11:16 09.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

Дмитрий Орлов: Средний класс и социальная мобилизация в России

Дмитрий Орлов: Средний класс и социальная мобилизация в России
Средний класс может стать большинством населения России. Для этого обществу нужна социальная мобилизация

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук:

- Слова Владимира Путина о том, что средний класс должен составить большинство населения страны, вызвали у многих иронию и даже скепсис. Однако востребованы детальный анализ и эффективная программа действий. Что же конкретно сказал президент на расширенном заседании Госсовета по этому поводу? "Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, - помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы. То есть иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу. И считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов". Совершенно очевидно: это не мимоходом брошенная фраза, а комплексный, хотя и сжатый, взгляд на проблему. И – цель.

2020: цель достижима

Для понимания того, насколько реалистична эта цель, важно выяснить, каков сегодня средний класс: какую часть населения можно к нему отнести, какие социальные слои входят в его состав, каковы темпы его роста и какими они должны быть в будущем, чтобы к 2020-му он стал большинством населения.

Готовых ответов на эти вопросы у российских социологов нет, поэтому я взял на себя смелость провести небольшое исследование, главные выводы которого заключаются в следующем.
  1. Для выявления среднего класса и формирования в отношении него действенной политики нужны национальные содержательные критерии – кальки и трафареты не подойдут.

  2. Средний класс составляет в современной России 25-30% населения, а средние слои в целом – около 70%.

  3. Среднегодовые темпы роста среднего класса в 2000-2006 гг. составляют по консервативной оценке 3%.

  4. Поставленная Владимиром Путиным цель достижима при условии, что имеющиеся темпы роста среднего класса сохранятся в 2008-2020 годах.

  5. Для сохранения этих темпов необходима серьезная социальная мобилизация – в частности, резкий рост мелкого и среднего бизнеса и расширение среднего класса за счет протосреднего.

  6. Одним из главных инструментов этой мобилизации должна стать партия "Единая Россия".
"Средние": критерии

"Лучший род людей есть средний", - говаривала Екатерина II. Далеко не все лидеры России считали так. Именно поэтому вплоть до самого последнего времени социальная структура общества в России представляла собой пирамиду – состоятельная и очень малая по численности верхушка, небольшая средняя прослойка и колоссальное "дно". В благополучной стране она напоминает яйцо: значительный высший класс (элита), доминирующий средний класс и небольшой низший класс. Именно на создание такой структуры и ориентирует общество Владимир Путин.

В выделении среднего класса, на наш взгляд, откровенно неэффективно, а иногда и попросту абсурдно использовать "внешние" трафареты доходов, хотя это довольно распространенный подход. И дело не только в том, что существует проблема паритета покупательной способности. И не в том, что в Европе живут на накопления, а в США – на кредиты. И не в том даже, что "трафаретов" - много: так, Всемирный банк считает нижним пределом принадлежности к среднему классу 3.470 долларов, власти США – 3.160 долларов, Германии – 2.000 евро, Бельгии – 1.150 евро, Греции – 750 евро. Просто абстрактные доходы, выраженные в долларах, евро или рублях, ни о чем не свидетельствуют: уровень и качество жизни намного важнее.

Критерии принадлежности к среднему классу, которые, пожалуй, можно назвать общепринятыми (их, кстати, разделяет и население России – см. данные опроса ВЦИОМ от 20 марта 2008 г.), таковы: 1) достаточный уровень доходов; 2) довольно высокие стандарты потребления, включая личный автомобиль; 3) нормальная обеспеченность жильем и/или владение недвижимостью; 4) высшее образование; 5) занятие высококвалифицированным трудом; 6) самоидентификация себя как представителя средних слоев.

"Старый" средний класс Европы и США состоял практически только из предпринимателей и собственников. "Новый" средний класс появился в результате "революции менеджеров" и включает в себя самые разные профессиональные и возрастные группы. Но главное – все они наемные работники.

В СССР западные социологи выделяли так называемый "класс дачевладельцев", отождествляя его со средним классом. Это была оценка, не соответствующая реальному положению дел: и дачами, и машинами владела в Советском Союзе скорее элита. Так, по данным ЦСУ СССР, в 1970 году на 1000 человек населения приходилось лишь 5,5 легковых автомашин. Настоящий средний класс появился только в новой России, в середине 90-х годов. Эта прослойка была очень узкой, а после кризиса 1998 года вообще сжалась до 7-8% населения.

Протосредний класс

Для того, чтобы выявить и описать сегодняшний российский средний класс, будем действовать методом концентрических окружностей. Сначала определим реальную границу бедности, отделяющую средний и протосредний класс от низшего класса, а затем проанализируем состояние средних слоев, используя статистические и социологические данные.

Скучная статистика приносит главную сенсацию: бедных в стране совсем не большинство. Прежде всего, по данным Росстата за 2006 год (мы и далее будем ссылаться именно на эти данные, если не оговорено иное), численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума упала до 21,6 млн. человек (15,3%). В 2000 году таких было 42,3 миллиона – 29% всего населения. Сам прожиточный минимум – другой: в 2000 году он составлял лишь 1.210 рублей, а в 2006-м – уже 3.422. Разумеется, каждый, кто зарабатывает больше 3.422 рублей, не может быть автоматически отнесен к среднему классу.

Все дело в том, что меняется структура "доходного большинства". В 2000 году 77,4% населения получали доход до 3.000 рублей. По данным опроса "Левада-центра" (2005), уже в 2005-м бедных было лишь 35%, а самых бедных – 8% (1999: 49% и 19% соответственно). А в 2006-м 70,1% располагали доходом свыше 5.000 рублей, в том числе 53,3% - свыше 7.000 и 26,5% - свыше 12.000 рублей в месяц. При этом 71% респондентов, опрошенных ВЦИОМ 6-7 октября 2007 года, посчитали "бедными" семьи с доходом на члена семьи до 5.000 рублей. Вспомним электоральный результат Дмитрия Медведева: 70,2%.

Совпадение? Такие совпадения весьма редки.

70% - это и есть нынешние границы средних слоев, до которых может расширяться уже сформировавшийся внутри них реальный средний класс. Правящая элита, и прежде всего партия "Единая Россия", добивалась формирования устойчивой социальной базы и добилась этого. Большинство Путина-Медведева не случайно, оно жестко обусловлено статистически и социологически.

Реальный средний


Как выделить реальный средний класс внутри средних слоев, отделив от него протосредний класс? Какова величина реального среднего класса? Маркетинговое агентство "Эксперт-дата" уже в 2005 году бодро отнесло к среднему классу 37% населения, и это, конечно, было оптимизмом чрезвычайным. Институт социологии РАН в январе 2007-го нашел в обществе лишь около 14% "среднеклассников". ЦМАКП в октябре 2007-го сообщал, что средний класс составляет около 20% россиян.

Некоторые статистические характеристики населения России
ПоказательЗначение
Доля населения со среднедушевыми денежными доходами свыше 12.000 рублей в месяц26,5%
Количество жилых помещений58,0 млн.
Количество жилой площади в среднем на 1 жителя 21,1 кв. м
Количество приватизированных жилых помещений25,1 млн.
Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек177,8 штук
Количество туристических поездок российских граждан по стране и выездов за рубеж (оценка) 43,29 млн.
Количество подключенных терминалов сотовой подвижной связи154,5 млн.

Источники: Росстат; Ростуризм; Российский союз туриндустрии; Высшая школа экономики; подсчеты автора. Все показатели даны за 2006 год, оценка количества туристических поездок – за 2007 год
Я убежден в том, что реальный средний класс составляет в сегодняшней России 25-30% населения. Объемная картина, которая позволяет мне это утверждать, складывается из небольших фрагментов. 26,5% располагают доходом более 12.000 рублей в месяц (см. таблицу), а 42%, по данным ВЦИОМ (далее также данные этого социологического центра), оценивают свой уровень доходов как средний. При этом есть, разумеется, и "серые" доходы. 28% тратят на питание треть доходов и менее. Практически у каждого пятого есть автомобиль, а это значит, что как минимум половина семей – "на колесах". В собственности – 25 миллионов квартир и домов. Трудно представить себе более массовую армию собственников, чем эта. 15% делают целенаправленные сбережения.

Но главное – по разным критериям относят себя к среднему классу от 18 до 42% респондентов, опрошенных ВЦИОМ.

Как выяснил Институт социологии РАН, проводивший большое исследование среднего класса, это люди, работающие с интересом и инициативой, не верящие в "везение", довольные своим социальным статусом, аккуратно относящиеся к своей собственности, а главной ценностью считающие свободу. Модернизация экономики и инновационная культура мышления – для российского среднего класса уже сегодняшняя реальность.

Мобилизация: малый бизнес и не только

Если оценивать величину среднего класса в 1999 году в 7-8%, он рос с тех пор не менее чем на 3% в год.
А это значит, что цель, поставленная Владимиром Путиным, достижима. Но имеющиеся темпы роста среднего класса должны сохраниться в 2008-2020 годах.

Для сохранения этих темпов назрела серьезная социальная мобилизация. Что именно? Прежде всего нужно обеспечить резкий рост мелкого и среднего бизнеса: количества предпринимателей и в целом занятых в это секторе. Дмитрий Медведев, предложивший освободить малых предпринимателей от не санкционированных судом или прокуратурой проверок, заложил в это строящееся здание краеугольный камень. Но дело не только в проверках. Нужны, например, расширенные целевые программы кредитования. Нужны, по словам руководителя ЦИК партии "Единая Россия" Андрея Воробьева, "фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека, которые позволяют сформировать солидный средний класс. Наша задача – создать все условия для раскрытия творческого потенциала, предпринимательской жилки…".

Необходимо расширение среднего класса за счет протосреднего, который составляет 40-45% населения. Это стимулирование роста уровня жизни миллионов менеджеров, в том числе вывод их зарплат из тени. Это и рост доходов бюджетников, что автоматически переводит (и уже перевело) значительную их часть в средний класс. Это увеличение доходов и повышение социального статуса квалифицированных рабочих. Это изменение налоговой системы.

Разумеется, сделать средний класс большинством населения будет непросто без масштабного и ответственного политического института, который взял бы на себя управление этим процессом. Партия "Единая Россия" - "мощнейший инструмент мобилизации" (Воробьев) . Партия может разъяснять и убеждать – убеждать людей даже в том, что они относятся к среднему классу (по данным Института социологии РАН, целых 14% граждан, потенциально близких по статусу к среднему классу, попросту отказывались от самоидентификации с ним). Но – не только. Законопроекты для обеспечения экспансии "средних", ставка на средний класс в кадровой политике – вот мощнейшие рычаги социальных инноваций.

И, конечно, нужна громадная политическая воля. Воля, способная в случае необходимости переломить негативные социальные тенденции и ускорить формирование среднего класса. Такая воля в стране сегодня есть.


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме