21:00 14.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Форум "Стратегия 2020" будет постоянным
Председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов:
- Партия "Единая Россия" выходит на качественно новый этап. Сегодня перед нами стоит задача принять действенное участие в формировании и принятии Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Считаю, что в первую очередь мы должны выработать механизм, позволяющий организовать широкую общественную дискуссию по обсуждению методов решения всех важнейших целевых задач. Эти задачи предложены действующим Президентом РФ Владимиром Путиным и избранным Президентом РФ Дмитрием Медведевым.
В этих целях Партия будет развивать внутрипартийную дискуссию на базе трех клубов, представители которых несколько дней назад подписали Хартию. Клубная работа должна дать дополнительные возможности для самореализации каждого члена почти двухмиллионной Партии и, прежде всего, нашего актива – депутатов фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. Кроме того, мы предлагаем учредить как постоянно действующий форум "Стратегия - 2020".
Сегодня открытию IX Съезда предшествовала работа его восьми секций.
Модератор секции "Экономика, технология, лидерство", президент РСПП Александр Шохин:
- Большая честь для экспертного сообщества, бизнес-сообщества участвовала в съездовской дискуссии в рамках форума "Стратегия - 2020". Тот факт, что эта дискуссия становится постоянным механизмом общения Партии с экспертным сообществом, гражданским обществом и бизнес-сообществом, на мой взгляд, это веление времени.
Россия по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности, в настоящее время уступает только США, Китаю, Японии, Индии и Великобритании. Поставлена цель к 2020 году стать пятой по масштабам экономикой. Это амбициозная цель, но она становится еще более долгожданной, если иметь в виду, что рост должен быть не только количественный, но и качественный. Соответственно, должен быть рост, опирающийся на инновации, креативность, человеческий капитал, а также рост, устойчивый к колебаниям внешних факторов.
Главная задача государства – создать благоприятные условия для развития бизнеса, а увеличение инвестиций, рост производительности труда и конкурентоспособность и в целом экономическое развитие – это та зона, которая является ответственностью бизнеса. И мы, бизнес-сообщество, готовы взять на себя эту ответственность.
Позиции бизнес-сообщества и руководства страны в этом принципиальном вопросе совпадают. Необходимо четко сформулировать эту позицию в ключевых стратегических документах, таких как концепция долгосрочного развитии до 2020 года. Необходимо определиться с наиболее важными направлениями социально-экономической политики. Минфин поставил бизнес-сообщество перед выбором: либо снижать налог на добавленную стоимость, либо реализовывать остальные стимулирующие меры, считая, что это альтернатива. Но мы считаем, что альтернативы на самом деле нет. Все предлагаемые меры должны быть реализованы в том объеме, который необходим для реализации стратегических целей развития страны. При этом законодательное оформление этих мер должно состояться уже в этом году, чтобы бизнес мог формировать свои среднесрочные и долгосрочные планы. Речь идет как о мерах по изменению структуры экономики в пользу переработки, которая высвобождает финансовые ресурсы компании: это радикальное снижение НДС и упрощение его администрирования, налоговые каникулы для вновь создаваемых перерабатывающих производств, так и о мерах по преодолению технологического отставания страны. В частности, речь идет об амортизационной политике, введению приростной льготы по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР и целом ряде других мер.
Что касается НДС, то этот налог должен стать нейтральным. Его снижение должно позволить снизить налоговую нагрузку в первую очередь перерабатывающих отраслях, таких как машиностроение. Нельзя забывать о налоговом стимулировании инвестиций в человеческий капитал.
Отдельная тема – производительность труда. Ситуацию здесь можно назвать очень серьезной. Большая часть российских предприятий нуждается в модернизации как условиях роста производительности труда. Это позволит сократить малоэффективные рабочие места, создавая конкурентоспособные и хорошо оплачиваемые рабочие места. На новой технике должны работать новые кадры, для чего необходимо перестроить систему образования. По нашему мнению, требуется ликвидировать часть существующих ограничений при финансировании образования бизнес-сообществом. Кроме того, параллельно необходимо облегчить процесс подтверждения имеющейся квалификации. Речь идет о создании национальной системы квалификаций.
Эти меры создадут условия для перехода к инновационной модели экономики. Имеющаяся структура – не основа, а барьер для развития. Есть много проектов, которые бы увеличили частно-государственное партнерство. Речь идет о партнерстве в создании институтов.
Модератор секции "Что такое инновации", член Правления ОАО "Банк ВТБ" Ольга Дергунова:
- В рамках нашей секции мы пытались найти ответ на вопрос: как России стать высокотехнологичной державой за 10-15 лет. Мы вывели формулу из трех частей - государство, бизнес и образование - чтобы создать в России спрос на инновации.
Государство сделало много. Создана инфраструктура, инвестиционные фонды, работают технопарки, особые экономические зоны. Названы стержневые проекты, такие как нанотехнологии, биотехнологии, энергетика, атомная и водородная. Основной вопрос на повестке дня - коммерциализация полученных результатов от научных исследований. А кто может ее провести? Бизнес.
Чтобы идея пришла в бизнес, идея должна стать продуктом. Первый, кто встает в помощь исследователю – образование. Нужны новые подходы к тому, каким должен быть современный профессиональный исследователь, научный работник, управленец. Поэтому междисциплинарный подход был назван основным принципом, по которому должно строиться современное образование. Конкуренция за знания и непрерывность образования позволяют сотруднику, предпринимателю развиваться в течение всей жизни. Необходимо создавать новые образовательные учреждения, которые позволят ввести принципиально иные методы преподавания. Это называется словом гринфилд.
Где должны быть сконцентрированы кадры, чтобы спрос на создание инноваций был не только в столицах нашей страны. Мы обсудили вопрос кластерного развитии. Все пришли к выводу, что взаимодействие государства и бизнеса и в развитии кластеров, и в развитии образования является определяющим. Бизнесу нужно взаимодействие с государственными корпорациями, чтобы стать частью технологической цепочки, и чтобы вокруг стержневых проектов появились десятки тысяч малых и средних предприятий, которые смогут внести новые продукты на рынок.
Модератор секции "Наша демократия", главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев:
- До сих пор существует несогласие в отношении того, что мы понимаем под демократией. Это непонимание уходит корнями в 90-е годы, когда были пережиты трудности развала страны и государства. Тогда же были заложены основы сегодняшней демократии.
Некоторые до сих пор понимают демократию как борьбу с государством. Мол, чем слабее государство, тем больше демократических возможностей. Эта точка зрения распространена в радикальных политических кругах, но разделяется и средствами массовой информации. Есть другая ошибочная трактовка соотношения государства и демократии. Некоторые полагают, что демократия мешает установлению надлежащего порядка при принятии решений.
На деле государство и демократия не противостоят друг другу. Эффективная демократия возможна только при сильном государстве. Сила государства – в способности исполнять свои функции: порядок, безопасность, надежность, финансы, работающая бюрократическая машина, гарантии прав человека.
Гармония между государством и демократией позволит решить те громадные задачи, которые стоят перед страной – Стратегия 2020.
"Единая Россия" - важнейший демократический институт в стране. Более того, "Единая Россия" должна стать институтом демократической мобилизации. Она должна вовлекать в процесс модернизации страны интеллектуальные силы, предпринимательское сообщество, институты гражданского общества. Она должна побудить демократию работать на достижение долгосрочных целей страны.
Для этого необходимо усложнение внутренней структуры Партии. Подписание Хартии политических клубов "Единой России" - важный шаг для дискуссии. Это путь к выработке оптимальных решений. Второе – важна связь с низовыми общественными движениями. Сегодня гражданские инициативы, которых много на местах, зачастую подхватываются маргинальными политическими движениями. "Единая Россия" должна работать более интенсивно. Особенно важно растущее рабочее забастовочное движение. Третье – СМИ. Невозможно вести содержательную политическую дискуссию через слабые СМИ. К сожалению, в России СМИ слабы, особенно в регионах. Многие находятся под прессом местной бюрократии или местного бизнеса. Четвертое – участие бизнеса в политике и принятии важнейших решений.
Модератор секции "В поисках среднего класса", Первый вице-президент ИГ "Ренесанс капитал", вице-президент РСПП, член Общественной палаты РФ Игорь Юргенс:
- Узловой индикатор успеха политики – рост среднего класса. Участники круглого стола определили средний класс следующим образом. Он не ограничивается текущим уровнем доходов. Искомый смысл приобретается только если семья: во-первых, обладает сбережениями, желательно размещенными в банках или ценных бумагах; недвижимостью – комфортабельным жильем, активно участвует в кредитных, в том числе ипотечных схемах, ее работники обладают профессиональным, не ниже среднего специального образованием и заняты не физическим трудом; семья вкладывает средства в сбережение здоровья, имеется в виду дополнительное медицинское страхование, посещает физкультурно-оздоровительные объекты, регулярно повышает уровень собственного образования. Не последний показатель – принимает участие в общественной и гражданской самоорганизации.
В настоящее время этим критериям удовлетворяет не более 15-20 процентов российских семей. Концепция долгосрочного развития ставит задачу довести данный показатель до 50 процентов. Для ее решения требуются комплексные меры. Во-первых, сделать из сырьевой экономики, в которой крайне мало высокооплачиваемых мест, экономику инновационную. Высвободить из-под административно-государственного пресса предпринимательскую инициативу, прежде всего, малого бизнеса. В малом бизнесе заняты 20 процентов работников против 60 процентов в тех странах, которые мы хотим догнать. Создать эффективную доступную систему непрерывного образования, чтобы люди среднего и предпенсионного возраста оставались конкурентоспособными на рынке труда. Сформировать систему медицинской помощи, которая бы обеспечивала высокие стандарты оказания бесплатных качественных услуг, с другой стороны стимулировала работодателей участвовать в программах добровольного медицинского страхования работников. Обеспечить массовый доступ к кредитным схемам приобретения жилья. Активизировать местное самоуправление, наделив его дополнительными налоговыми источниками и реальными функциями. Всячески способствовать развитию всех, находящихся в правовом поле, форм самоорганизации людей от клубов по интересам до государственных структур, защищающих права человека и политических партий.
Модератор секции "Глобальный мир: амбиции суверенной России", руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:
- Секция "Глобальный мир: амбиции суверенной России" провела свою работу в острой напряженной дискуссии. У нас прямо кипели страсти. Это понятно. Наверное, невозможно в рамках демократической дискуссии выработать единый поход к таким важнейшим моментам как роль и место современной России в мире. Я хотел бы обозначить те моменты, которые участники секции предложили съезду в качестве основных по этой теме.
Острая дискуссия развернулась по поводу того, как относится к процессам глобализации. Было озвучено три позиции.
Первая – мы должны стать частью глобального мира, и бояться этого не надо.
Вторая – мы не являемся частью Запада, и Запад никогда не позволит России стать с ним на равных. Россия уникальная страна с уникальным опытом и цивилизационными параметрами. Мы должны выработать свой формат в отношениях с другими государствами.
Третья точка зрения пыталась примирить две первые позиции. Россия, опираясь на свои ресурсы и потенциал, должна выстраивать внятные отношения с международными структурами. Но, вместе с эти, должна быть ясно ориентирована на понимание того опыта, который наша страна приобрела за последние 50 лет. Этот опыт должен быть осмыслен.
Также споры вызвал вопрос, надо ли нашей стране ориентироваться на одного сильного партнера или быть открытыми для нескольких центров силы, не боясь вступать в отношения даже с теми, кто имеет противоречивые взгляды на перспективы международного развития. Эта позиция имеет в основе мнение, что Россия занимает уникальное геополитическое историческое место в мире, равноудалена от центров силы и в равной мере открыта для многих народов и цивилизаций.
Крайне важная дискуссия развернулась вокруг понятия суверенитета. Что есть суверенитет в современном мире и что это значит для России? Выстраивать ли такие системы безопасности и такие системы государственного устройства, которые определялись бы только внутри страны или существуют возможности делегирования части проблем, связанным с глобальной безопасностью международным структурам. Здесь также не было единой точки зрения. Однако мы пришли к выводу, что если даже Россия захочет делегировать часть своего суверенитета, то наши потенциальные партнеры, скорее всего, воспримут этот шаг не совсем адекватно.
Я бы резюмировал работу секции таким образом, что участники секции скорее не доверяют открытости западных партнеров, которые на словах готовы к выстраиванию якобы нормальных отношений с Россией, но на деле зачастую вынуждают Россию прибегать к жестким конструкциям, поскольку зачастую игнорируют мнение нашей страны. Здесь я бы подчеркнул, что жесткость этих конструкций зависит не только от уступчивости потенциальных партнеров, но и от того потенциала, который нарастится в России путем успешного развития экономики.
Наша дискуссия не расставила окончательно точки, но поставила множество вопросов. Эти вопросы будут сформулированы и составят основу для формирования концепции развития страны до 2020 года.
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме