17:45 19.04.2011 | Все новости раздела "Российская Экологическая Партия Зеленые"

16 апреля - празднование чтимой иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" - покровительницы природы

16 апреля - празднование чтимой иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" - покровительницы природы

В одном из посланий «Зелёным» в 1995 году святейшего Патриарх Московского и Всея Руси Алексий II сказал: «В нынешнее время политических и социальных вихрей, посреди которых слишком многие утеряли ориентиры, осо¬бенно ценно не забывать о том, что солнечный цвет неизменно продолжает сиять и питать всех нас, живущих на Земле. Этот свет, как и свет духовный, сотворен Богом, и от нас зависит, насколько чиста атмосфера, через которую к нам исходит этот свет». В 1999 году «Зелёные» инициировали и организовали воссоздание часовни во имя чтимой иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в приходе Храма Всех Святых Ново-Алексеевского монастыря в Москве. На торжественной церемонии освящения часовни «Зелёные» приняли решение считать икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» иконографических символом экологии России.

Неразрывная связь христианства и экологии человеческого бытия прослеживается через священные книги Ветхого и Нового Завета, святоотеческие писания, деяния его подвижников, а история Православия полна достойных примеров жития в согласии с природой, соблюдения ее законов, аскетизма по отношению к ней, ограничивающим человеческие потребности самым необходимым для жизни, а также позитивной, преобразующей окружающий мир, деятельности. И хотя об этом говорилось и писалось много, есть немаловажная деталь, о которой мы забываем упомянуть. Православное вероисповедание глубоко и символично. Это и строение наших монастырей и храмов, их роспись и убранство, сама священная литургия, да и весь христианский быт пронизан этими символами. А насколько символична наша Русская Православная икона! Не зря ее называют окном в иной Божественный мир. Она есть символ явления, откровения и назидания, прощения и спасения Божьего. Не зря кающийся и просящий получал от нее много душевных сил и энергии, исцелялся от телесных и иных недугов. Она отвечала в трудные минуты на, казалось бы, неразрешимые вопросы его бытия, оберегала жилище человека и его быт. А сколько известно случаев избавления народов от мора, природных катаклизмов, войн? С ней русский народ связывал свои радости и страдания и она всегда приходила к нему на помощь. Православной душе всегда было известно в какой час и к какому лику обратить свой взор и молитву. Обратите свои взоры на «Ветхозаветную троицу» Преподобного Андрея Рублева. Господь Бог предстает перед нами во всем триединстве («яко три ангела») на фоне благоухающего дерева и скалистой горы. Не здесь ли символ единения духовной и физической среды нашего земного существования?! А сколько добра, чистоты и гармонии с миром Божьим на лубке с изображением жития Великого Русского Святого преподобного Серафима Саровского?! Вот икона Пресвятой Девы явленная Старцу посреди красот чудесного русского леса, а вот и «братья наши меньшие» — медведь трапезничает из миски в руках преподобного...
        Господь через лики святые являет нам великую идею о служебном предназначении природы по отношению к человеку, и как Господь для венца своего творения есть — отец любящий, так и человек устроенный по образу и подобию Божьему должен быть по отношению к окружающему бытию добрым отцом и другом, рачительным хозяином в доме своем. Не потому ли после чернобыльской трагедии в одном из селений Белоруссии была чудесным образом явлена икона Божьей Матери «Чернобыльская», заслоняющая своим телом с Богомладен-цем на руках, лучи, которые дарят миру не жизнь, а смерть и явили в небесах знак, который сейчас все чаще наблюдаем на земле — «Осторожно радиация!» Здесь кроется большой смысл: Господь не наказывает человека, он наоборот предос- терегает и спасает его, а человек наделенный фантазией и разумом из-за своей гордыни наказывает себя и ближних своих, так и не послушав назидание отца небесного.
        Но среди многих чудотворных икон существует одна, с которой верующие связывали благодарение Господу за явленные нам красоты мира и его наставление сохранить в такой же благоухающей красоте и жить в согласии с ним. Как только появляются первые весенние цветы, в завершении Великого поста, 16 апреля мы будем праздновать память иконы «Неувядаемый Цвет». Защитница и покровительница земли Русской — Пресвятая Богородица с Богомладенцем являет миру чистую, благоухающую ветвь цветка красоты неописуемой. В течении всей земной жизни, как это благовонное соцветие, Дева Мария с Господом явила нам символ чистоты, красоты и гармоничности созданного творцом мира и дали нам завет — сберечь этот мир в его красоте и многообразии, оставив его неувядаемым и чистым до конца рода человеческого. В глазах Богородицы и Богомладенца — радость и Вера. Радость за создание этого прекрасного мира и Вера в то, что он будет сохранен в своем великолепии. Вдумаемся в это. Когда икона была явлена миру, еще не стоял вопрос об «экологическом апокалипсисе», да наверное слова «экология» еще не существовало. Природа была еще чиста, но с каждым годом гармония между ней и человеком стала сходить на нет. Не это ль Божье наставление и предостережение всем нам?
        Икона Пресвятой Богородицы — «Неувядаемый Цвет» имела первоначальное происхождение на Афоне, откуда списки с нее и распространились по России. Откуда заимствовано такое название иконы можно понять из воспоминаний паломников на святую гору Афон. По их рассказам, на Афонской горе, среди прочих растений, растут цветы, которые, когда зацветают, сохраняют свой цвет, подобно цветам, известным под именем иммортелей, а потому действительно представляются неувядаемыми цветами. На Афоне эти цветы являют символ чистоты, как у нас в России лилии. И потому афонские монахи в воспоминание о непорочной чистоте Пресвятой Богородицы, неувядающей в течении всей Ее земной жизни, назвали этот растущий у них неувядаемый цветок Богородичным, так же и у нас в просторечии одно из растений носит название «Богородичной травки». Отсюда понятно, как травяной цветок, растущий на горе Афонской, попал в местную иконографию, — при написании иконы Богородицы символом желали указать на ее достаточно непорочную чистоту и ее гармонию с окружающим миром. Фактом является то, что, спустя многие годы, икона «Неувядаемый цвет» явилась реликвией Московского Ново-Алексеевского монастыря, поруганного в конце 30-х годов и ныне востанавливаемым прихожанами Храма Всех Святых и Братством Святителя Филарета Московского. О данном монастыре написаны целые трактаты. Никто на Руси не сменил столько мест пребывания как он. Основанный митрополитом Алексием, наставником Дмитрия Донского впервые он появился в Москве, где ныне находится Зачатьевский переулок, затем переехал на место нынешнего воз-ведения храма Христа Спасителя, а затем очутился на «берегах великого Красного пруда», что в селе Красном {сейчac район станции метро «Красносельская). Монастыря ныне нет. Есть только храм Всех Святых и прилегающие к ним кельи, бережно восстановленные прихожанами и братством. Нет более монастырского кладбища, где были захоронены многие выдающиеся деятели России: декабристы Свистунов и Вишневский, генерал Шинявский — золотопромышленник, основатель народного уни-верситета, купцы Алексеевы, давшие Москве психиатрическую больницу, канализацию, золототканое шитье и Художественный театр в лице К. Станиславского-Алексеева, Каменский — строитель Москвы конца прошлого века, издатель Достоевского — М.Н. Катков, Н.Ф. фон Мекк — меценатка, покровительница П.И. Чайковского, художник И. Прянишков, Чесноков — первый промышленник фарфора в России, многие друзья и мемуаристы А.С. Пушкина...
         В коммунистические времена здесь, как нигде, проявилась «любовь к отеческим гробам». Кладбище снесли, на его месте сделали детский парк, дети в буквальном смысле играли на костях. Но обитель была не только пантеоном, но и хранительницей особо чтимых икон Божьей Матери, одна из которых была «Неувядаемый цвет». Находилась она не в храме, а в особой часовне, которая находилась налево от въездных ворот. В описании, найденном в книге священника Николая Романского «Святыня Алексеевского девичьего монастыря» 1965), мы знаем, как выглядела эта чудотворная икона. Была она написана на медной литой доске: размером — в вышину 12 и в ширину 9 вершков. На иконе изображен престол; на передней стороне престола ежит Евангелие; на правой стороне престола — небольшой золоченый кувшин древней формы; в нем — густая ветвь с пышными распустившимися цветами, в виде розанов, с тремя красными и тремя белыми бутонами; по стволу ветви — густая зелень в виде травы осоки. На левой стороне престола стоит босыми ногами во весь рост Богомладенец. Правой рукой Он облокотился на плечо Богоматери, а левой руке держит скипетр. Глава Его в золотом нимбе. Богоматерь изображена немного больше, чем в пояс. Глава Ее несколько склонена в левую сторону и глаза Ее устремлены на Бого-младенца. Густые темные волосы Богоматери опущены назад; нет никакого покрывала; золотой нимб, а в нимбе над волосами венец. В правой руке Богоматери большая цветущая ветвь. Ветвь с зелеными листьями имеет семь распустившихся цветков в ви-де бутонов лилии: три бутона — вверху, два — посреди и два — внизу. Ствол ветви обвит вокруг узкого лентой бледно-желтого цвета. Вдоль ленты надпись: «Цвет неувядаемый! Радуйся, едино прозябшая яблоко благовонное! Радуйся, благоухание сладчайшего Царя». С правой стороны Богоматери, на особой подставке — плетеная корзиночка с такими же цветами, как и на престоле. Здесь только больше красных бутонов и букет гуще. Туника Богомладенца лазоревая; ворот, пояс, узкие рукава, подол и перед от ворота до подола обшиты золотой гладкой полосой. Туника Богоматери зеленая, поверх ее по плечам накинут красный плащ. Под иконой следующая подпись в два столбца по две строки: «Кто речит, яко плодов неба не имеет. Се от небесной ветви ¦я6локо — Христос здесь есть. К сей ветви люди скоро притецыте; Яблоко 'небесно, но жизненно примите». По описи монастырской эта икона значится уже под 1757 годом, где ныне находится эта святыня Ново-Алексеевского монастыря — неизвестно. В храме Воскресения Христова в Сокольниках, куда попали на хранение после разорения обители иконы: «Грузинская», «Целительница», «Алексия, человека Божия», есть икона с названием «Неувядаемый Цвет», но описанию чудотворной иконы ее изображение не соответствует^ Более всего изображение сходно со списком иконы «Неувядаемый цвет» из собрания Третьяковской галереи. Часовня Ново-Алексеевского монастыря уничтожена^ Последняя из них, недождавшаяся возвращения верующим Храма Всех Святых не дожила всего одного года. Из нее сделали трансформаторную будку прилегающего предприятия, а при ликвидации предприятия в 1990 году, снесли бульдозером. Возможно это была та самая часовня. Сейчас трудами архитекторов и историков воссоздается былой облик Ново-Алексеевского монастыря. К сожалению, слишком мало исторических документов и фотографий, ведь люди думали, что это все на века. Решено воссоздать по крайней мере поминальную часовню и часовню Божьей Матери «Неувядаемый Цвет».
        Мне вспомнилось, как недавно на пресс-конференции, посвященной восхождению экологической экспедиции на Эверест прозвучал термин «экология нравственности». Дело в том, что в горах до сих пор находятся тела погибших альпинистов, так и не преданных земле. Но как не вздрогнут наши сердца, когда узнаем что в подклети храма Всех Святых прихожанами бережно собраны останки наших великих предков, найденных при расчистке территории и в ходе возрождения монастыря. Не великое ли дело предать их земле и захоронить их в основании часовни и пусть вечным огнем горит неугасимая лампада. Мы устраиваем множество экологических акций. Безусловно, это дело Божеское, но подчас, мы «перегибаем палку», не замечая излишней помпезности и популизма. Часто это выводит людей из себя: «Вы лучше бы дерево посадили, чем столько шума делать». Думаю, что воссоздание часовни «Неувядаемый Цвет» будет понятно, как верующим, так и равнодушным к религии, но радеющим за сохранение и преумножение окружающей нас природы. Возможно, икона потеряна навеки и была сожжена в «коммунистическом огне», но у нас есть ее список. И нашим трудом и молитвою мы вправе вернуть эту святыню. По' крайней мере это могло быть благородной экологической акцией. И это дело чести, прежде всего, экологических структур России, что в дальнейшем могло бы стать хорошим начинанием для зеленых движений мира. И последнее. В России до сих пор остался День работников природоохранительной деятельности. Не помню в какой выходной какого месяца. Да и наверное многие из вас тоже. Так пусть 16 апреля день первых весенних цветов и «Неувядаемого Цвета» и станет для нас этим днем. Так помолимся и попросим Господа, чтобы окружающая нас природы при жизни нашей, как Пресвятая Богородица, была цветом неувядаемым.
        Виктор КОТОВ
        
        

Источник: Зеленые

  Обсудить новость на Форуме