогоплательщиков соответствующих категорий на сумму 650 рублей.
В финансово-экономическом обосновании к проекту отмечается, что в связи с принятием этого документа в федеральный бюджет России ежегодно будет поступать налоговых поступлений на 550 млрд рублей меньше. Но это полностью компенсируется профицитом бюджетов 2007 – 2009 годов, согласно перспективному финансовому плану Правительства РФ на эти годы.
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Поправка касается введения запрета на монополизацию избирательных комиссий одной партией. Предлагается ограничить количество членов избирательной комиссии, которые имеют членство в одной политической партии. Кроме того, документ устанавливает дополнительное основание для прекращения полномочий члена комиссии в том случае, если он вступил в партию, представитель которой уже назначен в избирательную комиссию.
Иными словами, пояснил первый заместитель председателя фракции «Родина» в Госдуме Иван Харченко, в комиссии от каждой партии должно быть представлено не больше одного члена.Это означает, что избиркомы будут сформированы не только из представителей «Единой России», КПРФ или ЛДПР, но и из членов других партий.Следовательно, по словам Харченко, и подсчет голосов, произведенный таким составом, будет более адекватным.
Авторы законопроекта предлагают изменить всю систему территориальных избирательных комиссий – от субъектов Федерации и муниципальных образований до участковых комиссий. Сейчас, по словам Харченко, эти избиркомы напоминают организацию «Единой России». Часть комиссии формируются из членов партий, представленных либо в Госдуме, либо в региональных законодательных собраниях, а другая часть – из представителей исполнительной власти. В результате избиркомы монополизированы партией власти.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях».
Этот документ устанавливает административную ответственность за принуждение к вступлению в политическую партию. За это правонарушение предлагается налагать на граждан административный штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ.
Дела за подобные административные нарушения, по мнению авторов, должен возбуждать орган, ответственный за государственную регистрацию общественных объединений. Но право принимать решения о наложении взыскания предложено предоставить судам.
Авторы законопроекта объясняют появление этой инициативы тем, что в законе «О политических партиях» добровольность названа одним из основных принципов деятельности таких партий. Вступление в какую либо партию – также дело добровольное. Однако на практике все выглядит несколько иначе. В последнее время участились случаи принуждения граждан к вступлению в партию со стороны должностных лиц и начальства различных организаций. Причем, в законодательстве нет норм об ответственности за подобные действия. Это является существенным пробелом в законодательном регулировании политических партий, полагают во фракции.
Это дебютный шаг к повышению уровня жизни людей
Один из авторов этих законопроектов Секретарь Президиума Центрального совета «Справедливой России», руководитель фракции «Справедливая Россия – Родина» Александр Бабаков считает, что значительно повысить доходы россиян можно уже сегодня.
- Почему «Справедливая Россия» заявила о необходимости повышения доходов граждан, когда федеральные министры на федеральных же каналах говорят об экономическом благополучии?
- Это благополучие кажущееся. Абсурдность ситуации - в том, что в государстве с огромными доходами бюджета бедных людей становится все больше с каждым годом роста экономики, объявленного по тем же телеканалам. Низкие доходы россиян, особенно, в сельских районах не просто заметны, они бросаются в глаза. И не видеть этого, судя по всему, можно только из окон Белого дома.
Поэтому, прежде всего, мы говорим о восстановлении социальной справедливости. В данном случае – о более правильном распределении доходов в России. Речь не идет о том, что государство должно накормить и одеть людей. Смысл в том, чтобы создать равные условия и правила игры, которые бы позволили им самим сделать свою жизнь более комфортной в России.
Я считаю, что число людей с низкими доходами в нашей стране вполне реально снизить до уровня развитых стран.
- Каким образом?
- Первый шаг к этому – принять наше предложение по прогрессивной шкале подоходного налога. Наша позиция такова – те, кто получает минимальную зарплату до 60000 рублей в год, то есть до 5000 руб. в месяц должны быть освобождены от этого налога. И этого, конечно, мало, но намного больше того, что есть сейчас. Повторю, это только наш дебютный шаг к восстановлению социальной справедливости. И у нас в резерве целая система мер для повышения уровня жизни россиян.
- Но если от выплаты налогов освободить около 30% трудящихся, тогда кто будет пополнять казну?
- Я не зря говорил о справедливом распределении доходов в стране. Пропасть между богатыми и бедными слоями российского общества продолжает увеличиваться. Пока незначительная часть граждан строит дворцы и даже замки, передвигается по России и за ее пределы на личных самолетах, вертолетах и яхтах, другая ее часть перебирается с работы домой «на своих двоих», чтобы сэкономить на проезде в транспорте. И в этом есть очень серьезное противоречие.
Почему наши миллионеры и даже миллиардеры платят, например, подоходный налог по той же 13% ставке, что и остальные граждане? Почему порой нарочитое желание демонстрировать свои богатства не приносит пользу обществу, ресурсами которого и воспользовались собственники для накопления своего состояния?
Единая ставка подоходного налога была оправдана, когда надо было вывести на свет «серые» и «черные» схемы заработной платы. Сегодня этот вопрос уже не актуален.
Процент налога должен возрастать в зависимости от размера дохода. Освободив от налога малообеспеченные слои населения, для других граждан нужно установить справедливую прогрессию. Для тех, кто имеет в год от 60 тыс. до 120 тыс. руб., мы предлагаем установить 10-процентную ставку. Для «среднего класса» - от 120 тыс. до 120000 руб. - ставка увеличиться до 13%. Максимум в 30% предусмотрен для самых богатых людей, получающих ежегодно доход свыше 3,6 млн руб.
Государство должно не только контролировать крупный капитал, но и сделать так, чтобы он приносил пользу всему обществу.
- Но пока наш капитал работает главным образом на себя.
- Думаю, что реальный инструмент, который поможет ему полностью осознать свою социальную ответственность – тоже налоги. Подобную цель мы преследовали, когда писали проект закона о налоге на крупное наследование и дарение. Механизм действия этого налога таков: налог, ставка которого составляет 13%, предполагается взимать с близких родственников, получивших наследство или предметы дарения стоимостью более 15 млн руб. Для других наследников или граждан, получивших роскошный подарок, предусматривается та же ставка, но уже независимо от размера наследства и стоимости дара.
Я надеюсь, что все наши законодательные инициативы оценят депутаты Госдумы и наконец-то вспомнят, что они должны защищать, прежде всего, интересы простых граждан.
Обсудить новость на Форуме
5 декабря 2025
| « | Декабрь 2025 |
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 |