21:00 18.03.2010 | Все новости раздела "Российская Экологическая Партия Зеленые"
ПОКА ОТСУТСТВУЕТ ЧЁТКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯМИ КЛИМАТА
ПОКА ОТСУТСТВУЕТ ЧЁТКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯМИ КЛИМАТА
17 марта в Кремле состоялось заседание Совета Безопасности по вопросам изменения климата. Его провел Президент России Дмитрий Медведев. Оно было посвящено мерам по предотвращению угроз национальной безопасности в связи с глобальным изменением климата. Обсуждались меры по реализации Климатической доктрины, а также основные направления государственной политики в области климата и адаптации к последствиям его изменения.
В своем выступлении Президент России отметил, что Россия пока существенно отстает от развитых стран в мониторинге и прогнозировании изменений климата. Глава государства обратил внимание на то, что наиболее важный для изучения причин и механизмов климатических изменений арктический регион по-прежнему недоступен для непрерывных гидрометеорологических исследований.
В этой связи Дмитрий Медведев поручил Правительству до 1 июня рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга. Кроме того, до 1 июля этого года должна быть утверждена стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года.
Приводим текст выступления Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
Сегодня наше заседание Совета Безопасности посвящено целому комплексу вопросов, которые связаны с экологическими, экономическими, социальными последствиями глобальных изменений климата. Конечно, их своевременная оценка и правильная реакция государства должны быть одним из наших государственных же приоритетов. За последнее время человечество неоднократно за эту проблему бралось, но без какого-то видимого эффекта. Копенгагенская климатическая конференция завершилась, по сути, провалом. Неясны сегодня и перспективы международного соглашения по вопросам климата, хотя, конечно, все продолжают работать. Тем не менее мы как ответственное государство будем придерживаться выбранной нами стратегии, а именно развивать и энергоэффективную экономику, и современные так называемые зелёные технологии, создавать современную энергетику, тем самым одновременно сокращая и выбросы углекислого газа в атмосферу. При любых сценариях это выгодно России с экологической и с экономической точек зрения. Безусловно, это вопрос нашей национальной безопасности, почему, собственно, мы сегодня и рассматриваем эту тему.
На такие подходы сориентирована и Климатическая доктрина России, которая была утверждена в конце прошлого года. В ходе её реализации были разработаны и внедрены государственные программы, которые призваны смягчить антропогенное воздействие на атмосферу, а также адаптировать её к тем изменениям, которые происходят в том числе на планете – в Арктике и наших северных широтах.
В этом контексте я хотел, чтобы Правительство до 1 октября этого года утвердило комплекс мер по реализации Доктрины, предусмотрев в нём и разработку необходимых нормативно-правовых актов. Такое поручение я Правительству даю.
Нам потребуется также создать новые финансовые и институциональные механизмы, которые будут действовать, предусмотреть стимулы для технологической модернизации предприятий, систему поощрения для тех компаний, которые занимаются модернизацией и добиваются существенных результатов. Может быть, и провести корректировку строительных норм, и технических регламентов с учётом происходящих или ожидаемых изменений климата. Хотя здесь, конечно, нужно быть аккуратными в оценках, потому что далеко не все прогнозы, откровенно говоря, сбываются, здесь нам нужно смотреть за тем, что происходит. Но в любом случае нам необходимо проверить состояние гражданской и военной инфраструктуры, расположенной в районах со сложными климатическими условиями. И если это будет признано необходимым, то принять меры по повышению их надёжности в связи с изменениями климата. Во всяком случае, по тем оценкам, которые есть, деградация многолетней мерзлоты на севере Западной Сибири и также на северо-востоке европейской территории России потенциально способна вызвать повреждение строений, коммуникаций. Это нужно принимать во внимание, даже несмотря на то, что, скажем, ушедшая зима была достаточно нетипичной для последних лет в нашей стране и, наоборот, традиционной для наших климатических поясов.
«Нам нужно взвесить, обсудить и предложить такую схему, при которой мы должны совместить и наш вклад в экологическую безопасность, в противодействие изменению климата, с одной стороны, и с другой стороны – сохранить конкурентоспособность нашей экономики по основным для неё экспортным позициям».
Исключительно важно иметь современную научно-исследовательскую и прогнозную базу, пока что в России она существенно отстаёт от развитых стран и в мониторинге, и в прогнозировании изменений климата. При этом арктический регион – и я на это хотел бы отдельно обратить внимание: это наиболее важный для изучения причин и последствий изменения климата [регион] – по-прежнему недоступен для непрерывных гидрометеорологических исследований. Правительству необходимо в срок до 1 июня рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга.
По-прежнему отсутствует и чёткая организация управления исследованиями климата – как фундаментальными, так и прикладными. Здесь нам необходимы единый центр и единый план научных исследований, включающий в себя прогнозирование угроз национальной безопасности, эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата, причём как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных территорий и применительно к отдельным отраслям.
Такой план необходимо составить до 1 сентября 2010 года, а до 1 июля этого года – утвердить стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, определиться с этапами реализации этой стратегии.
Уважаемые коллеги! Для того чтобы нам участвовать в международном переговорном процессе, крайне важно, чтобы мы действовали скоординированно и чтобы все структуры находились во взаимодействии. Их общая задача – содействовать в выработке глобального климатического соглашения, которое отвечает интересам устойчивого развития России и, естественно, основывается на наших текущих возможностях, а также исходит из тех конкурентных преимуществ, которыми располагает наша страна.
В самое ближайшее время следует принять решение о механизме координации межведомственных усилий, включающих в себя не только мониторинговую, исследовательскую части работы, но дипломатическую и информационную составляющие. Нельзя забывать и о том, что климатические изменения могут породить не только физические изменения, изменения в области природной среды, но и межгосударственные противоречия, которые связаны с поиском и добычей энергоносителей, с использованием морских транспортных путей, биоресурсов, с дефицитом водных и продовольственных ресурсов. Уже сегодня приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики. При этом, к сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к освоению и разработке арктических месторождений, что, конечно, недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо в силу географического положения и самой истории нашей страны.
И ещё один момент. Мы много на эту тему разговариваем. И я неоднократно эту тему обсуждал со своими коллегами в ходе встреч «большой двадцатки» и «большой восьмёрки». Есть так называемая идея превентивных мер развитых стран в области углеродного протекционизма. Такого рода решения, особенно однополярные решения или направленные в адрес конкретной страны или нескольких стран, могут ограничить возможности экспорта для отдельных видов российской продукции на мировых рынках и стать поводом для усиления недобросовестной конкуренции в отношении Российской Федерации. Поэтому нам нужно взвесить, обсудить и предложить такую схему, при которой мы должны совместить и наш вклад в экологическую безопасность, в противодействие изменению климата, с одной стороны, и с другой стороны – сохранить конкурентоспособность нашей экономики по основным для неё экспортным позициям. Вы сами понимаете, о чём я говорю.
В заключение я хотел бы подчеркнуть следующее. Учёные – здесь наши коллеги тоже присутствуют – продолжают спорить о глобальных последствиях, связанных с изменением климата. Здесь далеко не всё так очевидно, как иногда представляется экологам и людям, которые с достаточно высокой степенью внимания следят за этими процессами. Пока нет единого прогноза и точного сценария этих процессов, что бы кто ни говорил. Но мы обязаны быть готовы к любому развитию событий и использовать это развитие событий на пользу нашей экономики, для того, чтобы укреплять мощь нашего государства, нашей страны и защищать наших граждан от негативного воздействия климатического фактора на их жизнь.
Вот такова сегодняшняя повестка дня.
Как сообщил Интерфакс с основным докладом на заседании выступил вице-премьер Игорь Сечин.
Источник:
Пресс-служба Президента России, Росприроднадзор, Росгидромет, Интерфакс, Природные ведомости
Пресс-служба
Источник: Зеленые
Обсудить новость на Форуме