11:16 09.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
"Форум-2020". "В поисках среднего класса"
Малый бизнес должен быть освобожден от административного пресса
"Сделать средний класс доминирующим в российском обществе возможно, но для этого необходимо изменить страну", - считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
- Почему именно сейчас власть решила окончательно решить проблему формирования среднего класса?
- Это связано с логикой развития нашей страны. Поскольку сформировать по-настоящему демократическое общество, конкурентную экономику и эффективное государство без помощи широкого среднего класса просто невозможно.
В настоящее время, по мнению специалистов, к среднему классу относится не более 15 - 20% российских семей. Этого, как вы понимаете, явно недостаточно для достижения системных целей,
- А к 2020 году, по словам Дмитрия Медведева, этот показатель должен достигнуть 60%. Неужели возможно решить столь масштабную задачу в такой короткий срок?
- Думаю, возможно. Собственно, это мы и намерены обсудить на "Форуме-2020". И именно в силу масштабности задачи способы ее решения тоже радикально выходят за рамки разговора, собственно, о среднем классе.
Очевидно, что с сырьевой моделью экономики средний класс у нас развиваться не будет - просто потому, что в сырьевых отраслях довольно мало высокооплачиваемых рабочих мест. А в инновационной экономике - напротив, большинство рабочих мест именно высокооплачиваемые, поскольку задачи требуют значительно более высокой квалификации специалистов.
Другая важная задача на этом пути - освобождение из-под административно-государственного пресса малого бизнеса.
Поскольку государство никогда не обеспечит достаточное количество рабочих мест. Да и сами мелкие предприниматели - даже если они торгуют китайскими шмотками, не говоря о тех, кто занимается интеллектуальным бизнесом, скажем, делает компьютерные программы, - неизбежно будут втягиваться в средний класс. Сейчас у нас в малом бизнесе занято не более 20% работников против 60% в таких странах, как, скажем, Германия и Швейцария Масштаб задачи тоже представить несложно.
Еще одна очень важная задача формирования среднего класса - эффективная система непрерывного образования. Это значит, что даже человек предпенсионного возраста, скажем, мужчина 55 лет, мог повысить свою квалификацию и еще как минимум лет 10 эффективно работать по специальности, а не стоять охранником в забегаловке.
Почти напрямую с задачей формирования среднего класса связаны проблемы медицинского обслуживания, обеспечения массового доступа к схемам ипотечного кредитования, повышения роли местного самоуправления и многие другие. То есть это задача не просто изменения социальной структуры общества, но вообще изменения страны.
- В том числе и политических реформ?
- Да, но не на этом этапе. Существующего сейчас спектра партий явно недостаточно для выражения интересов всего общества. В той же "Единой России" существуют разные крылья - от левого до крайне правого. Но даже "Единая Россия" не в состоянии охватить своей "политической услугой" весь средний класс - особенно тогда, когда мы "дорастим" его численность до отметки, превышающей 50%. Этим людям в политической сфере будет нужна такая же конкуренция, которую они видят, скажем, на рынке продовольственных товаров. Уверен, что это понимают и в самой "Единой России".
На "Форуме-2020" будет обсуждаться проблема так называемого социального проектирования. То есть системы, при которой государство выступает не в роли собеса, но в роли партнера в тех или иных социальных проектах. Другой вопрос, что эти самые социальные проекты должны не "спускаться из центра", а формулироваться обществом. Дмитрий Левашов
"Средний" не значит "посредственный"
Андрей Воробьев, депутат Государственной думы, руководитель Центрального исполнительного комитета партии "Единая Россия"
В озвученной Владимиром Путиным "Стратегии-2020" сформулирована четкая задача: довести долю представителей среднего класса в стране с нынешних 15 - 20 до 60-70%. Так уж случилось, что столетиями в России были только богатые и бедные. И сегодня впервые мы имеем возможность положить конец этой практике, существенно сократить разрыв в доходах и создать слой успешных и благополучных людей. Потому что именно это и есть основа конкурентоспособности страны на мировой арене, залог стабильности.
Действительно, еще 150 лет назад известный английский историк Генри Бокль писал: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен". В большинстве стран, с которыми нам предстоит сражаться за место в "пятерке" глобальных лидеров, средний класс составляет 40 - 60% населения. В тех же США больше двух третей относят себя к этому социальному слою, а по уровню доходов в эту категорию входит около 60% семей.
Итак, какой средний класс нам нужен? Наверное, самое простое - свести все к экономическим показателям. Есть уровень дохода в 50 000 руб. на семью из трех человек - значит, принадлежишь к среднему классу. Не будем лукавить, стабильный достаток - это очень важная, основополагающая характеристика. Но в мире разработано множество иных критериев, большинство из которых носит еще и социальный характер, создает именно "класс".
Это наличие высшего или среднего профессионального образования, набор "буржуазных" ценностей (включая законопослушность и уважение частной собственности), стиль жизни и культурные предпочтения, социальный статус... Все это и есть качество среднего класса. Не только деньги, а достойное жилье, крепкая семья, хорошая школа для детей, здоровый образ жизни, гражданская позиция. Не случайно все это есть и в "Стратегии-2020", и в "Четырех И".
Говоря о качестве среднего класса, невозможно уйти от международных аналогий. Кто те люди, которые относятся к этому социальному слою? Ведь средний класс - это одноэтажная Америка, консервативная и примитивно варящаяся в "собственном соку", в пределах границ своего штата. Средний класс - это немецкие лавочники или, говоря современным языком, индивидуальные предприниматели. Средний класс - это английские финансисты, юристы и профессора.
У нас свой взгляд. В России есть необходимость формировать основы среднего класса через создание слоя деятельных, предприимчивых людей, как говорят, людей пассионарных.Что нам дает такое понимание среднего класса? Оно означает, что этот слой, костяк которого составляет малый и средний бизнес, превращается в фактор развития. Это те люди, которые должны обеспечить мировое лидерство России, которые будут активно участвовать в создании инновационной экономики. Ведь наш главный резерв - в вовлечении в самостоятельную деятельность, в том числе в бизнес, в конкурентные отношения той части населения, довольно крупной, которая пока еще "спит" под гнетом патерналистских установок прошлого. Именно за счет людей, которые хотели бы, но пока не могут реализовать себя в малом и среднем бизнесе или, скажем, на творческом поприще, должен произойти качественный прирост среднего класса, повышение производительности труда.
Звучит заманчиво. Но как этого добиться на деле?
Первое. Создать максимально комфортную среду и различные стимулы для занятия предпринимательской деятельностью, для самореализации. Очевидно, что это означает искоренение административных барьеров, облегчение налоговой нагрузки, формирование нормальных, посильных для "частника" механизмов кредитования. Чтобы можно было за 72 часа зарегистрировать свое предприятие и начать работать, честно платя налоги и не опасаясь всякого рода бесконечных "проверок". Одновременно государство могло бы, скажем, профинансировать банкам проценты по кредитам для малого и среднего бизнеса, если речь идет об инновациях, о внедрении новых технологий в производство.
Второе. Наладить эффективное сотрудничество власти с институтами гражданского общества. Необходим действенный механизм обратной связи для среднего класса. Нужна структура, которая будет принимать сигналы о том, что предпринимателям кто-то ставит "палки в колеса", что тормозятся гражданские инициативы, зажимаются передовые идеи и творческий потенциал. Со стороны "Единой России" мы можем использовать механизм общественных приемных. Кроме того, сегодня у нас в партнерах более 40 различных организаций, и мы намерены этот спектр расширять. Бизнес-ассоциации, союзы врачей и учителей, ТСЖ - это и есть активный средний класс.
Третье. Пропагандировать новое "лицо" среднего класса - достижения ведущих профессоров и юристов, менеджеров и представителей малого и среднего бизнеса. Все эти люди должны получить уважение, признание и почет, задавать образцы социально одобряемого поведения. Например, "лицом предпринимательской России" должны стать наиболее успешные представители среднего, а не только крупного "олигархического" бизнеса.
Мы навели в стране порядок - это был необходимый, хотя и сложный этап. Теперь перед нами стоит новая задача - обеспечить динамичное развитие. Как отметил в Красноярске Дмитрий Медведев, "сегодня уже понятно, что на текущем витке истории определяющие факторы успеха развития - это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей". В следующее десятилетие нам предстоит всем вместе сделать большую часть населения самодостаточными, полноценными, активными гражданами. Именно такой средний класс нужен стране. Именно он составит тот "человеческий капитал", который превратит Россию в одну из ведущих мировых держав.
"Известия",
09.04.2008, №063
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме