18:00 14.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Форум предлагает современным художникам высказаться о том, что их волнует


Секция "Современное искусство: новые времена, новые перспективы" в рамках Форума "Стратегия - 2020" была посвящена вопросам развития современного искусства в России. Ведущие деятели культуры и искусства обсудили, какова должна быть поддержка государства в этой сфере, какие общественные институты могут оказать поддержку современным художникам.

Как отметил модератор секции, режиссер Кирилл Серебренников, обсудить проблемы современного искусства собрались люди, которые "с одной стороны уже состоялись в своем деле, и им не надо чего-то доказывать, с другой стороны они не стали частью номенклатурной системы". "Эти люди имеют достаточно сил, фантазии и возможностей изменить мир вокруг себя к лучшему", - сказал он. Серебренников предложил воспользоваться шансом, который предлагает форум современным художникам – высказаться о том, что их волнует:

- Под современным искусством мы понимаем театр, кино, собственно "арт", танец, дизайн – все, что призвано помочь человеку формулировать новые смыслы, самоидентифицироваться, ориентироваться во времени и пространстве и остаться человеком. Мы не будем говорить об искусстве коммерческих развлечений, о сохранении культурного наследия. Давайте говорить о том, каким искусство будет завтра, и будет ли оно вообще.

Всем понятно, что с современным искусством все плохо. Но плохо не потому, что мало денег, а по другой причине. Наше общество вообще не понимает, зачем ему нужно современное искусство. А современное искусство в какой-то момент решило обойтись вообще "без этого невежественного общества и стало маргинальным". В результате место культуры занял шоу-бизнес. Следствие этого – упадок в искусстве и пугающая деградация человека.

В некоторых случаях власть не вмешивалась в ситуации, в некоторых сама была источником происходящего. Современное искусство, конечно, иногда стоит защищать от мракобесов и от невежественных людей. С другой стороны власть полностью или частично финансирует наши проекты, заставила задышать кинематограф, строит здание театра.

В общем, все проблемы в отношениях художников и власти возникают из-за несогласованности принципов, по которым живет современное искусство и культурной политики власти.

Культуролог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей высказал сожаление, что у государства нет интереса к человеку, к культуре, к морали. По его мнению, нужно изменить ситуацию в обществе, в котором нет уважения к творчеству, к индивидуализму. Главный инструмент современный культурной среды – рейтинговая система. И ее, по мнению Даниила Дондурея, нужно атаковать.

Важную роль Дондурей возлагает на президента России: "Президент очень влияет на общество, поэтому он должен иметь программу встреч с современным искусством. Это единственный культурный герой в стране. Когда он что-то смотрит, об этом говорят все. Важно, чтобы у него появились эксперты. Новыми героями должны стать не криминальные авторитеты, а художники, ученые. Не телеведущие должны быть звездами для молодых людей, а те люди, которыми гордилась страна в советское время. Нужно помогать талантливым, тем, кто моделирует новые смыслы и создает будущее. - Важно, что десятки миллионов граждан не имеют доступа к современному искусству".

Писатель, член Общественной палаты Дмитрий Липскеров заметил, что "искусство – это всегда культура, но культура – не всегда искусство":

- Нужно говорить, в первую очередь, о культуре. Культура – это люди. Искусство вне контекста культуры не может существовать. Если в течение 25 лет культура уничтожалась, то, если ее 25 лет не восстанавливать, то не будет и искусства. Искусство вообще удел избранных.

"Единая Россия" собирается включить культуру в свои приоритеты. Приоритет – культура, а не искусства. Это и школьное образование, и история. Бессмысленно говорить только о финансировании культуры – нужно говорить о жестком законодательстве в этой сфере. И поэтому мы собрались на форуме "Единой России".

Галерист Марат Гельман:

- Мне интересно, как успешно или неуспешно с помощью искусства телевидение или общество образовывает публику. Мне интересно, чтобы были созданы условия, в которых этот прорыв будет осуществляться. Имеет смысл говорить о том, как власть может помочь или не помешать осуществиться этому прорыву.

Я против советского принципа дать денег всем – в результате нет прорыва. Я против бюджета лояльности, когда власть не пытается определить механизм работы культурной машины. В этом случае, если человек сам проявляется, то ему дают денег, чтобы был лоялен к власти.

Режиссер Алексей Герман отметил, что впервые появилось много талантливых молодых режиссеров:

- Произошел колоссальный прорыв. Этого нет в Европе. Как ни странно, это благодаря Министерству культуры. В Европе мы с большим трудом нашли бы деньги.

Важно не разрушить систему, которая уже зарождается. Тогда через пять-десять лет мы получим великое русское кино. Не надо никаких экспертных советов.

Что касается отсутствия интереса к интеллектуальному кино, что чем больше критическая масса этого кино, тем больше будет просачиваться в общество.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", сенатор Андрей Хазин:

- В значительной степени Партия, как политический институт, должна иметь возможность конкретизировать и формализовать действия, которые можно предпринять для улучшения ситуации с искусством и с культурой в целом.

Конечно же, должны быть возможности для проявления художника. Надо помнить, что художники, композиторы, театральные деятели являются по-прежнему властителями дум. Чтобы партия могла действовать через парламент, нужно формализовать их идеи, которые есть, чтобы способствовать формированию новой культуры и вовлечению как можно большего количества наших граждан в культурную жизнь.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме