15:45 08.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"

"Форум-2020". "Право против коррупции"

Форум-2020. Право против коррупции
Первый после выборов депутатов Госдумы и президента Российской Федерации общероссийский съезд партии "Единая Россия" пройдет в Москве 14 - 15 апреля. Во время съезда планируется проведение "Форума-2020". К участию в нем приглашены как "единороссы", так и беспартийные представители экспертного сообщества. Тема для обсуждения - реализация "Стратегии развития России до 2020 года".

Содокладчиками в секции "Форума" "Право против коррупции" выступят: от экспертного сообщества - член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена, а от "Единой России" - член Генерального совета партии, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Накануне "Форума-2020" "Известия" попросили их поделиться своими соображениями о том, какие меры для решения проблемы коррупции они считают наиболее важными.


"Соблюдение закона должно стать модным"

"Государство не сможет победить коррупцию без активного участия общества", - считает адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена

- Тема коррупции, о которой вы будете делать доклад на "Форуме-2020" , сильно выделяется на фоне остальных тем дискуссионных площадок: "В поисках среднего класса" или, например, "Великая культура: смена вех". То, что коррупции посвятили отдельную секцию, говорит о серьезности проблемы?

- Да, и это все прекрасно понимают. Совершенно очевидно, что стратегия развития страны до 2020 года не может быть реализована без решения более чем серьезной для нашей страны проблемы коррупции. Поскольку ни развитие общества, ни тем более развитие бизнеса, ни вообще какое-либо развитие невозможны при наличии этой нашей застарелой болезни.

В секции "Право против коррупции" на "Форуме-2020" для обсуждения этой проблемы соберутся люди, которые хорошо знают, как с ней бороться. Правда, представления об этом у всех разные.

Многие считают, что коррупцию можно победить репрессивными методами, путем ужесточения законодательства. Но практика - не только наша, но и зарубежная - показывает, что это не так. Можно ввести за коррупцию хоть смертную казнь, но это не решит проблему полностью.

- Может быть, хотя бы попробовать?

- Мы исходим из того, что коррупцию можно победить только комплексными мерами, куда входит и ужесточение законодательства, и более четкое правовое регулирование деятельности государственных и иных органов, и, чему сейчас почти не уделяется внимание, правовое воспитание граждан.

На "Форуме-2020" заявлены более чем серьезные темы для обсуждения. Это и внутренняя и международная политика, и формирование в России среднего класса, и инновационная экономика, и культурное развитие. Но ни одно из этих направлений не может быть в полной мере реализовано при наличии такого тормоза, как коррупция. Поэтому не уничтожение коррупции (это, к сожалению, невозможно), но ее постоянная минимизация - это один из ключевых моментов в реализации стратегии нашего национального развития.

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что под особенно сильным прессом коррупции находится малый и средний бизнес. Этому будет уделено какое-то внимание?

- Самое непосредственное. Вновь избранный президент уже заявил о том, что всяческие проверки и прочие возможности для давления на представителей бизнеса нужно радикально минимизировать. Уверен, что мы будем двигаться по этому пути и дальше. Но желания высшего государственного руководства недостаточно. Все же понимают, что источник коррупции - на среднем и низшем уровнях власти.

- Но как все-таки убедить чиновника, чтобы он не брал взятки, если не репрессиями? По данным всех исследований, большинство россиян высказываются за ужесточение наказания за коррупционные преступления...

- Несомненно, срок - это серьезный аргумент. Но есть еще комплекс мер, которые необходимо предпринять, чтобы у чиновника не возникало даже мысли где-то что-то урвать. Это и повышение зарплаты госслужащих. Они должны понимать, что можно всю жизнь работать, достойно зарабатывать, быть уважаемым членом общества, а можно один раз "взять на лапу", слететь с работы и стать изгоем. То есть в рамках борьбы с коррупцией мы сталкиваемся с необходимостью углубления реформы государственной службы. Но мы намерены обсудить на "Форуме" и то, что нужно сделать, чтобы человек разговаривал с чиновником не как проситель, а как человек, получающий услугу. Чтобы гражданин знал, куда и каким образом можно пожаловаться на зарвавшегося чиновника. И главное - чтобы был уверен, что этот чиновник и его коллеги ему потом за это не отомстят.

- Многие даже говорят о создании отдельного антикоррупционного ведомства...

- Возможно, в этом и есть смысл. Я не сторонник такого подхода, когда под каждую задачу создается отдельное ведомство, но в данном случае, возможно, это необходимо.

Что необходимо абсолютно точно - так это дальнейшая реформа судебной системы. Не доверяют наши люди суду и часто имеют для этого основания. С этим нужно что-то делать. Человек должен доверять государству - и исполнительной власти, и законодательной, и судебной. Без этого борьба с коррупцией невозможна.

Иными словами, закон должен стать частью нашей жизни. Соблюдение закона должно стать модным. Точно так же, как в 90-е годы было модно закон не соблюдать. Выражаясь на современном сленге, соблюдение законов - это актуальный тренд. И на предстоящем "Форуме" мы обсудим, как и что нужно сделать, чтобы большая часть россиян от моды не отставала.

- То есть грядет очередная кампания - вроде "не бери взятку и спи спокойно"?

- Это не кампания, это старт большой системной работы. Наша секция в рамках форума - это только начало процесса активного привлечения экспертного сообщества к решению проблемы борьбы с коррупцией. "Круглый стол" в той или иной форме будет действовать постоянно. Тем более что общественности есть куда адресовать свои мысли, наработки, результаты обсуждений - крупнейшая партия страны, "Единая Россия", объявила борьбу с коррупцией одним из своих приоритетов. Имея большинство в парламенте, активно сотрудничая как с действующим, так и с вновь избранным президентами, а также с правительством, "Единая Россия" создает системный антикоррупционный механизм. Будем надеяться, что скоро он заработает в полную силу.

Нельзя отдавать государство бюрократам

Член Генерального совета "Единой России", председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин


Отвечая на вопрос о сути такого явления, как коррупция, мы можем сказать, что оно представляет собой нелегальный канал в целом абсолютно позитивного и необходимого процесса - постоянного воздействия общества на власть. И если в отношениях между обществом и властью возникает коррупция, перерастающая в проблему, которая угрожает устоям государства, - а, как видно из результатов исследования, проведенного недавно Институтом общественного проектирования (ИНОП), в России ситуация именно такова - значит, в самой системе взаимоотношений общества и государства что-то весьма неблагополучно.

Наиболее общий вывод о характере порока этой системы взаимоотношений таков: сегодня обществу трудно влиять на обеспечение своих интересов через законодательную, представительную систему в силу различных факторов, в том числе слабого учета политиками реальных интересов избирателей, слабости легальных "групп давления", слабого контроля законодателей над исполнительной властью. В результате отдельные люди и деловые организации реализуют свои интересы не на стадии принятия закона, как принято в системе цивилизованных отношений, а на стадии его исполнения. То есть не через парламент или законодательное собрание, с использованием легальных и открытых механизмов взаимодействия с политическими партиями и общественными организациями, а через министерство или иное ведомство, с использованием закрытых личных отношений с друзьями и членами семей лиц, принимающих решение об исполнении закона.

Влияние общества на власть через представительные учреждения, законодательную ветвь власти является абсолютно здоровым явлением и относится к самой природе этих учреждений, служащих именно для представительства интересов своих избирателей. Именно в этой сфере возможен и такой канал, как легальное лоббирование, - институциализированный способ реализации различных деловых интересов через законодательный орган. Понятно, что есть недопустимые формы лоббирования и через представительные органы, но в целом взаимодействие с ними есть законное представительство интересов. А вот реализация своих интересов, лоббирование через исполнительную ветвь власти, которая призвана не определять правила жизнедеятельности в той или иной сфере, не толковать закон, а лишь неукоснительно его исполнять, - это и есть собственно коррупция.

Изменение существующей ситуации на противоположную стало бы торжеством гражданского общества: поскольку парламентаризм и политические партии являются наиболее развитой формой организации гражданского общества, поскольку неполитические организации гражданского общества, организации бизнеса получили бы эффективный легальный канал воздействия на власть, на принятие решений.

Нельзя сказать, конечно, что сейчас этого канала нет вовсе. Все-таки в Российской Федерации действующий парламентаризм, однако на этапе становления и укрепления всей политической системы в условиях обновляющегося государства этот канал пока не является эффективным в полной мере.

В исследовании ИНОПа отмечена и так называемая деловая коррупция, в бизнес-организациях и СМИ. Тут можно заметить: что позволяет себе власть, позволяет и бизнес, и, к сожалению, пресса, которая, согласно мировой практике, является одним из самых сильных антикоррупционных средств. Но, к сожалению, для нас это отдаленная перспектива.

Можно констатировать, что в области исполнительной власти стабилизация 2000 - 2004 гг. была достигнута в том числе путем избегания жестких антикоррупционных мер. Это цена за стабилизацию. Впоследствии, через два года, президент РФ Владимир Путин сам определил, что такие меры - задача будущего президентства, a в декабре 2007 года он сказал (в интервью журналу "Тайм"): "Мы плохо решаем этот вопрос (борьбы с коррупцией) и плохо контролируем ситуацию в этой сфере... в переходной экономике, да еще и в условиях перестройки политической системы, конечно, решать такие вопросы сложнее, потому что у нас, к сожалению, нет соответствующей реакции гражданского общества на это, не отработана - к сожалению, система контроля гражданского общества за деятельностью государственных институтов... Все это вместе, в том числе и увеличение возможностей для средств массовой информации, безусловно, является одной из задач, которую мы должны будем решать".

То есть президент констатировал переходный характер ситуации в экономике и политической системе и тем самым говорил о том, что субъекты гражданского общества должны активно действовать на антикоррупционном направлении.

Что же, на наш взгляд, нужно делать? Первое, как было сказано выше: нужно развивать институт парламентаризма и политические партии. Второе, нужно осознать, что при укреплении административной системы в нее не закладывалась изначально и параллельно антикоррупционная система. Впрочем, сделать это было бы достаточно сложно по следующим причинам:
  1. коррупция уже существовала в этой системе в развитом виде (что, в частности, доказывается сложностью, многоступенчатостью, разветвленностью и вариативностью обнаруженных в ходе упомянутого выше исследования коррупционных схем, для образования которых нужно очень длительное время);

  2. существовало противоречие между необходимостью, с одной стороны, выстраивать систему, одновременно используя всю ее мощь, и, с другой стороны, потребностью бороться с ней (антикоррупционными мерами).
Борьба с развитой коррупцией неизбежно влечет на начальном этапе ослабление государства. В то же время в период 2000 - 2004 годов происходила борьба против классического "захвата государства" ("state capture") со стороны некоторых крупнейших капиталистов на федеральном и региональном уровнях. В этих условиях очевидно, что борьба с коррупцией была по необходимости отодвинута на второй план.

Характерно, что тезис о борьбе с коррупцией как одной из важнейших задач возникает в конце 2003 г. В 2004 г. была предпринята попытка административной реформы, то есть перенастройки системы уже как антикоррупционной, но соответствующего результата эта реформа не дала. Совершенно закономерно в 2005 году в ежегодном Послании президента России тезис об окончании периода стабилизации возник в том же контексте, что и фраза "в наши планы не входит передача государства в руки неэффективной, коррумпированной бюрократии". Характерной чертой как периода стабилизации, так и последующего периода (ускоренного развития) стала весьма консервативная кадровая политика. Чем бы это ни объяснялось, такая кадровая политика не способствует преодолению коррупции. В то же время коррупция не развилась до стадии клептократии - ситуации, когда большая часть национального дохода присваивается властными кругами (организованными авторитарно или олигархически). В России доходы экономических субъектов в основном, так или иначе, возвращаются в национальную экономику или перераспределяются в интересах общества. Однако эта проблема является реальным барьером на пути дальнейшего развития нашего общества и укрепления здорового государства.

На наш взгляд, наилучший шанс для начала эффективной антикоррупционной программы предоставляет обновление депутатского корпуса, прошедшее в ходе выборов в 2007 году, и, очевидно, предстоящее в 2008 году обновление исполнительной власти. Полагаю, что в ближайшей перспективе кадровая ротация власти должна стать правилом. Целью этой антикоррупционной программы должно стать построение антикоррупционной системы, встроенной в государственно-политическую систему и охватывающей институты власти, государственные компании и создаваемые в настоящее время госкорпорации. Необходимой частью этой системы должны быть российские неправительственные институты, желательно с международным характером деятельности, как это принято в мировой практике.

"Известия",
08.04.2008, №062


Источник: Всеукраинская партия "Родина"

  Обсудить новость на Форуме