18:15 28.04.2008 | Все новости раздела "Российская Экологическая Партия Зеленые"

Российская экологическая партия «Зеленые» направила в Центральную избирательную комиссию РФ свои предложения, направленные на усовершенствование избирательного законодательства.

Российская экологическая партия «Зеленые» направила в Центральную избирательную комиссию РФ свои предложения, направленные на усовершенствование избирательного законодательства.

Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Чурову В.Е.


1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Прежде всего следует отметить, что информационное обеспечение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организовано избирательными комиссиями многих субъектов Российской Федерации не на должном уровне. Наиболее часто это выражается в несвоевременном опубликовании актов избирательных комиссий, касающихся установления форм документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), правил создания и расходования средств избирательных фондов. Зачастую интернет-сайты избирательных комиссий содержат весьма скудную информацию о предстоящих выборах либо не содержат ее вовсе, в силу чего значительное число избирателей лишено возможности получения необходимых сведений.
В ряде регионов, при отсутствии четкого законодательного регулирования, не было определено, является ли обязательным при выдвижении политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам первоначальное представление уполномоченным представителем политической партии списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, в избирательную комиссию субъекта РФ либо выдвинутый кандидат сразу должен представить документы в соответствующую окружную комиссию.
При составлении календарных планов мероприятий в период избирательной кампании комиссиями не всегда учитывались правила исчисления сроков, установленные статьей 11¹ Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При отсутствии единообразного применения норм избирательного законодательства в субъектах Российской Федерации соответствующие комиссии не всегда своевременно и внятно смогли довести нюансы собственного понимания закона до сведения всех участников избирательного процесса, что приводило к необоснованным требованиям о представлении кандидатами, уполномоченными представителями партий документов, не предусмотренных законом, либо внесении в документы не предусмотренных законом сведений.
В целом создается впечатление, что деятельность избирательных комиссий на местах в основном ориентирована на сопровождение избирательных кампаний одной партии, отождествляемой с исполнительной властью региона. Этим определяется и предвзятое в ряде случаев отношение комиссий к представителям иных партий, в том числе и Российской экологической партии «Зеленые». Необходимо отметить, что декларируемые действующим законодательством принципы независимости избирательных комиссий и равноправия политических партий на практике реализованы не в полной мере.
2. РАВЕНСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Существующее на сегодняшний день правило пункта 16 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому регистрация без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога осуществляется в отношении кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, по нашему мнению, необоснованно сужает круг субъектов, имеющих право участия в выборах без проведения процедур поддержки (обеспечения) выдвижения кандидатов.
При этом мы исходим из того, что Федеральным законом «О политических партиях» установлен ряд жестких требований к условиям создания и деятельности политических партий. Реализация данных требований уже привела к существенному сокращению числа партий в России – сегодня действуют только те из них, кто смог подтвердить свое соответствие нормам закона о необходимом количестве региональных отделений и численности членов партии.
Полагаем, что законодателю надлежит рассматривать факт соответствия всех политических партий в равной степени требованиям закона как основание для наделения их равными правами и обязанностями, в том числе и применительно к условиям участия в выборах. Такой подход, на наш взгляд, в большей степени соответствовал бы принципу равноправия в деятельности политических партий, закрепленному пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О политических партиях».
3. ДОПУСК К УЧАСТИЮ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ
В соответствии с установленным действующим федеральным законодательством верхним пределом минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъекта Российской Федерации представлены лишь те политические партии, за списки которых проголосовали не менее 7 процентов избирателей. Аналогичным образом формируется и депутатский состав Государственной Думы.
Установление подобного процента привело, по нашему мнению, к тому, что законодательная власть в России на сегодняшний не является в полной мере представительной, поскольку депутатский корпус как Государственной Думы, так и региональных парламентов не представляет все слои и группы населения страны.
Считаем, что снижение минимального барьера до 5 процентов способствовало бы повышению уровня представительства законодательной власти в интересах всех граждан Российской Федерации.
По нашему мнению, необходимо унифицировать региональное законодательство в части установления методики пропорционального распределения депутатских мандатов. Применяемый в отдельных субъектах РФ (например, в Самарской области) так называемый «метод Империали» не соответствует принципу пропорциональности избирательной системы, позволяя партии, набравшей наибольшее число голосов, «отбирать» мандаты у других партий и, более того, может вообще лишить мандатов партию, даже и набравшую установленный минимальный процент голосов избирателей. Данный метод можно назвать фактически узаконенной фальсификацией результатов волеизъявления избирателей. Считаем, что применяемый на выборах депутатов Государственной Думы «метод избирательной квоты» должен быть закреплен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве единственного подлежащего применению метода распределения депутатских мандатов в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ.
4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
Установление дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на второе воскресенье марта, а в случаях, предусмотренных законом, на первое воскресенье марта, приводит к тому, что сроки совершения основных избирательных действий, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов), приходятся на нерабочие дни новогодних праздников, что парализует нормальную работу всех участников избирательного процесса.
В связи с этим считаем целесообразным перенос дня голосования на второе воскресенье апреля.
5. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В ходе рассмотрения судами дел о защите избирательных прав граждан возникала неопределенность, связанная с применением статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ. В ряде случаев районными судами принимались к рассмотрению и выносились решения по заявлениям об отмене регистрации кандидатов за пределами процессуальных сроков, установленных пунктами 3 и 9 названной статьи ГПК РФ. При этом суды в своих решениях ссылались на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2005 № 14-П о несоответствии Конституции РФ положений статьи 260 ГПК РФ, предусматривающих сроки рассмотрения судом поданных в период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав, в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют суду по истечении установленных в них сроков разрешить соответствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу.
Суды полагали, что высказанная Конституционным Судом РФ позиция относительно сроков рассмотрения дел о нарушении избирательных прав в период избирательной кампании, не являющихся пресекательными, применима и к специальным срокам обращения в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата и принятии решения по нему (не позднее чем за 8 и 5 дней соответственно). Однако, все известные нам такого рода решения судов первой инстанции были отменены в кассационном порядке.
6. ВОЗМЕЩЕНИЕ СТОИМОСТИ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ И ПЕЧАТНОЙ ПЛОЩАДИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ БЕСПЛАТНО
Предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» норма пункта 10 статьи 59 о возможности установления иным законом условия о возмещении политической партией стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади в случае если кандидат (список кандидатов), выдвинутый партией, не набрал определенного числа голосов избирателей, является, на наш взгляд, дискриминационной.
Применение данной нормы, особенно на выборах федерального уровня, согласно которой партия обязана возместить стоимость эфирного времени (печатной площади) фактически по рекламным расценкам, приводит к образованию у значительного числа партий многомиллионной задолженности и способно привести к невозможности осуществления ими своей деятельности.
Считаем, что средства массовой информации, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетных средств, обязаны гарантировать право на предвыборную агитацию кандидатов, избирательных объединений без каких-либо изъятий. При этом подлежащая возмещению стоимость эфирного времени и печатной площади, предоставленных бесплатно, не должна превышать размера их себестоимости, а верхний порог числа голосов избирателей, преодоление которого освобождает от возврата средств, не может быть более 2-х процентов.
7. СБОР ПОДПИСЕЙ
Прошедшие федеральные и региональные избирательные кампании в очередной раз подтвердили опыт прошлых лет, продемонстрировавший ущербность установленной процедуры регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании собранных подписей избирателей.
Законодательно установленные требования к порядку оформления и срокам сбора подписей максимально усложнили политическим партиям и кандидатам данный процесс. Те же субъекты избирательного процесса, которым удалось собрать необходимое количество подписей и представить их в избирательную комиссию в установленный срок, сталкиваются с так называемыми «почерковедческими экспертизами», проводимыми в отсутствие установленных методов такого рода исследований. В целом процедура проверки достоверности и действительности подписей в избирательной комиссии является непрозрачной. Отсутствуют четкие критерии по определению недействительности подписей в связи с неуказанием в подписном листе тех или иных сведений об избирателе либо лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. Установленные правила позволяют отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) в результате выявления простых помарок и описок, допущенных избирателями и сборщиками, и явно не соответствуют конституционному принципу соразмерности.
Множество проблем возникает в ходе нотариального удостоверения списков сборщиков подписей: у нотариусов отсутствуют унифицированные правила совершения данного нотариального действия, при составлении необходимых документов со сведениями о большом количестве лиц ими зачастую допускаются технические ошибки, которые приводят к признанию недействительными всех подписей избирателей в соответствующих подписных листах. Очевидно, что нотариальное удостоверение списков сборщиков не имеет иной функции помимо усложнения всей процедуры сбора подписей.
При таких обстоятельствах установленное законом правило о 5-процентном пределе числа недостоверных и недействительных подписей является практически не реализуемым.
Следует отметить, что ни одна из избирательных кампаний не обходится без сообщений о фактах массовой фальсификации подписей избирателей.
Оценивая сложившуюся на сегодняшний практику регистрации и отказов в регистрации, считаем допустимым ставить вопрос об отмене дискредитировавшей себя в целом процедуры регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании подписей избирателей, по крайней мере, в том виде, в каком она установлена действующим законодательством. Институт сбора подписей может быть признан демократичным лишь при условии существенного снижения числа подписей, необходимых для регистрации, увеличения допустимого числа недостоверных и недействительных подписей до 15 процентов, принятия четких методик проведения проверки подписей избирательными комиссиями.
8. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
Требуют корректировки нормы избирательного законодательства, регламентирующие условия регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании внесенного избирательного залога. Определение размера избирательного залога в процентном отношении к предельному размеру расходования средств избирательного фонда привело к тому, что размер залога дифференцируется в разных субъектах РФ от нескольких сот тысяч до десятков миллионов рублей. В тех регионах, законами которых установлена возможность осуществления значительных затрат на проведение избирательной кампании, размер избирательного залога является непреодолимым препятствием для реализации пассивного избирательного права. Очевидно, что размер избирательного залога должен быть унифицирован федеральным законодательством и не превышать разумных пределов.
9. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ
Пункт 1¹ статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность изготовления агитационных печатных материалов (АПМ) лишь теми организациями (индивидуальными предпринимателями), которые в установленный законом срок опубликовали расценки на соответствующие работы (услуги) и представят их в определяемую законом комиссию.
На практике данное установление не раз приводило к тому, что на выборах в органы местного самоуправления либо дополнительных выборах в органы государственной власти субъекта РФ на территории проведения выборов не оказывалось типографий, имеющих право изготавливать АПМ, по причине неопубликования указанных расценок ни одной из них. Данная ситуация может быть урегулирована, например, путем установления правила, согласно которому на организации, финансируемые за счет соответствующего бюджета, возлагалась бы обязанность выполнять работы (оказывать услуги), связанные с изготовлением АПМ, по аналогии с правилом, обязывающим государственные и муниципальные средства массовой информации размещать агитационные материалы.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Прошедшие избирательные кампании в очередной раз не обошлись без грубых нарушений закона, что зафиксировано представителями политических партий, экспертами и наблюдателями. Среди данных нарушений наиболее распространены факты использования административного ресурса в целях принуждения избирателей к участию в голосовании, в том числе требования отдать свой голос за определенных кандидатов (списки кандидатов), проведение предвыборной агитации должностными лицами в нарушение установленных законом ограничений, использования кандидатами преимущественного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, фальсификации итогов голосования. Как и прежде, подавляющее большинство совершенных правонарушений не получило должной оценки со стороны правоохранительных органов и избирательных комиссий. Полагаем, что одной из причин, способствующих совершению названных деяний, является недостаточная жесткость действующего законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Российская экологическая партия «Зеленые» предлагает внести изменения в статьи 141-142¹ Уголовного кодекса РФ, направленные на ужесточение наказания в отношении лиц, виновных в совершении предусмотренных указанными нормами преступлений.



Председатель Партии А.А. Панфилов



Источник: Зеленые

  Обсудить новость на Форуме