15:15 01.04.2008 | Все новости раздела "Единая Россия"
Владимир Груздев: Референдум должен помогать принимать действительно важные для страны решения
По словам председателя партии "Единая Россия", председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, согласно законопроекту, на референдум не может быть вынесен вопрос о том, что "нужно всем в один день повысить зарплату". Документ будет препятствовать тем политическим силам, которые хотят дестабилизировать ситуацию в стране, отметил спикер Госдумы.
Если Центризбирком обнаружит, что вопросы, предлагающиеся на референдум, противоречат закону, он может обжаловать его проведение. Верховный суд РФ имеет право подать иск в Конституционный суд, решение которого является окончательным по этому вопросу, отметил Грызлов.
Согласно законопроекту, на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, в том числе о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, а также выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, вопроса ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы, вопроса войны и мира, отмечается в пояснительных документах к законопроекту.
Конституционный суд 21 марта 2007 года постановил, что запрет на вынесение на референдум вопросов о принятии и изменении федерального бюджета вытекает непосредственно из положений основного закона РФ.
"Референдум не должен подменять функции госорганов, прописанные в Конституции РФ, например по разработке бюджета, - считает член Генерального совета партии "Единая Россия", первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. - У нас есть принцип разделения властей, который четко прописан в Конституции, и прописаны полномочия властей, например, правительство готовит проект бюджета, а Госдума его рассматривает". По мнению депутата, вопросы формирования госбюджета не могут быть предметом голосования на референдуме.
"Вспомните середину 90-х годов, когда мы принимали много необеспеченных законов, и справедливо многие граждане России до сих пор отрицательно относятся к парламенту, потому что законы были приняты, но реально не были обеспечены деньгами, и соответственно они не действуют, например закон о ветеранах", - сказал Груздев.
Он заявил о необходимости создания условий, при которых референдум, являющийся одним из основных инструментов прямого волеизъявления народа, не мог бы использоваться отдельными политическим силами для достижения своих целей.
"Многие левые партии использовали право народа на референдум в своих политических целях, почему-то поднимая вопросы на референдум перед думской или президентской избирательными компаниями", - отметил Груздев. - Не должен никто подменять право общества на проведение референдума, никакие левые политические партии монополизировать себе это право не могут и не должны".
По словам депутата, новый законопроект четко определяет, по каким вопросам может быть проведен референдум, и делает процедуру проведения референдумов максимально прозрачной и понятной.
Владимир Груздев напомнил, что законопроект разработан группой депутатов во исполнение решения Конституционного суда, который обязал законодателей исправить закон "О референдуме РФ". Конституционный суд 21 марта 2007 года постановил, что запрет на вынесение на референдум вопросов о принятии и изменении федерального бюджета вытекает непосредственно из положений основного закона РФ.
"Решение Конституционного суда обязывает нас, законодателей, в определенный срок привести закон в соответствие с этим решением, - разъясняет Владимир Груздев. - Другая причина: в законе "О референдуме" действительно оставались и остаются, скажем так, серые зоны. Не нужно забывать, что по Конституции референдум - это право народа. Не отдельно взятого индивидуума или не политической партии, а именно народа".
Первое чтение законопроекта прошло 11 октября 2007 года. Как рассказал Владимир Груздев, ко второму чтению в действующем законе более четко изложен перечень тем, по которым не могут проводиться референдумы, а также права и обязанности органов власти. В этом первое новшество документа - запрещается выносить на референдум вопросы федерального бюджета, налоговых и таможенных сборов, выпуска госзаймов, изменений финансовых обязательств государства, денежной эмиссии, ратификации международных договоров, статуса и защиты госграниц, войны и мира. В первом чтении в этом перечне отсутствовали налоговые и таможенные сборы.
"Право на референдум принадлежит народу, есть Конституция, принятая всенародным голосованием, поэтому те моменты, которые уже в ней изложены, не нуждаются в вынесении на референдум", - пояснил Груздев.
"Как можно выносить на референдум, к примеру, военную доктрину государства? Ее утверждает президент, а президент выбран народом, - считает Владимир Груздев. - Или выносить на голосование вопрос о введении ЧП во время стихийных бедствий?"
"Что у нас сейчас получается... Инициативы о референдумах начинаются как раз в предвыборный период, - говорит Груздев. - Референдум пытались использовать в политических целях партии. А такая высшая форма народовластия не должна вообще использоваться в политической игре. Референдум должен стать институтом, помогающим принимать действительно важные, судьбоносные для страны решения".
Источник: Всеукраинская партия "Родина"
Обсудить новость на Форуме