15:46 11.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Есть ли место России в "общеевропейском доме"?

Есть ли место России в общеевропейском доме?
Есть ли место России в общеевропейском доме?
Есть ли место России в общеевропейском доме?
Видеомост Москва-Берлин на тему "Проблемы формирования новой системы безопасности в Европе. Создание "общеевропейского дома" - есть ли в нем место России?" прошел сегодня в РИА "Новости". В нем приняли участие Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев и его германский коллега – председатель Комитета Бундестага по международным делам Рупрехт Поленц.

Константин Косачев, открывая телемост, заявил, что Германия является для России одним из самых интересных и перспективных партнеров:

- Германия стала одной из первых стран Евросоюза, с которой мы на двусторонней основе договорились об упрощении визовых процедур. Германия стала первой страной НАТО, с которой Россия на двусторонней основе договорилась об условиях военного транзита для антитеррористических операций в Афганистане. Германия является для России торгово-экономическим партнером номер один. Эти три примера подтверждают огромный потенциал отношений двух стран. Германия выступает как суверенное государство, заинтересованное в развитии открытых отношений с Российской Федерацией. При смене правящей коалиции никаких изменений в наших отношениях не происходит.

Отвечая на вопрос журналиста о проблеме затягивания Украины и Грузии в НАТО, Константин Косачев сказал:

- Во-первых, ни Россия, ни НАТО не имеют право принимать каких-либо решений за Украину и Грузию. Это суверенное право соответствующих стран и народов. Мы убеждены, что рассмотрение этого вопроса в НАТО возможно только тогда, когда будут готовы Украина и Грузия. В случае с Украиной мы имеем ситуацию, когда от 20 до 30 процентов населения – совершенно точно не больше – готовы поддержать позицию руководства страны. Мы возражаем против того, чтобы на народ Украины оказывалось бы воздействие, потому что это является вмешательством в суверенные дела Украины. Когда Конгресс США принимает решение о поддержке членства Украины в НАТО, мы считаем это некорректным поведением по отношению к народу Украины.

Что касается Грузии, то там состояние общественного мнения иное. Это подтвердил референдум, проведенный в январе. Но его результаты подтверждают только настроения, существующие на части территории Грузии – оно не включает состояние умов в Абхазии и Южной Осетии. Если мы заявляем об уважении территориальной целостности Грузии, мы не можем ориентироваться на результаты референдума, который был проведен только на части этой территории. Пока не будут урегулированы конфликты, говорить о приеме Грузии в НАТО преждевременно, потому что мы не знаем, о каких государственных границах идет речь. Поспешность приема Грузии в НАТО затруднила бы урегулирование абхазского и югоосетинского конфликтов.

Пространство для маневра России заключается в работе с общественным мнением и убеждении населения демократическим путем, что отношения с Россией, НАТО и любыми центрами силами многовариантны. Нужно искать вариант, который будет соответствовать интересам подавляющего большинства населения Украины и Грузии.

Председатель Комитета Бундестага по международным делам Рупрехт Поленц, говоря о политике североатлантического альянса, заметил, что холодная война закончена, и НАТО изменилось по сравнению с 1988 годом – ведется политика открытых дверей.

- Тем, кто хотел присоединиться на определенных условиях, НАТО говорило: добро пожаловать. Конечно, государства сами решают, воспользоваться ли открытой дверью. Но в НАТО должны входить государство, которые являются стабильными, правовыми, уважающими права человека. Государства, стремящиеся в НАТО, должны урегулировать конфликты заранее. Нет ничего лучше, чем иметь своим соседом стабильную демократию. Но не в наших планах создавать огромную крепость, где внутри можно передвигаться, а на внешнюю сторону поворачиваться каменными стенами.

Отсутствие границ – большое достижение Европейского Союза. Это создает большие преимущества для людей, потому что они могут беспрепятственно разъезжать по Европе, могут найти работу в другой стране. Внутренний рынок Западной Европы практически не предусматривает таможенные границы. Это ведет к экономическому прорыву для всех участников.

Константин Косачев, комментируя заявление президента Польши, заметил, что оно произвело переполох не только в России и Польше, но и в европейских столицах.

- Господин Качиньский, как бы он ни формулировал свою мысль, проговорился в главном - в том, что в умах определенной части европейских политиков существует концепция объединенного Запада с одной стороны, и России с другой стороны. И все средства хороши, чтобы добиваться защиты объединенного Запада в отношении России. А к Западу, в умах этих политиков, относятся уже страны типа Украины и Грузии.

Это является крайне тревожным обстоятельством, которое не позволяет мне согласиться с господином Поленсом в том, что НАТО – это уже не та организация, которая была в 1988 году. Я не вижу никаких принципиальных отличий от времен "холодной войны". Лозунги поменялись, действительно на первый план выдвинуты концепции свободы и демократии, но по сути в организационных структурах, военном планировании НАТО является военным оборонительным союзом, в котором действуют принципы коллективной безопасности. С 1988 года НАТО впервые применило силу за пределами своей компетенции. Я имею в виду операцию в бывшей Югославии и многочисленные примеры, которые последовали за этим.

Я готов разделить энтузиазм по поводу того, что в Европе в связи с расширением НАТО и Евросоюза исчезают границы. Я надеюсь, что господин Поленс сможет разделить нашу обеспокоенность в связи с тем, что расширение НАТО и Евросоюза гипотетически на Украину приведет к возникновению границы между Украиной и Россией. Это приведет к прекращению сотрудничества в сфере безопасности, которая сложилась еще в советское время через взаимоинтеграцию соответствующих структур. Не будет взаимовыгодного сотрудничества в сфере военно-промышленного комплекса. Это будет означать проблемы для российского ВПК и катастрофу для украинского ВПК, потому что ее продукция востребована только в контексте сотрудничества с Россией.

Если когда-нибудь народ Украины четко демократическим путем выразит свой интерес к присоединиться к НАТО, это, безусловно, будет суверенным выбором украинского народа, который Россия обязана будет уважать. Но мы сейчас не находимся в этой ситуации.

Говоря о пути России при новом президенте Дмитрии Медведеве, Константин Косачев заметил, что по результатам выборов, народ России поддерживает изменения, которые произошли в России в последние восемь лет.

- Думаю, что популярность Владимира Путина и Дмитрия Медведева в равной степени объясняется двумя обстоятельствами. Первое – повышение качества жизни в РФ. Второе – возвращение гражданам России чувства национального достоинства, которое было поражено в 90-е годы. Чувство гордости за свою страну было возвращено россиянам уже в этом десятилетии, и это заслуга действующей власти. Оно проявляется в укреплении позиций России на международной арене, новой активности и принципиально новом прагматизме внешней политики.

Отвечая на вопрос о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, Константин Косачев заявил, что перспектива начала новых переговоров между Россией и Евросоюзом зависит не от России, а от Евросоюза.

- Мы убеждены, что будущий договор должен быть договором равных партнеров, выгодный им в равной степени. В 1994 году, когда был подписан действующий договор, существовали иллюзии с обеих сторон, что рано или поздно Россия вступит в Евросоюз. Это не произносилось открыто, но подразумевалось. Некоторые положения действующего положения носят дискриминационный характер по отношению к Россию. В частности, в статье №100 говорилось, что Россия обязуется гармонизировать свое законодательство в соответствии с нормами ЕС – т.е. не взаимная гармонизация, а одностороннее движение.

Партнерство на равной основе мне представляется ключевым элементом. В этом случае мы быстро найдем компромисс по многим спорным вопросам, начиная с Энергетической хартии, которая защищает интересы только одной стороны – потребителей энергоресурсов, а не их производителей. В энергетическом сотрудничестве России пока отводится лишь роль поставщика сырья, но не участника в распределении сверхприбылей, которые получаются в результате переработки. Мы сможем найти компромисс по пошлинам на древесину. Сейчас Евросоюз пытается настоять на том, чтобы заготавливать круглый лес в России, а обрабатывать у себя.

Рупрехт Поленц, в свою очередь, согласился, что во время переговоров с 27 странами Евросоюза так или иначе возникают разногласия:

- При президентстве Путина экономическое положение многих людей в России улучшилось, правда, многое связано с ростом цен на энергоносители. Сейчас России предстоит модернизация собственной экономики. На это могут быть использованы средства от экспорта энергоносителей. Евросоюз заинтересован в продолжении поставок энергоносителей. В соглашении о партнерстве и сотрудничестве речь пойдет о надежности снабжения, о механизмах урегулирования споров, чтобы не повторялись вещи, подобные конфликтам между Россией и Украиной.

Константин Косачев, отвечая на вопросы журналистов из Германии, заявил:

- То, что экономические успехи России основаны на высоких ценах на нефть и газ – распространенный миф. Статистика иная: из 7 процентов экономического роста в течение нескольких лет (это более, чем в два раза выше, чем в Европе) только два процента связаны с ценами на нефть и газ. Остальные пять – возрождение реального сектора экономики. Дополнительные ресурсы, которые мы получаем, пошли не на повышенные пенсии и зарплаты, а на накопление в Стабилизационном фонде. Эти средства могут быть использованы на крупные инфраструктурные проекты.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме