10:00 10.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Леонид Поляков: "Единая Россия" – партия социальных инноваций
В Кремле – третий Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Это - несомненно произойдет 7 мая.
В "Белом доме" на Краснопресненской набережной – премьер Владимир Путин. Это произойдет после 7 мая. Сомнений по этому поводу нет ни у кого, хотя остается неопределенность даты.
Тут решающая роль – у "Единой России". Именно ее фракция в Госдуме должна утвердить Владимира Путина в качестве Председателя Правительства РФ, коль скоро эта номинация уже анонсирована избранным президентом. И такое утверждение станет не простой формальностью. Оно будет означать, что стратегия инновационного развития России до 2020 года становится общенациональной программой. И что таким образом "эпоха Путина" продолжается с Дмитрием Медведевым.
Почему мы можем говорить именно об эпохальности происходящей в результате нашего общего выбора перегруппировки в высшем эшелоне российской власти? Дело в том, что сама эта перегруппировка есть лишь конституционно обусловленная адаптация института национального лидерства к тому вызову, перед которым сегодня стоит Россия. Мы не можем и далее следовать по прописям "инерционно-сырьевого сценария". Это – дорога в никуда, утрата конкурентоспособности нации. Мы обязаны открыть для себя принципиально новые пути, изобрести новые способы общественного развития.
Ведь речь идет не о том только, чтобы перевести экономику на инновационный путь. Путин здесь уже озадачил правительство "пошаговым планом". Вопрос глубже и серьезней: как все наше общество перевести на инновационный путь развития? Как мотивировать "инновационное поведение" граждан?
И вот здесь самое время вспомнить о той несомненности, которую вносит в российский политический ландшафт "Единая Россия". Почти двухмиллионная доминантная партия – это надежный гарант стабильности в стране. И одновременно – мощный потенциал социальных инноваций. Как он может быть реализован?
Отвечая на этот вопрос, необходимо ясно понимать, что такое социальная инновация. Кто, каким образом и почему может выступить в роли социального инноватора?
Вообще говоря, мы – россияне – уже социальные инноваторы. Весь коммунистический эксперимент был грандиозной социальной инновацией. И наш выход из этого эксперимента – тоже эксперимент. До нас никто, нигде и никогда не пытался строить капитализм (рыночную экономику) из социализма (почти тотально государственной экономики).
Это значит, что вся наша нынешняя социальная ситуация – принципиальная и небывалая новизна. И как таковая она требует принципиально новых решений. А что бывает, когда к принципиально новой ситуации применяются старые клише, мы видели на примере наших 90-х годов. И дело не в том, чтобы обвинять команду "младореформаторов" - они предложили то, что знали и умели, и честно следовали своему плану. Проблема была в нас самих – мы все тогда не осознали насущную необходимость поиска инновационных решений.
И, что принципиально – тогда не было политического механизма, который мог бы обеспечить поиск, отбор и реализацию таких решений. Не было партии, обладающей авторитетом, легитимностью и массовостью, которыми располагает сегодня "Единая Россия". Но теперь такая партия есть, и именно она может и должна стать тем "стартером", с помощью которого мы сможем запустить "мотор" социальных инноваций в стране.
Прежде всего, признаем: наше общество инновационно (то есть – оно небывалое в самом прямом смысле) по своей природе. Поэтому практически все наши проблемы не имеют готовых решений. Мы постоянно натыкаемся на то, что общие и вроде бы совершенно правильные рекомендации дают социально негативный эффект. Пример с пресловутой "монетизацией льгот" - один из самых наглядных. Он же подсказывает: социальная инновация в России сегодня – это нахождение решений для наших уникальных проблем.
Стало быть, мы остро нуждаемся в том, чтобы, во-первых, составить насколько возможно полный реестр проблем нашего общества. И, во-вторых, провести насколько возможно честный "тендер" на их наиболее эффективное решение.
Сразу же хочу подчеркнуть – речь не идет об исключительной компетенции каких-то особых "экспертов" и "ученых". В проблемах, которые возникают из нашей повседневной жизни и превращают нашу повседневную жизнь в порочный круг неразрешимых проблем – мы все эксперты. А сама главная проблема как раз в том и состоит, что наша экспертиза никем не востребована и потому не может быть использована при принятии политических решений.
Вот здесь "Единая Россия" и должна включить свой кадровый состав в насущно важную работу. Как можно большее число россиян необходимо просто опросить с тем, чтобы выявить наиболее типичные и неразрешимые проблемы на местном, региональном, окружном и федеральном уровнях.
Обычные опросы служб изучения общественного мнения 1600 или 2500 человек – слишком крупное "сито", через которое проваливаются в никуда повседневные маленькие проблемы "маленьких людей". А ведь дьявол, как известно – в деталях. Не исследуя "микрофизику", так сказать, наших повседневных социальных проблем, мы не понимаем их происхождение. И начинаем сочинять мифы про самих себя. Про "дураков и дороги", про "русскую лень", про - "гром не грянет, мужик не перекрестится" и т.д. и т.п.
Может, хватит национального самоуничижения и самобичевания? Пора бы и за дело браться – тем более, что есть кому его делать. Ведь составление четырехуровнего реестра "неразрешимых" социальных проблем – работа вполне посильная и быстро выполнимая именно с помощью разветвленной сети партийных организаций "Единой России".
А когда такой реестр составлен и обнародован, то "Единой Россией" может быть проведен всероссийский конкурс-тендер на самое эффективное решение каждой из всенародно выявленных проблем. Вот это и будет реальная мотивация для действительно инновационного поведения миллионов российских граждан. И из этого поведения, несомненно, возникнет социальная новизна, которая выразится в нахождении решений тех проблем, которые мы уже почти записали в наши "извечные" и "неразрешимые".
Если заработает система предложения и реализации социальных инноваций как эффективная технология решения самых насущных для людей проблем, то тем самым удастся устранить главный источник повсеместной коррупции. Сейчас "социальным инноватором" выступает чиновник, организующий схемы мздоимства за те действия, которые он обязан совершать по закону за свою официальную зарплату.
Обычно "взяткопотоки" формируются вокруг небольшого набора проблем, жизненно важных для разных социальных групп. Если решения этих проблем будут найдены, то есть будет создана четкая процедура действий граждан и ответственных органов власти с момента "входа" и вплоть до результата на "выходе", то "взятка" окажется излишней.
Разумеется, все это кажется на удивление простым и совершенно невероятным. Но разве не такие задачи должна ставить перед собой партия социальных инноваций?
Леонид Поляков,
доктор философских наук
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме