04:15 04.12.2007 | Все новости раздела "Российская Экологическая Партия Зеленые"
Прошла Третья Всероссийская экологическая конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики»
Прошла Третья Всероссийская экологическая конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики»
Делегация партии «Зеленые» приняла участие в Третьей Всероссийской экологической конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», прошедшей 27 ноября 2007 года в Государственном Кремлевском Дворце.
По итогам конференции участники приняли проект резолюции, которая содержит ряд предложений, с которыми многократно выступала Российская экологическая партия «Зеленые». В частности, речь идет о создании единого федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, который бы находился в ведении Правительства Российской Федерации, а также об ускорении рассмотрения и принятия проекта федерального закона "Об экологическом аудите в Российской Федерации".
Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»
27 ноября 2007 года, Москва, Кремль Государственный Кремлевский Дворец
РЕЗОЛЮЦИЯ
Третья Всероссийская конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» заслушав и обсудив выступления представителей государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, представителей крупного бизнеса, российских и международных общественных экологических организаций, известных ученых и экспертов по проблемам разработки и реализации новых государственных решений в области охраны окружающей среды, эффективности управления и контроля в экологической сфере, регионального опыта решения экологических проблем, необходимых экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды, способствующих внедрению экологически чистых технологий, снижению техногенной нагрузки на окружающую среду и повышению конкурентоспособности российской экономики, отмечает следующее.
2007 год ознаменовался для сферы охраны окружающей среды рядом важных событий. Указом Президента Российской Федерации был установлен 5 июня профессиональный праздник - День эколога, что для многочисленной армии экологов нашей страны, свидетельствует о признании значимости профессиональной деятельности в области охраны окружающей среды.
В 2006 - 2007 годах во исполнение обязательств Российской Федерации подготовлены 4-е национальное сообщение Российской Федерации и доклад о достигнутом прогрессе в создании национальной системы оценки выбросов и поглощений парниковых газов, национального реестра единиц сокращенных выбросов, нормативной базы по реализации механизмов Киотского протокола.
Ведомственными актами утвержден порядок формирования и функционирования системы оценки антропогенных выбросов парниковых газов из источников и абсорбции их поглотителями.
В целях реализации одного из механизмов Киотского протокола издано постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок утверждения и проверки хода реализации проектов совместного осуществления, позволяющих совместно с зарубежными компаниями реализовывать инвестиционные проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов.
Указанным постановлением российская Сторона Киотского протокола реализует свое право установить процедуру утверждения и контроля хода реализации проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку основной потенциальный спрос на проекты демонстрируется коммерческими организациями Европейского Союза, с учетом необходимости утверждения проектов другой Стороной Киотского протокола, установлен порядок утверждения и контроля хода реализации проектов, совместимый с аналогичными процедурами, принятыми в странах Европейского Союза (например, Германия, Нидерланды, Великобритания).
Таким образом, у заинтересованных российских предприятий появились возможности приступить к разработке и регистрации проектов совместного осуществления.
В октябре в Белграде прошла 6-ая Конференция Министров охраны окружающей среды Европы, на которой отмечалась необходимость решения проблемы механизмов реализации политических мер на практике.
Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности жизнедеятельности населения в Российской Федерации становятся все более актуальными, особенно в условиях подъема нашей экономики. Если в 1990-е годы в связи с падением производства техногенное воздействие на окружающую среду уменьшалось, то с конца 90-х годов динамика показателей загрязнения окружающей среды изменилась: к 2006 году суммарные выбросы в атмосферу от стационарных источников выросли более чем на 10%, от автотранспорта - на 30%, объем образования токсичных отходов - на 35%.
Экологически неблагополучными признается около 2,5 млн. кв. км или 15% территории России, где проживает почти 2/3 населения страны. В 180 городах России (в том числе во всех крупнейших городах) отмечается превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ в атмосферном воздухе. Накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов. Вода в большинстве рек Европейской части страны и Сибири классифицируется как загрязненная и грязная. Неудовлетворительным остается качество воды в водоемах, используемых для питьевого водоснабжения и рекреации. От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением, не удовлетворяет санитарно-гигиеническим стандартам.
В России около 25% заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды, при этом загрязнение источников питьевого водоснабжения оказывает самое сильное негативное воздействие на здоровье населения. Загрязненная вода вызывает до 80% всех известных болезней, в том числе заболеваний эндокринной, кроветворной, пищеварительной, мочеполовой систем организма человека, на 30% ускоряет процесс старения. В условиях высокого загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации проживает более 60 млн. человек. За последние 15 лет заболеваемость бронхиальной астмой увеличилась в 3 раза, а в экологически неблагополучных городах — в 5 раз. За последние 20 лет в нашей стране количество аллергических заболеваний увеличилось в 4 раза. Сверхнормативному воздействию шума в России подвергаются более 10 млн. человек.
Ряд российских территорий, подвергшихся в прошлом высокому загрязнению окружающей среды химическими и радиоактивными веществами (в Красноярском крае, Брянской, Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Иркутской и других областях) нуждается в реабилитации.
Российская Федерация является стороной более 20-ти международных договоров в области охраны окружающей среды, вместе с тем, для выполнения вытекающих из них обязательств выделяется недостаточно финансовых средств, а ряд конвенций не в полной мере обеспечен научно-методической и организационной поддержкой. Полномочия по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающие из большинства конвенций, не закреплены в положениях о федеральных органах исполнительной власти. Неопределенность полномочий федеральных органов исполнительной власти в области международного сотрудничества, может повлечь за собой не адекватное представление интересов страны в международных конвенциях в области охраны окружающей среды и не выполнение обязательств Российской Федерации.
Существенную угрозу национальной безопасности в экологической сфере представляет трансграничное загрязнение территории Российской Федерации. В целях предотвращения угрозы трансграничного загрязнения территории Российской Федерации необходимо предусмотреть комплекс мер по мониторингу и оценке загрязнения на приграничных территориях, подготовку правовых актов, определяющих механизмы возмещения сопредельным государством ущерба, нанесенного окружающей среде Российской Федерации.
В условиях повышенного внимания международного сообщества к проблеме загрязнения морской среды необходимо усилить взаимодействие России с международными организациями в рамках многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений, направленных на обеспечение экологической безопасности морской среды в регионах Балтийского, Охотского, Черного и Каспийского морей при реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородного сырья.
Государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности, предусматривающих комплексные меры по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду и ее компоненты.
Фактически не реализуются основные направления экологической политики сформированные на основе Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.), Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р., Плана социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Крайнюю озабоченность вызывает возможность реализации норм указанного Закона на практике, так как функции и полномочия, регулирующие управленческие отношения в сфере охраны окружающей среды, в том числе разграничение и перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации, до настоящего времени не упорядочены.
Для обеспечения эффективного управления охраной окружающей среды не создан отлаженный механизм разграничения полномочий, между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не исключено дублирование функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды, четко не определена их ответственность государственных органов исполнительной власти;
Не в полной мере обеспечены согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при проведении государственного экологического контроля, экологической экспертизы, экологического нормирования.
Все еще продолжается распределение функций и полномочий в данной сфере между, как минимум, одиннадцатью ведомствами (МПР, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росгидромет, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росводресурсы, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минсельхоз, Росземкадастр), многие функции оказались вне их компетенции.
Не урегулирован вопрос определения должностных лиц, являющихся государственными инспекторами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по охране природы разного ранга и осуществляющих полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.23.29).
Отсутствует единая государственная политика и государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды, касающаяся экологического мониторинга, экологического нормирования, экологического образования.
Путаница в ответственности и полномочиях, отсутствие единого координирующего и осуществляющего государственную политику в сфере охраны окружающей среды государственного органа приводит к тому, что в стране отсутствует система управления в области охраны окружающей среды и единый подход к обеспечению экологической безопасности, важнейшей как для здоровья и жизни жителей России, так и фундаментальной основы экономического развития страны в современных условиях.
Развивающиеся в Российской Федерации процессы, сопровождающие ее переход к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требуют применения общепринятых в мировой практике соответствующих экологических процедур.
Существенно повышается значимость для российских предприятий прохождения экологического аудита и сертификации в соответствии с международными нормами. Стремительное развитие работ по созданию на предприятиях систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных и российских стандартов ИСО серии 14000 требует реакции на эту деятельность специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы развития экологического страхования, формирования рынка экологических услуг, роль и место экологического страхования в правовом поле законодательства Российской Федерации.
Масштабы негативного воздействия объектов прошлого экологического ущерба на экосистемы и здоровье населения оцениваются как значительные.
Для решения данной проблемы необходимо создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей осуществить в России широкомасштабные мероприятия, связанные с ликвидацией прошлого экологического ущерба с учетом задач сохранения и восстановления природной среды.
Необходимо в самое кратчайшее время создать вертикаль управления от муниципального до федерального уровня с четким определением полномочий для каждого уровня, подотчетностью и поднадзорностью муниципального уровня субъекту РФ, а субъекта РФ соответственно федеральному
органу власти. Только в этом случае система управления окружающей средой будеъ функционировать как единый механизм государственного управления с ответственностью за конечныйх результат.
Как уже констатировалось на прошлой конференции, на протяжении многих лет не решаются вопросы совершенствования нормативного правового регулирования ключевых проблем экологической политики:
регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду,
изменения системы природоохранного нормирования в соответствии с экологическими показателями наилучших существующих технологий, а не формальных расчетов;
введения действенных экономических механизмов стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды;
получения разрешений на допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, лицензирования обращения с отходами производства и потребления.
деятельности системы государственного мониторинга в сфере окружающей среды.
С 1 июля 2007 г. отменено лицензирование инженерно-изыскательной деятельности, проектных и строительных работ. Отменяется экологическая, санитарно-эпидемиологическая и иные экспертизы. Ликвидируются все виды (кроме строительного) контроля и надзора при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства. При этом отмена санитарно-эпидемиологической и экологической экспертизы проектов строительства критически важных и потенциально опасных промышленных объектов может привести к существенным негативным последствиям.
По данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в конце 2006 года 57% наших сограждан считают экологическую обстановку в месте своего проживания неблагополучной, при этом 38% считают, что в ближайшие годы экологическая ситуация только ухудшится. Самую большую опасность для окружающей среды представляют промышленные предприятия (на эту угрозу указывает 41% респондентов); транспортировка и захоронение радиоактивных отходов (36%); атомные электростанции (31%); бытовые отходы, мусор, свалки (31%); вырубка лесов (30%); транспорт (28%). По мнению 30% опрошенных, это должны быть местные власти; 18% респондентов полагают, что -федеральная власть, правительство в целом; 16% - что специальные правительственные службы; 15% -что региональная власть; 13%, - что сами люди. Лишь по 3-4% опрошенных возложили бы эту ответственность на общественные организации, в том числе экологические, и на предприятия.
Таким образом, россияне в отличие от населения индустриально развитых стран Запада возлагают основную ответственность за выработку экологической политики, принятие соответствующих решений на государства, отводя гражданам и общественным организациям второстепенную роль. Вместе с тем, участие гражданского общества в принятии политических решений, в том числе в области охраны окружающей среды - важнейший элемент политической культуры, продуктивной государственной политики.
Важнейшими условиями конструктивной работы российских общественных организаций в области охраны окружающей среды, экологического просвещения и пропаганды являются как консолидация общественного экологического движения в нашей стране, так и государственная поддержка такой деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Участники Третьей Всероссийской конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» считают необходимым в числе основных приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды выделить:
•повышение эффективности системы государственного управления;
•исключение дублирующих функций, закрепление утраченных функций в соответствии с
требованиями действующего природоохранного законодательства;
•совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на
обеспечение реализации полномочий государственных органов государственной власти в
области охраны окружающей среды предусмотренных законодательством;
•снижение административных барьеров, повышение прозрачности государственной власти
в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
•обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в
конвенциях и защита национальных интересов;
• повышение уровня экологическойкультуры населения, степени участия
гражданского общества в формировании и реализации экологической политики,
и просить Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации
в самое ближайшее время решить вопрос создания единого федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, находящийся в ведении Правительства Российской Федерации;
считать охрану окружающей среды одним из приоритетов современной государственной политики,
просить Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов:
«О плате за негативное воздействие на окружающую среду», "Об экологическом контроле", "Об экологическом аудите в Российской Федерации",
просить Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
подготовить проекты федеральных законов: "Об экологической сертификации"; "Об экологической информации"'; "Об экологическом страховании в Российской Федерации "; "О возмещении ущерба здоровью и имуществу граждан в результате техногенных аварий, катастроф и нарушения природоохранного законодательства"; "О зонах экологического бедствия"; "О государственной политике в области экологического образования и просвещения".
рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а именно:
Водный кодекс Российской Федерации - в части определения статуса пограничных (трансграничных) водных объектов, установления для них особого регулирования деятельности по использованию и охране вод и других природных ресурсов, размеров водоохранных зон, целевых показателей качества вод и нормативов предельно допустимых вредных воздействий;
в Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - в части установления особого правового регулирования использования, охраны и восстановления водных биологических, лесных, земельных и других видов природных ресурсов на приграничных территориях;
в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» - в части определения статуса, порядка образования, охраны и режима пограничных (трансграничных) особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий международного значения;
в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» - в части проведения экологической экспертизы потенциально опасных объектов и оценки их воздействия на окружающую среду, дополнения объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня схемами комплексного использования и охраны водных объектов. Правительству Российской Федерации:
разработать и принять федеральные целевые программы, направленные на решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба, обеспечения химической и биологической безопасности;
МПР России, Ростехнадзору:
в срочном порядке принять меры по реализации разграничения полномочий и ответственности в области охраны окружающей среды между федеральным центром и регионами;
МПР России:
ускорить подготовку методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия нормативов на водные объекты и допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты в целях реализации Водного кодекса Российской Федерации;
МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
обеспечить представление в Правительство Российской Федерации концепции кодификации экологического законодательства;
МПР России, Минфину России, Минэкономразвития России, Ростехнадзору и другим федеральным органам исполнительной власти:
разработать правовые основы для введения эффективной системы экономического, в том числе налогового стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды;
Минэкономразвития России:
ускорить подготовку и утверждение организационно-методических документов, необходимых для начала регистрации проектов совместного осуществления, а также ускорить отбор экспертных организаций, необходимых для проведения обязательных процедур регистрации.
Минобрнауки России, Минкультуры России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивать формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения для всех слоев населения, системы повышения квалификация и переподготовки кадров в области защиты окружающей среды.
МИДу России:
используя дипломатические механизмы, международные многосторонние и двухсторонние соглашения в области охраны окружающей среды, активно отстаивать национальные интересы Российской Федерации в решении глобальных экологических проблем, обеспечить упреждающее воздействие на эти процессы в национальных интересах России.
Минтрансу России:
разработать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение экологической безопасности транспортных средств, при оказании транспортных услуг в особенности при морских перевозках нефти и нефтепродуктов.
Росгидромету:
ускорить разработку нормативных правовых основ системы государственного мониторинга окружающей среды.
Участники Конференции обращаются к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды;
принимать и реализовывать целевые экологические программы, в том числе в области образования и просвещения населения; обращения с отходами, реабилитации загрязненных территорий, развития системы ООПТ, энергосбережения и др.;
содействовать развитию эколого-ориентированной предпринимательской деятельности;
обеспечивать всестороннюю поддержку работы общественных экологических организаций.
Участники Конференции обращаются к Общественной палате Российской Федерации, ко всем неправительственным организациям и общественным движениям, имеющим целью своей деятельности охрану окружающей среды с рекомендацией консолидировать усилия и создать в нашей стране эффективный эколого-ориентированный институт гражданского общества.
Пресс-служба РЭП "Зеленые"
Источник: Зеленые
Обсудить новость на Форуме
7 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |